Требования к структурным элементам работы
Методические указания
по выполнению курсовой работы
студентами специальностей
080200 «Менеджмент»,
062100 «Управление персоналом»
Киров
Составитель: ассистент кафедры государственного и муниципального управления и менеджмента факультета управления О.В. Тарбеева
«Теория организации». Методические указания по выполнению курсовой работы студентами специальностей 080507.65 «Менеджмент», «Управление персоналом».
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры менеджмента, протокол №__ от ____________ 2012 г. и на заседании учебно-методической комиссии, протокол № ___ от___________2012 г.
Рецензент:
©Тарбеева О.В., 2012 г.
©ВятГГУ, Факультет управления
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Общие положения. 4
1.2. Структура работы.. 5
1.3. Требования к структурным элементам работы.. 6
1.4 Требования стандарта к оформлению курсовой работы.. 13
1.5 Порядок проверки и защиты курсовой работы.. 24
1.6. Примерная тематика курсовых работ. 25
Библиографический список. 28
Общие положения
Студенты, обучающиеся по специальностям 080200 “Менеджмент”, 062100 “Управление персоналом” в соответствии с учебным планом выполняют курсовую работу по дисциплине “Теория организации” по одной из предложенных тем.
Основная цель курсовой работы – показать умение студента вести самостоятельные научные исследования и соединять теоретические знания с решением конкретных вопросов деятельности организации. Выбор темы определяется практической деятельностью студента и возможностью подбора и получения необходимых фактических материалов по предприятию (организации).
Курсовая работа – сложная форма контроля знаний, поэтому особое внимание следует обратить на то, чтобы ее содержание не носило отвлеченный характер. Курсовая работа выполняется на основании материалов конкретной организации за последние 3 года.
Процесс выполнения курсовой работы включает следующие этапы:
· изучение настоящих методических указаний;
· выбор темы курсовой работы и ее согласование с руководителем;
· формулировка цели и составление плана;
· подбор, изучение и анализ содержания литературных источников по теме работы;
· сбор, обобщение и анализ информации по конкретной организации;
· написание и оформление работы;
· защита работы.
Общими требованиями к курсовой работе являются:
· изложение рассматриваемых вопросов на высоком теоретическом уровне;
· логическая последовательность изложения материала;
· достоверность и взаимная увязка данных между собой;
· обоснованность выводов и рекомендаций;
В содержании работы должны найти отражение следующие проблемы:
· теоретические аспекты исследуемого вопроса;
· краткая организационно-экономическая характеристика организации – объекта исследования;
· экономико-статистический анализ материалов организации по изучаемой теме;
· выводы и конкретные предложения по успешному решению проблемы, основанные на анализе литературных источников и результатах собственных исследований студента в организации.
Конкретная проблема, выбранная для исследования, должна разрабатываться с точки зрения нахождения путей повышения эффективности деятельности организации.
Представлять курсовую работу следует в установленный учебным планом срок. Курсовая работа, не отвечающая требованиям, изложенным в настоящих методических указаниях, возвращается вместе с рецензией студенту с оценкой “на доработку”. Исправленная работа сдается на кафедру для повторной проверки. Окончательная оценка курсовой работы выставляется после ее защиты.
Структура работы
Определившись с объектом исследования и темой работы, необходимо составить план работы. Общая структура полностью оформленной курсовой работы включает в себя следующие разделы:
· титульный лист;
· содержание;
· введение;
· теоретическая часть (глава 1);
· основная (специальная) часть (главы 2, 3);
· заключение (выводы и предложения);
· библиографический список;
· приложения.
Требования к структурным элементам работы
Титульный лист является первой страницей и оформляется по строго определенному стандарту (приложение А).
В «Содержании» (приложение Б) последовательно перечисляются заголовки всех разделов (глав) и подразделов, пронумерованные согласно их размещению в работе. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе, с обязательным указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять названия разделов и подразделов в тексте работы. Сокращение или представление их в другой формулировке, последовательности или соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускаются. Названием раздела служит слово “СОДЕРЖАНИЕ”, записанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.
Во «Введении» (2-3 страницы) следует обосновать значимость темы и ее актуальность, современное состояние вопроса, охарактеризовать нерешенные проблемы, обосновать цель и задачи работы, указать объект и предмет исследования, методы и приемы, использованные при проведении исследования, и источники исходной информации (официальные, литературные, учетные, статистические и др.). Названием раздела является слово “ВВЕДЕНИЕ”, написанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.
Под актуальностью темы исследования принято понимать степень его важности в определенный момент времени и в определенных условиях для решения конкретной проблемы. От обоснования актуальности логично перейти к формулировке цели проводимого исследования и задач, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью. Цель курсовой работы, как правило, определяется ее названием (темой) и состоит в исследовании частных вопросов в рамках уже апробированных концепций и методик. Задачи исследования формулируются в форме перечисления (изучить ..., исследовать..., проанализировать..., оценить..., охарактеризовать..., обосновать ..., определить ...). Формулировки задач обычно отражают название разделов и подразделов курсовой работы. Они должны быть точными и краткими. Объект исследования – изучаемое предприятие (организация). Предмет исследования – проблема, над которой работает исследователь.
