Государственного регулирования внешнеэкономических связей
Важнейшими звеньями единой экономической политики во внешнеэкономической сфере и, следовательно, объектами государственного воздействия и регулирования являются следующие элементы:
1) соблюдение макроэкономической сбалансированности показателей внешнеторгового баланса с учетом поддержания необходимого уровня импортных поставок и форсированного развития экспорта;
2) последовательное улучшение состояния платежного баланса с учетом динамики внешнеторгового баланса, экспорта услуг, обслуживания внешнего долга РФ и погашения задолженности иностранных государств перед РФ;
3) проведение эффективной политики валютного курса рубля, обеспечивающей достижение необходимых показателей внешнеторгового и платежного баланса;
4) формирование и эффективное использование золотовалютных резервов Российской Федерации;
5) гармонизация и увязка таможенных тарифов и налогов в единую систему совершенствование существующих и принятие новых законодательных актов в системной увязке друг с другом в целях реализации сформулированных целей внешнеэкономической политики РФ на основе норм Гражданского кодекса РФ, положений и правил ВТО;
6) совершенствование системы государственной внешнеэкономической статистической отчетности.
Создание и функционирование целостной системы продвижения российских товаров на мировой рынок требуют осуществления сложного комплекса политических, экономических, финансовых и организационных мер, важнейшими из которых являются:
1) разработка приоритетов внешнеэкономической политики РФ в отношении стран, регионов, товарных рынков, групп потребителей с учетом интересов страны и последовательная их реализация, в том числе через скоординированные действия торговых представительств РФ за рубежом, представительств РФ в международных торгово-экономических организациях;
2) создание действенной системы политической поддержки, способствующей продвижению российских товаров на мировой рынок, защите интересов российских участников ВЭД;
3) оказание государственной поддержки в формировании и реализации программ развития внешнеэкономического сотрудничества регионов РФ с регионами других государств;
4) государственная координация ценовой внешнеэкономической политики российских участников ВЭД на добровольной основе.
Важнейшими мерами государственного воздействия и регулирования в области аккумулирования финансовых средств, получаемых в результате внешнеэкономической деятельности, являются:
1) достижение договоренности по глобальной (на срок 25 лет) реструктуризации внешней государственной задолженности РФ;
2) разработка и реализация системы поэтапной капитализации внешней государственной задолженности РФ (по схеме «долги – в имущество») для привлечения иностранного капитала, подготовка реестра предприятий и объектов недвижимости, права собственности на которые по этой схеме могут быть переданы иностранным владельцам;
3) разработка и реализация новых схем возвращения просроченной задолженности иностранных государств Российской Федерации путем передачи ими имущественных прав (государственные векселя, акции, казначейские обязательства и т.д.) на предприятия и объекты недвижимости, представляющие интерес для российских организаций;
4) проведение факторинговых операций по продаже (переуступке) государственных долговых обязательств стран-должников российским и зарубежным коммерческим структурам;
5) определение организаций, привлекаемых к реализации погашаемой задолженности, путем тендеров, а также номинирования в целях обеспечения возможности срочной поставки товаров для государственных нужд;
6) разработка и принятие наиболее эффективной с точки зрения экономических интересов РФ организационно-финансовой схемы по привлечению иностранных капиталов (кредитов) под залог (продажу) на долгосрочной основе российских товаров;
7) повышение эффективности использования федеральной собственности за рубежом.
Комплекс мер по защите экономических интересов РФ включает в себя:
1) введение минимальных унифицированных требований государства к заключаемым внешнеторговым контрактам (их форме, обязательным реквизитам и содержанию) в соответствии с нормами международного торгового права для обеспечения более полной защиты интересов как государства, так и самих участников ВЭД;
2) усиление государственного контроля за осуществлением бартерных сделок с валютоемкими товарами на основе учета баланса стоимости экспортируемых и импортируемых товаров;
3) разработка и введение в действие механизма контроля за перемещением интеллектуальной собственности, экспортом и импортом товаров с зарегистрированными наименованиями мест происхождения товаров;
4) использование в случае необходимости количественных ограничений экспорта на основаниях, предусмотренных положениями ГАТТ/ВТО (внутренний дефицит товаров, резкое ухудшение платежного баланса и др.);
5) осуществление в интересах РФ пересмотра предоставляемых ею преференций в отношении перечня стран и списка охватываемой преференциями номенклатуры товаров;
6) совершенствование в интересах РФ механизмов осуществления различных видов толлинга (внутреннего и внешнего);
7) совершенствование системы экспортного контроля и импортных гарантий, в том числе контроля за экспортом специфических товаров;
8) предотвращение несанкционированного реэкспорта российских товаров, разработка и внедрение механизма реализации Соглашения о реэкспорте товаров и порядке выдаче разрешений на реэкспорт.
К мерам государственного регулирования, обеспечивающим приоритетное положение российского товаропроизводителя и защиту интересов российского потребителя, относятся в первую очередь следующие:
1) разработка условий и порядка применения количественных ограничений во внешней торговле в соответствии с положениями ВТО;
2) рационализация структуры ввозных таможенных пошлин, регулирование степени конкурентного воздействия со стороны иностранных товаров на внутреннем рынке РФ;
3) разработка общего графика снижения импортных пошлин для обеспечения оптимальных возможностей для РФ как на переговорах с основными торговыми партнерами, так и при изменении ставок пошлин под воздействием внутреннего рынка;
4) разработка нормативно-правовой базы и реализация на ее основе механизмов введения на временной не дискриминационной основе защитных мер (импортных квот, специальных пошлин, антидемпинговых и компенсационных пошлин), а также в случае необходимости ответных мер в соответствии с положениями, правилами и нормами ВТО;
5) создание системы контроля качества импортируемой в РФ продукции и ужесточение контроля за ввозом в РФ опасных промышленных отходов;
6) проведение анализа внутренних и мировых цен на основные товары внешнеторгового оборота России с целью использования этих данных при подготовке предложений о введении защитных мер.
Последовательная реализация основных направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД может быть достигнута при формировании ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности, рассматриваемой и утверждаемой вместе с проектом федерального бюджета.