Тема 6. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА

План

1. Основные положения теории занятости.

2. Рынок труда и его особенности в России. Спрос и предложение на рынке труда.

3. Безработица, ее причины, виды и показатели измерения.

Регулирование безработицы. Государственная политика занятости. Социальная защита безработных.

Вопрос 1.

В Законе о занятости последняя определяется как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).

Мое определение: занятость – это социально-экономическое отношение по обеспечению трудоспособных индивидуумов рабочими местами, позволяющее им зарабатывать доход в целях удовлетворения своих потребностей.

Сточки зрения современной теории рыночной экономики последняя не в состоянии обеспечить полную занятость, и это одна из причин несовпадения ВНП реальн. и ВНПпотенц. Поэтому необходимо государственное регулирование занятости. Это в целом согласуется с марксистской теорией, согласно которой при частной собственности неизбежно существует безработица в результате роста органического строения капитала и действия законов капиталистического накопления. Однако ни (нео)классическое, ни кейнсианское направления экономической теории не связывают неполную занятость с эксплуататорской природой капитала. Классическая теория вообще рассматривает безработицу как добровольную, исходя из того, что занятость в рыночной экономике регулируется колебаниями цен труда: При снижении спроса на труд падает средний уровень цен труда, и рыночное равновесие восстанавливается за счет более низких зарплат. Кейнсианство признает возможность вынужденной безработицы, возникающей вследствие искажений действия рыночных регуляторов занятости, в том числе действий профсоюзов.

Таким образом, занятость регулируется сочетанием двух механизмов: рыночного и государственного.

Не путать занятость с процессом труда: результат последнего – благо, а занятости – обеспечение РМ.

Два критерия занятости: обретение РМ и самообеспечение. Кого считать занятым. Занятость трудовая и др. виды. Связь ее с воспроизводством рабочей силы. Необходимость перераспределения продукта, созданного занятыми, в пользу вынужденно незанятых.

Субъекты (трудоспособный индивид) и объекты (РМ) занятости.

Юридические основы занятости: 1991г. был принят соответствующий Закон РФ. Занятость приобрела добровольный характер, появилась безработица.

Виды занятости: полная и неполная; последняя может быть добровольной и вынужденной;

эффективная и неэффективная;

Неэффективная структура занятости: По РФ число занятых только в домашних хозяйствах достигало в 2003г. 18 млн. чел., из них 90% производят продукцию для собственного потребления. В Воронежской области в 2002г. было не занятых трудовой деятельностью и учебой в трудоспособном возрасте 231 тыс. чел., занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве – 94 тыс. чел., а вместе с полностью безработными таких было 410 тыс чел., или 28,6% трудовых ресурсов. Низкий уровень сельской занятости. Уровень занятости сельского населения продолжает падать: с 62% в 2000г. до 58,8% в 2002г. Неэффективная занятость часто приходит на смену безработице.

Отраслевая структура занятости свидетельствует, что структурная перестройка экономики и страны, и области идет в сторону развития отраслей и сфер, более свойственных странам третьего мира. Так, в промышленности области занято 20%, в сельском хозяйстве – 23%, в торговле и общепите – 15,7% и т.д.

формальная и неформальная (теневая, скрытая).

Концепции занятости: в рыночной экономике – эффективная, (ориентированная на конечный результат), по возможности полная, в плановой – полная (всеобщая), по возможности рациональная.

Вопрос2.

Понятие рынка труда (как особого вида рынка), его виды (рег. и нерег., по уровням, по объектам, официальный - теневой), инфраструктура и механизм функционирования.

Объекты РТ (услуги труда и РМ), субъекты (ищущие работу, в т.ч. безработные, и работодатели, а также посредники типа СЗ).

Спрос и предложение на РТ, характеристика их объема, пропорциональности, структуры по полу, возрасту, профессиям. Территориальные и профессиональные диспропорции на рынке труда.

Движение рабочей силы, его активизация. Зависимость от состояния экономики.

Факторы, определяющие состояние РТ:

Социально-демографические:

Показатели Россия 2003 Россия Область 2002 Область
1.Население, тыс чел. 144.8    
2.Трудовые ресурсы, тыс. чел.      
3.уд. вес, % 53,0   59,6  
4.Занято в отраслях, тыс.чел. 65,3    
5.уровень занятости,%     76,5  
6.Экономически активное население, тыс. чел.    
7.Не занятые в экономике, тыс.чел.     204,9  
8.Численность безработных по МОТ, тыс чел.    
9.уровень безработицы полной,% 8,5   7,3  
10.Численность. безработных зарег. тыс. чел.    
11.уровень рег. безработицы, % 1,8   1,6  
         

Трудовая структура населения. В 2001г. в РФ в трудоспособном возрасте находилось 60% населения, моложе – 19,3%, старше – 20,6%. В Воронежской области соответственно: 57, 17,5 и 25,5 процентов, т.е. сдвиг в сторону старших возрастов.