Теоретическая часть (глава 1) (до 10 страниц) представляет собой изложение теоретических основ изучаемого вопроса на основе исследования литературных источников. Эту часть работы следует четко увязать с темой и с последующими разделами (главами), она не должна быть изолированной от них. Студенту необходимо показать глубину проработки вопроса, поэтому количество литературных источников должно составлять не менее 25 наименований (законодательных и нормативных документов, книг, статей и др.). Они должны достаточно полно характеризовать состояние вопроса. Материалы данной части следует расположить таким образом, чтобы сведения давали последовательное логическое представление в теоретическом аспекте об актуальности, современном состоянии и проблемах изучаемого вопроса, а также раскрывали способы их решения. При изучении литературы необходимо обращать особое внимание на передовой опыт, освещающий пути повышения эффективности деятельности организаций. При написании данной части следует помнить, что использование материалов учебников по дисциплине в качестве литературных источников является нежелательным. Наибольшую ценность представляют материалы статистических и научных исследований, характеризующие различные аспекты изучаемого вопроса. Разделы этой части должны иметь краткие и емкие названия, отражающие их суть.
Очень серьезное внимание при написании курсовой работы должно быть уделено ее языку и стилю, которые свидетельствуют об общем уровне профессиональной культуры автора.
Характерными особенностями учебно-исследовательской работы должны быть смысловая законченность, целостность, логичность и связность, достигаемые использованием формально-логического стиля изложения материала.
Практикой выработан ряд основных правил построения устойчивых речевых, грамматических и стилистических оборотов в работах научно- и учебно-исследовательского характера, соблюдение которых позволяет обеспечить соответствующий требованиям уровень изложения материала. Важнейшими из них являются:
· применение специальных функционально-синтаксических средств связи, указывающих на последовательность (логику) развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, в последствии и др.), противоречивые отношения (однако, тем не менее, несмотря на ..., в то время как ... и др.), причинно-следственные отношения (благодаря чему, следовательно, поэтому, по причине того что, вследствие чего и др.), переход от одной мысли к другой (необходимо оценить, перейдем к ..., следует остановиться на ...), итог или вывод (таким образом, следует отметить, итак, в итоге, в заключение следует сказать ... и др.), объект или предмет (данный, этот, следующий, указанный, названный, отмеченный и др.);
· использование характерных для научной речи оборотов, раскрывающих свойства предметов и явлений, а также степень развития процессов. Например, не принято употреблять сравнительные прилагательные или наречия, образованные с помощью приставки «по» (повыше, помедленнее и др.), суффиксов «-еньк-», «-иньк-», «-айш-», «-ейш-», (маленький, огромнейший, высочайший). Как правило, при характеристике свойств предметов или явлений для образования превосходной степени используются слова «наиболее», «наименее», «максимально» в сочетании с прилагательными (наиболее высокий максимально результативный), а для описания развития процессов – причастия, образованные от прилагательных с помощью суффиксов «-ущ-», «-ющ-» (растущий, доминирующий);
· применение указательных местоимений (этот, тот, такой), не конкретизирующих предмет, а выражающих связи между частями высказывания (например: «на основании анализа значений этих показателей можно дать оценку ...»). В то же время неопределенные местоимения (что-то, кое-что и др.) в научной речи использовать не принято;
· использование специальных вводных слов или словосочетаний (по сообщению ..., согласно мнению ..., по данным ...), указывающих на источник данных и обеспечивающих объективность изложения материала;
· избежание экспрессивных языковых элементов, придающих эмоциональную окраску излагаемому материалу;
· применение специальных терминов, позволяющих в краткой форме давать развернутые характеристики установленных фактов, понятий, явлений, процессов;
· использование местоимения «мы», формально подчеркивающего, что излагаемая точка зрения отражает мнение группы людей, принадлежащих к определенному научному течению (научной школе). В то же время в научно- и учебно-исследовательских работах практически не используется личное местоимение «я».
· Соблюдение этих правил позволяет избежать ряда наиболее часто совершаемых студентами ошибок при изложении материала курсовой работы.
Основная (специальная) часть (главы 2, 3) (до 30 страниц) является центральной в работе. Эта часть может состоять из нескольких (не более трех) разделов (глав) и подразделов (параграфов), подробно характеризующих как объект исследования в целом, так и конкретное состояние изучаемого вопроса с обоснованием предложений по совершенствованию исследуемых процессов. В целях краткости изложения все материалы целесообразно представить в виде статистических данных и оформить их в виде таблиц. После каждой таблицы делается взвешенный анализ.
