Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

Землянская И.С.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

Налоги и налогообложение

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № 2 от «23 сентября 2009 г. Заведующий кафедрой ___________Шиндялова Т.Н.  

Волгоград 2009

Содержание

Наименование раздела № Стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины  
1.1. Цели и задачи учебной дисциплины
1.2. Требования к уровню освоения дисциплины
1.3. Тематический план учебной дисциплины
1.4. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов  
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса
2.2. Рекомендации по работе с литературой
2.3. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса
2.4. Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами
2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ

РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины

1.1. Цель курса: сформировать целостное представление о проблеме управления ценообразованием в хозяйственной практике, познакомить с современным развитием теории и практики прикладного ценообразования в нашей стране и за рубежом. Изучение курса должно способствовать развитию навыков организации и самостоятельного принятия ценовых решений в компаниях.

Предметом изучения дисциплины является практика формирования системы цен в условиях рыночной экономики, проводимая фирмами и государственными структурами; направления и задачи ценовой политики; формирование ценовой стратегии; овладение методиками расчета, установления и корректировки контрактных цен; обоснование ценовых скидок и наценок; методы дифференцирования цен; показатели динамики цен и их использование в практической деятельности фирм и государства; формы и методы государственного регулирования цен; связь цен внутреннего и мирового рынков.

Основными задачами дисциплины являются:

-получение студентами целостного представления о взаимосвязи теории и практики ценообразования;

- изучение форм и методов проведения ценовой политики фирм и государства;

- получение практических навыков по использованию цен для изучения и анализа конъюнктуры рынка, динамики цен, выбора маркетинговой стратегии цен;

- проведение контрактных соглашений по обоснованию базовой цены, условий платежа.

1.2. Требования к уровню освоения дисциплины.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть навыками эффективного коммерческого ценообразования, поскольку за 70 с лишним лет практики затратного планового ценноустановления российские экономисты и, прежде всего, экономисты предприятий, потеряли культуру ценностного ценообразования в условиях рынка, которой обладают в полной мере их зарубежные коллеги. Сегодня перед студентами, изучающими дисциплину «Ценообразование» ставится задача освоения новых моделей коммерческой политики цен, их адаптации к непростой и постоянно меняющейся рыночной ситуации методами, адекватными современным отечественным реалиям. Таким образом, целью данного учебного пособия является помощь в подготовке специалистов, владеющих современной методологией коммерческого ценообразования и рыночного анализа.

В результате умелого использования методов ценоустановления возможно выявление взаимосвязей в экономике, изучение динамики ее развития, что в конечном итоге способствует принятию эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях.

1.3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Ценообразование» (60 ч.)

на 2009 – 2010 уч. год.

Для студентов Н-400

№ пп/п Наименование тем Всего, час В том числе
лекций Практические занятия Самостоятельная работа
Понятие и сущность цены. Ее функции и взаимосвязь с другими экономическими категориями.  
Система цен в экономике. Виды и структура цен. Взаимосвязь цен.  
Плановое ценообразование. Либерализация цен, сущность и последствия проведения.    
Ценовая политика и ее типичные задачи.  
Стратегия и тактика ценообразования.
Ценообразование на предприятии.
Закономерности ценообразования на мировых рынках.  
Методы государственного регулирования и контроля процессов ценообразования.
Ценообразование на экспортируемую и импортируемую продукцию.
Дифференциация цен.
Методы корректировки цены. Ценовые поправки. Ценовые скидки. Их виды и методы расчета.
Контрактная цена.  
Контрольный тест по пройденному материалу.  
Деловая игра на тему: Формирование ценовой стратегии фирмы.    
Ценообразование в сфере услуг.    
Разработка и использование ценового прогноза.    
Формирование цен на основные факторы производства.  
Ценообразование на биржевые товары.    
Ценообразование на рынке ценных бумаг.    
Ценообразование и налогообложение.    
Ценообразование в системе страхования.    
  ИТОГО:

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

Введение

Взаимосвязь теории и практики ценообразования. Цена как зеркало социально-экономических отношений в обществе. Содержание практики ценообразования в условиях рыночной экономики. Использование цен для анализа конъюнктуры рынка.

Наши рекомендации