Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Землянская И.С.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Учебно-методический комплекс для студентов специальности
Налоги и налогообложение
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № 2 от «23 сентября 2009 г. Заведующий кафедрой ___________Шиндялова Т.Н. |
Волгоград 2009
Содержание
Наименование раздела | № Стр. | |
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины | ||
1.1. | Цели и задачи учебной дисциплины | |
1.2. | Требования к уровню освоения дисциплины | |
1.3. | Тематический план учебной дисциплины | |
1.4. | Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины | |
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
2.1. | Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса | |
2.2. | Рекомендации по работе с литературой | |
2.3. | Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса | |
2.4. | Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами | |
2.5. | Советы по подготовке к экзамену (зачету) | |
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций | ||
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий) | ||
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ |
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины
1.1. Цель курса: сформировать целостное представление о проблеме управления ценообразованием в хозяйственной практике, познакомить с современным развитием теории и практики прикладного ценообразования в нашей стране и за рубежом. Изучение курса должно способствовать развитию навыков организации и самостоятельного принятия ценовых решений в компаниях.
Предметом изучения дисциплины является практика формирования системы цен в условиях рыночной экономики, проводимая фирмами и государственными структурами; направления и задачи ценовой политики; формирование ценовой стратегии; овладение методиками расчета, установления и корректировки контрактных цен; обоснование ценовых скидок и наценок; методы дифференцирования цен; показатели динамики цен и их использование в практической деятельности фирм и государства; формы и методы государственного регулирования цен; связь цен внутреннего и мирового рынков.
Основными задачами дисциплины являются:
-получение студентами целостного представления о взаимосвязи теории и практики ценообразования;
- изучение форм и методов проведения ценовой политики фирм и государства;
- получение практических навыков по использованию цен для изучения и анализа конъюнктуры рынка, динамики цен, выбора маркетинговой стратегии цен;
- проведение контрактных соглашений по обоснованию базовой цены, условий платежа.
1.2. Требования к уровню освоения дисциплины.
В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть навыками эффективного коммерческого ценообразования, поскольку за 70 с лишним лет практики затратного планового ценноустановления российские экономисты и, прежде всего, экономисты предприятий, потеряли культуру ценностного ценообразования в условиях рынка, которой обладают в полной мере их зарубежные коллеги. Сегодня перед студентами, изучающими дисциплину «Ценообразование» ставится задача освоения новых моделей коммерческой политики цен, их адаптации к непростой и постоянно меняющейся рыночной ситуации методами, адекватными современным отечественным реалиям. Таким образом, целью данного учебного пособия является помощь в подготовке специалистов, владеющих современной методологией коммерческого ценообразования и рыночного анализа.
В результате умелого использования методов ценоустановления возможно выявление взаимосвязей в экономике, изучение динамики ее развития, что в конечном итоге способствует принятию эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях.
1.3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Ценообразование» (60 ч.)
на 2009 – 2010 уч. год.
Для студентов Н-400
№ пп/п | Наименование тем | Всего, час | В том числе | ||
лекций | Практические занятия | Самостоятельная работа | |||
Понятие и сущность цены. Ее функции и взаимосвязь с другими экономическими категориями. | |||||
Система цен в экономике. Виды и структура цен. Взаимосвязь цен. | |||||
Плановое ценообразование. Либерализация цен, сущность и последствия проведения. | |||||
Ценовая политика и ее типичные задачи. | |||||
Стратегия и тактика ценообразования. | |||||
Ценообразование на предприятии. | |||||
Закономерности ценообразования на мировых рынках. | |||||
Методы государственного регулирования и контроля процессов ценообразования. | |||||
Ценообразование на экспортируемую и импортируемую продукцию. | |||||
Дифференциация цен. | |||||
Методы корректировки цены. Ценовые поправки. Ценовые скидки. Их виды и методы расчета. | |||||
Контрактная цена. | |||||
Контрольный тест по пройденному материалу. | |||||
Деловая игра на тему: Формирование ценовой стратегии фирмы. | |||||
Ценообразование в сфере услуг. | |||||
Разработка и использование ценового прогноза. | |||||
Формирование цен на основные факторы производства. | |||||
Ценообразование на биржевые товары. | |||||
Ценообразование на рынке ценных бумаг. | |||||
Ценообразование и налогообложение. | |||||
Ценообразование в системе страхования. | |||||
ИТОГО: |
Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Введение
Взаимосвязь теории и практики ценообразования. Цена как зеркало социально-экономических отношений в обществе. Содержание практики ценообразования в условиях рыночной экономики. Использование цен для анализа конъюнктуры рынка.