Ключевые понятия и термины. Долгосрочный, или длительный, период (long-run period) – отрезок времени
Долгосрочный, или длительный, период (long-run period) – отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы производства.
Дуговая эластичность(arc elasticity) – показатель средней реакции величины спроса (предложения) на некотором отрезке кривой на изменение цены товара.
Единичная эластичность (unitary elasticity) – случай, когда коэффициент эластичности равен единице; процент изменения величины спроса или предложения равен проценту изменения цены.
Краткосрочный, или короткий, период (short-run period) –отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить объем использования всех производственных факторов. Объем производства можно менять только за счет переменных факторов производства.
Малоценные товары (inferior goods) – товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода (товары низкого качества).
Мгновенный период (immediate period) – период в деятельности фирмы, когда количество всех используемых факторов остается постоянным.
Неэластичное предложение(inelastic supply) – коэффициент эластичности такого предложения меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объема предложения.
Неэластичный спрос(inelastic demand) – коэффициент эластичности такого спроса меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объема спроса.
Обычный товар(normal good)– товар, спрос на который при росте дохода увеличивается.
Перекрестная эластичность спроса(cross elasticity) – эластичность спроса на одно благо относительно изменения цен на другое благо.
Совершенно неэластичное предложение(perfectly inelastic supply) – ситуация, при которой изменение цены не влечет за собой изменения величины предложения товара; величина предложения одинакова при любых ценах.
Совершенно неэластичный спрос(perfectly inelastic demand)– ситуация, при которой изменение цены не влечет за собой изменения величины спроса на товар; величина спроса одинакова при любых ценах.
Совершенно эластичное предложение(perfectly elastic supply) – ситуация, при которой изменение величины предложения не требует изменения цены товара; продавцы готовы увеличить объем предложения товара по неизменной цене.
Совершенно эластичный спрос (perfectly elastic demand) – ситуация, при которой изменение величины спроса не требует изменения цены товара; ситуация, при которой покупатели готовы покупать весь имеющийся на рынке товар по неизменной цене.
Товары Гиффена(Giffen goods) – товары, спрос на которые растет с ростом цены товара.
Товары первой необходимости(first necessity goods) – товары, спрос на которые вначале незначительно увеличивается, но по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо постоянном уровне.
Товары роскоши(luxury goods) – товары, спрос на которые резко увеличивается при росте дохода.
Точечная эластичность(point elasticity) – определяется значением тангенса угла касательной к кривой спроса с осью абсцисс.
Эластичное предложение(elastic supply) – коэффициент эластичности такого предложения больше единицы; процент изменения величины предложения больше процента изменения цены товара.
Эластичность(elasticity) – мера реакции одной переменной на изменение другой переменной.
Эластичность спроса (предложения) по цене (price elasticity of demand (supply)) – показывает относительное изменение объема спроса (предложения) под влиянием изменения цены на 1 %.
Эластичность спроса по доходу (income elasticity of demand, Edi) – отношение процентного изменения спроса на продукт к процентному изменению дохода.
Эластичный спрос (elastic demand) – спрос, для которого коэффициент эластичности больше единицы; процент изменения величины
спроса больше процента изменения цены товара.
Литература: [5, с. 117–130; 6, с. 423–430; 7, с. 134–140; 8, с. 183–206; 10, с. 83–100; 11, с. 107–114; 14, с. 50–51; 15, с. 102–105; 18, с. 70–78; 19, с. 72–76; 20, с. 113–118].
Тесты и задачи
1. Эластичность спроса по цене – это:
а) изменение спроса при изменении дохода;
б) мера реакции процентного изменения величины спроса при изменении цены на 1 %;
в) изменение величины спроса при изменении цены;
г) изменение величины спроса при изменении величины предложения.
2. Коэффициент эластичности спроса по цене изменяется:
а) от 0 до ∞;
б) от 0 до 1;
в) от 1 до ∞;
г) от – ∞ до + ∞.