Первым разделом основной части (глава 2) является глава, представляющая организационно-экономическую характеристику объекта исследования – за последние 3 года. Объем раздела – не более 10 страниц. Материалы раздела должны охватывать следующие направления:
· название, год и цель создания организации, ее местонахождение;
· организационно-правовая форма;
· профиль и характер деятельности;
· схема организационной структуры и структуры управления;
· характеристика внешней среды;
· анализ внутренней среды;
· основные результаты деятельности (Приложение В).
Во втором разделе основной части (до 20 страниц) необходимо раскрыть фактическое состояние изучаемого вопроса в организации. Здесь автор, используя свои теоретические знания, детально исследует и анализирует различные аспекты темы. Особое внимание следует уделить динамике протекания изучаемых процессов, изменению основных (экономических) показателей и выявлению факторов, вызвавших эти изменения. На основании проведенного анализа студент должен разработать и обосновать конкретные и реальные предложения, позволяющие изменить ситуацию в организации в лучшую сторону.
Заключение (выводы и предложения) (2-3 страницы) должно логично завершать проведенное исследование и синтезировать наиболее значимые итоги курсовой работы. Выводы и предложения оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, располагаемых в последовательности изложения вопросов основной части работы. В них показывается, как решена цель, поставленная во введении, в сжатой, тезисной форме излагаются главные результаты исследования и фиксируются пути или конкретные мероприятия по совершенствованию изучаемых процессов. Не допускается делать выводы, отражающие какие-либо общие вопросы и не относящиеся непосредственно к предмету и объекту исследования.
Библиографический список должен включать не менее 25 наименований литературных источников и быть оформлен в соответствии с установленными требованиями (п. 1.4.). В библиографический список необходимо включить только те источники, которые непосредственно использовались студентом в работе.
Курсовая работа выполняется на основе глубокого изучения студентом библиографических источников. Это позволяет ему ознакомиться с современным состоянием изучаемого вопроса, расширяет его постановку, знакомит с применяемыми методами исследования и т.д. В этой связи на публикации последних лет нужно обращать особое внимание. В них отражается действующая практика, нерешенные вопросы и проблемы, а также высказываются суждения о возможных путях и методах совершенствования действующей практики с учетом отечественного и зарубежного опыта. Самая свежая информация может быть получена из газет, журналов, отчетов о проведении научно-исследовательской работы (НИР).
При написании курсовой работы можно использовать публикации статей в таких журналах, как «»Менеджмент в России и за рубежом», «Управление персоналом», «Маркетолог», «Маркетинг в России и за рубежом», «Коммерческий вестник», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Экономист», «Инвестиции в России», «ЭКО», «Финансы», «Деньги и кредит», «Эксперт», «Деньги», «Профиль», «Человек и труд», «Общество и экономика», «Налоговый вестник», «Вестник статистики», «Мировая экономика и международные отношения», «Экономические стратегии», а также в еженедельниках «Экономика и жизнь», «Аргументы и факты» и др.
Современные нормативные акты, регулирующие экономическую жизнь страны, публикуются в еженедельнике «Экономика и жизнь», «Российской газете», областной официальной прессе (в Кировской области это – «Вятский край», «Вести», «Товар-деньги-товар»), районных газетах.
Навыки работы с научной литературой очень важны, так как, только тщательно изучив все предшествующие научные достижения в узкой области, можно выйти к границам неисследованного.
Работа над литературным источником – творческий процесс. Необходимо не просто цитировать и конспектировать изучаемых авторов, а критически излагать их точки зрения, сопровождая это собственными заключениями, суждениями и оценками. Задача чтения и реферирования не только в узнавании нового материала, но и в критической оценке прочитанного.
При изучении библиографических источников необходимо:
· внимательно читать и прорабатывать те места в книгах и статьях, которые имеют непосредственное отношение к исследуемой теме;
· выписывать из прочитанных текстов наиболее важную информацию, которая может быть использована при написании курсовой работы;
· целесообразно составлять краткий конспект текста, содержащего предложения по совершенствованию действующих положений, их аргументацию. Очень важно, чтобы в нем приводились точки зрения авторов по существующим проблемам, давался их анализ. При анализе взглядов различных авторов на имеющиеся проблемы студент имеет возможность проявить свои творческие способности. Он может аргументировано поддержать точку зрения какого-либо автора или доказать неубедительность его позиции, высказать свое мнение, внести предложения по решению проблем.
Записи из библиографических источников следует делать на отдельных карточках (листах), которые целесообразно открывать на каждый вопрос плана курсовой работы. В них необходимо указывать номер источника по списку. Такая систематизация при конспектировании проблемных вопросов позволяет более глубоко и всесторонне осветить вопросы темы.
Приложения содержат вспомогательный материал, который с целью сокращения объема курсовой работы не вошел в основную часть. В тексте работы необходимо делать соответствующие ссылки на приложения, а сами приложения располагать в порядке появления ссылок на них. Объем приложений не регламентируется, что позволяет варьировать объемом основной части курсовой работы.
Минимальныйобъем курсовой работы 40-45 страниц, максимальный – 50 машинописных листов стандартного формата без учета библиографического списка и приложений.