Экономическая теория предложения

□ Консервативный вызов Кейнсу □ Экономика предложения. Теоретические основы концепции □ Кривая Лаффера и ее обоснование □ Эмпирические оценки важнейших зависимостей. От теории к практике

Л. Консервативный вызов Кейнсу

Конец 70-х годов ознаменован началом так называемой консер­вативной волны в западном обществе, затронувшей сферы полити­ки, экономики, идеологии, морали, культуры. В области практичес­кой политики консервативная волна оказалась тесно связанной с именами Д. Рейгана и М. Тэтчер, не случайно проводимый ими курс получил название соответственно «рейганомика» и «тэтчеризм».

Наиболее характерными чертами этого курса была широко про­декларированная ориентация на отказ от чрезмерного вмешательст­ва государства в экономику и возвращение к принципам laissez-faire; в идеологической области на первое место были выдвинуты тради­ционалистские моральные ценности: семья, личная ответственность, трудолюбие, бережливость, законопослушание и т.д.

Для консерватизма в области экономической теории и практики была характерна резкая критическая направленность. Объектами кри­тики стали кейнсианство и политика, с ним связанная.

Разумеется, критическое отношение к Кейнсу, его теории и ее практической реализации не было чем-то характерным только для конца 70-х годов. С момента своего появления развернутой критике подвергались логическая структура теории Кейнса, ее базисные ги­потезы и причинно-следственные зависимости, а курс экономичес­кой и социальной политики, который связывался с именем Кейнса, рассматривался многими как подрывающий основополагающие цен­ности капиталистического общества. Но пока экономическая ситуа­ция в странах, проводивших кейнсианскую политику, оставалась до­статочно удовлетворительной — а это 50—60-е и самое начало 70-х го­дов, — споры вокруг кейнсианства оставались в академических рам­ках; правительственные программы того времени в целом сохраняли кейнсианскую-ориентацию.

В конце 70-х годов споры между представителями различных тео-|ц гических направлений в экономической науке приобрели общест-m-пный резонанс. Основной причиной стало явление так называемой i ыгфляции — одновременного существования инфляции и безрабо­тны, устранение которых не поддавалось методам регулирования i проса. Другой причиной было очевидное падение эффективности вмешательства государства в экономику при росте его масштабов.

Общим фоном и одновременно питательной средой антикейнси-iincKHX настроений стал сдвиг ценностных ориентации в обществе, произошедший в начале 80-х годов. Там, где раньше говорили о pa­in-пстве результатов, стали провозглашать равенство шансов, где го-морили о свободе как о позитивной возможности, стали говорить о i иободе как отсутствии сковывающих рамок государства и т.д.

Неэффективность экономической политики государства оказа-

I. хорошей мишенью для тех, кто отстаивал идею свободного рын-

а проблемы с преступностью — поводом напомнить о моральных шципах, на которых строилось благополучие общества и которые пили забыты.

И экономическая теория отреагировала на эти изменения целым 11\ кетом консервативных концепций, которые далеко не всегда были мшыми, но которые смогли, наконец, пробиться через плотную ат­мосферу прокейнсианских настроений. Экономическиетеории, объ-i шненные под знаком консерватизма, достаточно различны, но об­щим для них являются: на уровне экономической философии — вера и >ффективность рынка при аллокации ресурсов и механизма цен как in новы рыночной системы; на уровне чистой теории — принцип ра­циональности экономических субъектов и оптимизации как основа минедения; наконец, на уровне методологии - принцип редукции, i с предполагают, что макроэкономические зависимости складыва-ичся из простого агрегирования микрозависимостей.

В рамках макротеории основными направлениями критики ста-ш следующие кейнсианские положения: о совокупном спросе как о I» тающем факторе экономического роста и связанный с ним тезис п пассивной роли сбережений; о стабильности цен, т.е. их инвари-iini'HocTH относительно проводимой кредитно-денежной и бюджет­ной политики.

Консерватизм 80-х годов представлен тремя концепциями: эконо­мика предложения, монетаризм, новая классика. Представители этих концепций, безусловно, разделяют перечисленные выше положения, но делают упор на различные проблемы, анализируют разные аспекты экономики, используют различный инструментарий. Так, в центре эко-

номики предложения находятся процесс накопления капитала и стояние государственных финансов, представителей этого напран ния интересует прежде всего налоговая политика, воздействие ко рой на экономику исследуется в рамках неоклассической модели uei Монетаристы и представители новой классики заняты изуче) ем вопроса о влиянии ожиданий на поведение экономических су ектов в снязи с проблемой воздействия денег на экономику, а в бо общей постановке — в связи с проблемой устойчивости рыночной ■ стемы к внешним воздействиям. При этом монетаристы пытаючо^ соединить количественную теорию денег с новы-ми разработками области теории индивидуального поведения и в какой-то мере сохрц няют макроэкономическую направленность количественной теори и ее ориентированность на анализ с позиции спроса, в то время новые классики сосредоточиваются на проблеме рационального по" ведения индивида и отказываются признать какую-либо макроэм номическую специфику вообще.

Наши рекомендации