3. Если цена сократится на 1 %, а величина спроса увеличится на 2 %, то этот спрос:
а) эластичный;
б) неэластичный;
в) абсолютно эластичный;
г) абсолютно неэластичный.
4. Если спрос эластичен, то коэффициент эластичности спроса по цене:
а) равен 1;
б) меньше 1;
в) больше 1;
г) равен нулю.
5. Кривая абсолютно неэластичного спроса по цене:
а) вертикальна;
б) горизонтальна;
в) восходящая;
г) нисходящая.
6. Кривая абсолютно эластичного спроса по цене:
а) вертикальна;
б) горизонтальна;
в) восходящая;
г) нисходящая.
7. Перекрестная эластичность спроса характеризует относительное изменение:
а) спроса на одно благо при изменении цены на другое благо;
б) спроса на одно благо при изменении предложения другого блага;
в) спроса на одно благо при изменении дохода потребителя;
г) спроса на данное благо при изменении его предложения.
8. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене имеет положительное (> 0) значение, то блага являются:
а) взаимозаменяемыми (субституты);
б) взаимодополняемыми (комплементы);
в) независимыми;
г) высококачественными.
9. Если цена на продукцию повышается при неэластичном спросе, то выручка:
а) сокращается;
б) растет;
в) не изменяется;
г) нет устойчивой зависимости.
10. Если цена на продукцию повышается при эластичном спросе, то выручка:
а) сокращается;
б) растет;
в) не изменяется;
г) нет устойчивой зависимости.
11. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса меньше нуля, то блага являются:
а) взаимозаменяемыми;
б) взаимодополняемыми;
в) нейтральными;
г) высококачественными.
12. Товар относится к высококачественному (нормальному), если коэффициент эластичности спроса по доходу:
а) меньше 0;
б) больше 0, но меньше 1 (0 < EI < 1);
в) больше 1;
г) равен 1.
13. Если коэффициент эластичности предложения по цене больше
1, то предложение:
а) эластично;
б) неэластично;
в) единичной эластичности;
г) абсолютно неэластично.
14. Кривая абсолютно неэластичного предложения по цене представляет собой линию:
а) горизонтальную;
б) вертикальную;
в) восходящую;
г) нисходящую.
Ответы:1. б); 2. а); 3. а); 4. в); 5. а); 6. б); 7. а); 8. б); 9. б); 10. а); 11. б); 12. в); 13. а); 14. б).
Задача. Функция спроса на товар Х имеет следующий вид:
QХ = 10 – 2PХ + 0,5PY,
где PХ, PY – рыночные цены товаров Х и Y.
Цена товара Х изменяется с 3 до 4 руб., товара Y – с 9 до 10 руб.
Определите:
а) коэффициент эластичности спроса по цене на товар Х;
б) коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар Х в зависимости от изменения цены товара Y;
в) к какой группе (комплементы, субституты или нейтральные) относятся товары Х и Y?
Решение: а) определим величину спроса на товар Х при цене 3 руб. и цене товара Y в 9 руб.: Qx1 = 10 – 2 3 + 0,5 9 = 8,5 ед. Затем рассчитаем величину спроса на товар Х при изменении его цены с 3 до 4 руб. и неизменной цене товара Y в 9 руб.: Qx2 = 10 – 2 4 + 0,5 9 = = 6,5 ед. Эластичность спроса на товар Х на данном отрезке составит: ЕdХ = ((6,5 – 8,5):(8,5 + 6,5)):((4 – 3):(4 + 3)) ≈ 0,93; ЕdХ < 0, следовательно, спрос на товар Х по цене неэластичен;
б) при изменении цены товара Y с 9 до 10 руб. величина спроса на товар Х изменится до Qx2 = 10 – 2 3 + 0,5 10 = 9 ед. Перекрестная эластичность спроса на товар Х на данном отрезке составит: ЕdХY = = ((9 – 8,5):(8,5 + 9)):((10 – 9):(10 + 9)) ≈ 0,54;
в) ЕdХY ˃ 0, следовательно Х и Y являются товарами-субститутами, т.е. при росте цены на товар Y увеличивается спрос на товар Х.