Естественное и механическое движение. В стране и области отрицательный естественный прирост населения, но в области положение хуже (в 2001г. -10,2 промилле против -6,7 по РФ).

Социально-экономические (состояние и тенденции развития экономики и социальной сферы, в особенности уровень оплаты труда. В 2004г. он превзошел 4,7 тыс. руб. по области)

Социально-психологические (мотивации, активность поведения на РТ, амбиции и т.п., необходимость их отслеживания и изучения)

Административно-правовые (в т.ч законодательство о занятости).

Характеристика ситуации на рынке труда страны и области. Критерии конкурентоспособности на РТ. Неконкурентоспособные группы населения.

Формирование РТ России не завершено. Важнейшая особенность российского РТ – отставание темпов роста безработицы от темпов кризисного спада производства, снижения объемов выпуска в отдельных отраслях. Высокая сегментация РТ. Несоответствие законодательства о занятости возможностям социальной защиты безработных

Вопрос 3.

Кого считать безработным согласно Закону о занятости. Экономическая и юридическая сторона вопроса.

Безработица имеет объективные причины и есть следствие диспропорций на рынке труда. Это – один из главных и больных признаков макроэкономического неравновесия. Безработица – всегда потери для общества. Закон Оукена гласит, что 1% превышения фактического уровня безработицы над естественным снижает ВНП на 2,5%.

В теории выделяют 3 вида безработицы: фрикционную, структурную и циклическую. Два первых в совокупности образуют естественный уровень безработицы. Его рост в исторической ретроспективе. По последним исследованиям, в РФ он составляет в начале текущего столетия около 8%, что мало отличается от других развитых стран.

На практике существует сегментация РТ и выделяются наиболее массовые группы риска безработицы: молодежь, лица старших возрастов, высвобожденные, длительно (и ранее) не работавшие, группы особой социальной защиты. Итак, виды безработицы выделяют по признакам пола, возраста, образования, причинам незанятости, длительности (сказать о застойной и ее росте) и др. Профессиональные группы безработных . Профилирование безработицы.

Большой разрыв между регистрируемой и нерегистрируемой безработицей. Так, за 1992 – 2003 гг. в Воронежской области первая изменялась от 0,5 до 2,6 процента в 1996г., 1,3% в 2000г. и 2,2% в 2003г., сейчас опять падает. Полная достигала максимума в 1999г. (11,4% - временной тренд), когда разрыв этих 2-х показателей превышал 7 раз, а в 2003г. упала до 8,2%, и разрыв снизился до 3,7 раз. Динамика безработицы следовала (тоже с временным трендом в 1,5 – 2 года) за динамикой объема производства (85% в 1996г., 120% в 1999г., 105% в 2000 и 2003гг.).

Исследования основных проблем безработицы.

Абсолютные и относительные показатели измерения безработицы.

Связь безработицы с инфляцией. Кривая Филипса выражает обратно пропорциональную зависимость между инфляцией и безработицей:

Вопрос 4.

Как проявляют себя рыночные регуляторы занятости. Дефицит рабочей силы. Конкуренция работодателей – вдобавок к конкуренции ищущих работу.

Государственное регулирование занятости:

Направлено на сдерживание роста безработицы, создание рабочих мест (разными путями могут создаваться – напрямую или установлением «правил игры», выгодных работодателям), содействие занятости безработных и их социальную защиту. Направления:

· законодательное; Кто считается безработным, согласно закону. Признаки подходящей работы. Изменения законодательства в сторону ужесточения;

· СЗ как проводник государственной политики занятости, ее основные направления и источники финансирования. Отсутствие страхования от безработицы;

· инфраструктурное регулирование отношений на РТ;

· 3-хсторонние соглашения.

Участие региональных и местных органов власти в регулировании занятости и безработицы. Установление предельно допустимых норм безработицы для регионов.

Основные проблемы. Негибкость регулирования. Снижение размеров финансирования.

Вопрос 5.

От методов и норм социальной защиты, свойственных странам с социально ориентированной экономикой, мы постепенно переходим к методам, характерным для либерально ориентированной экономики.

В последнем варианте закона о занятости пособие по безработице устанавливается, как и на ранних этапах действия законодательства, в зависимости от размеров заработной платы по последнему месту работы безработного, а для ранее не работавших – в размере минимальной заработной платы.

Продолжительность и условия выплаты пособия дифференцированы для разных категорий безработных. Так, высвобожденные могут его получать в течение года, а ранее не работавшие – только 6 мес.

При исчислении пособия от базовой зарплаты выплаты пособия составляют:

3 мес. – 75%,

4 мес. – 60%,

остальные 5 мес. – 45%.

В области при среднем размере заработной платы 4,7 тыс. руб. средний размер пособия по безработице составил руб.

Наши рекомендации