Объем дисциплины и виды учебной работы. Проректор по образованию

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2015 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА»

для обучающихся всех форм обучения

направление подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям). профиль «Машиностроение и металлообработка»

профиль «Транспорт»

профиль «Металлургия»

Екатеринбург

РГППУ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладная экономика». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 32 с.

Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Автор: к.э.н., с.н.с., профессор Г.И. Журухин
     
Рецензенты: д.э.н., профессор В.Н. Шеметов

Одобрен на заседании кафедры профессионально-экономического обучения ФЭУ. Протокол от «__» ____________ 2014 г. № __.

Заведующий кафедрой ПЭО Т.К. Руткаускас

Рекомендован к печати методической комиссией Факультета экономики и управления РГППУ. Протокол от от «__» ____________ 2014 г. № __.

Председатель методической комиссии ФЭУ   Н.И. Зырянова
     
Декан ФЭУ   А.Г. Мокроносов

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально – педагогический университет», 2015.

© Г.И. Журухин, 2015

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«Прикладная экономика» является прикладной дисциплиной, формирующей экономическое мышление, компетентность и профессионализм бакалавров профессионального обучения в области экономики.

Целями изучения дисциплины «Прикладная экономика» являются: ознакомление студентов с концептуальными основами экономики хозяйствующих субъектов как современной науки об экономических механизмах функционирования предпринимательских бизнес-структур; формирование экономического мировоззрения на основе знания особенностей социально-экономических систем; воспитание навыков экономической культуры.

Познавательные, обучающие и профессиональные цели дисциплины «Прикладная экономика» - обеспечить освоение студентами неэкономических профилизаций теоретических основ построения механизма функционирования субъектов хозяйствования в современных условиях развития рыночных отношений национальной экономики,; формирование умений и навыков определения и решения экономических проблем хозяйствующих субъектов

Задачи дисциплины:

- формирование у студентов представлений о структуре российской экономики в генезисе;

- изучение содержания экономической деятельности субъектов хозяйственной деятельности - организации (предприятия) и совокупности производственных ресурсов, определяющих его функционирование в рыночных условиях;

- изучение системы экономических показателей, методов их расчета и применения для повышения эффективности деятельности организации (предприятия);

- ознакомление с нормативной, методической и справочной литературой по экономике организации (предприятия).

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Прикладная экономика» - входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл – Б.1 (базовая часть) и базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин: экономическая теория, математика, история науки и техники и ряд других дисциплин.

Для изучения учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1 Из курса «Экономическая теория»:

Знания: теоретические основы функционирования рыночной экономики; экономические основы производства и ресурсы предприятия; основные понятия, категории и инструменты микроэкономики; основные закономерности функционирования рынков.

Умения: применять экономическую терминологию, лексику и основные экономические категории; использовать источники экономической информации; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора.

Владения: навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации, владеть простейшими приемами психической саморегуляции, способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности.

2.2 Из курса «Математика»:

Знания: Натуральные числа (N). Простые и составные числа. Делитель, кратное. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное. Целые числа (Z). Рациональные числа (Q), их сложение, вычитание, умножение и деление. Сравнение рациональных чисел. Действительные числа (R), их представление в виде десятичных дробей. Выражения с переменными. Формулы сокращенного умножения. Степень с натуральным и рациональным показателем. Арифметический корень. Понятие функции. Способы задания функции. Область определения. Множество значений функции. График функции.

Умения: Находить корни линейных и квадратных уравнений. Решать линейные и квадратные неравенства и системы неравенств и уравнений. Строить графики основных элементарных функций. Изображать плоские и пространственные геометрические фигуры на чертеже и производить простейшие построения на плоскости и в пространстве. Использовать геометрические представления при решении алгебраических задач

Владения: Методами решения линейных, квадратичных, тригонометрических уравнений и неравенств. Навыками построения графиков основных элементарных функций. Простейшими приемами нахождения производных. Навыками проведения расчетов численных значений функций с помощью калькуляторов и таблиц. Методами построения плоских и пространственных геометрических фигур.

2.3 Из курса «История науки и техники»:

Знания: основные закономерности развития научного знания; механизмы, воздействия методологических установок на формирование научных парадигм в области научного технического знания; принципы основных методологических подходов к развитию научного знания; пути и направления изменения методологических аспектов развития научного знания.

Умения: основные закономерности развития науки и техники; механизмы, воздействия методологических установок на формирование научных парадигм; принципы основных методологических подходов к развитию науки и техники; пути и направления изменения методологических аспектов развития научного знания.

Владения: инструментами методологии научного творчества, информацией и навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации, владеть способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности.

Знания и умения, формируемые в процессе изучения дисциплины «Прикладная экономика» используются при оценке экономической эффективности проектной выпускной квалификационной работы.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

- способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15);

- готов к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях; (ПК-26);

- готов к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности; (ПК-33).

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

- содержание законодательных актов, нормативных, методических материалов в сфере планирования и отчетности, налогообложения, регламентации финансово-хозяйственной деятельности организаций (предприятий);

- ресурсы предприятия и основные факторы производственной деятельности, методы формирования затрат производственных ресурсов; измерения результатов и оценки эффективности текущей и инвестиционной деятельности предприятия

- формы и направления стимулирования деятельности организации (предприятия).

Уметь:

- выполнять расчеты экономических показателей, учитывая их взаимосвязь и взаимозависимость;

- выявлять основные факторы, определяющие направления и результаты деятельности предприятия;

- оценивать затраты и измерять отдачу производственных ресурсов, определять эффективность предлагаемых мероприятий и принимаемых решений;

- оценивать эффективность производства и уровень экономического состояния предприятия.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

- технологиями работы с различного рода источниками информации;

- методами и приемами проведения соответствующих расчетов и принятия управленческих решений.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Формы обучения
Очная с полным сроком Очная с сокращенным сроком Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
Семестры
7-й 4-й 8-9-й 5-6-й
Общая трудоемкость дисциплины
Переаттестация    
Аудиторные занятия
лекции
практические занятия
семинарские занятия        
лабораторные работы        
другие виды аудиторных занятий    
Самостоятельная работа
изучение теоретического курса
курсовая работа
контрольная работа        
подготовка к диф. зачету
Вид промежуточного контроля диф. зачет диф. зачет диф. зачет диф. зачет

4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины по очной форме обучения (с полным сроком)

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Субъекты хозяйствования 1,2 Еженед. Собесед., участие в практ. занятии – 1.
2. Производственная программа и производственная мощность предприятия 2,3 Еженед. Собесед., участие в практ. занятии – 2,3; Рубежный тест – 3.
3. Основные фонды и оборотные средства 4,5 Еженед. Собесед., участие в практ. занятии – 4,5.
4. Трудовые ресурсы предприятия 6,7 Еженед. Собесед., участие в практ. занятии – 6,7; Рубежный тест – 7.
5. Издержки производства и обращения 8,9 Еженед. Собесед., участие в практ. занятии – 8,9.
6. Цены и ценообразование 10,11 Еженед. Собесед., участие в практ. занятии – 10,11.
7. Финансовые результаты деятельности предприятия 12,13 Еженед. Собесед., участие в практ. занятии – 12,13; Рубежный тест – 13.
8. Экономическая и социальная эффективность хозяйственной и инвестиционной деятельности 14,15 Еженед. Собесед., участие в практ. занятии – 14,15; Итоговый тест – 15.
9. Работа над курсовой работой       Еженед.  
  Подготовка к диф. зачету          
Итого за 7 семестр   Дифференцирован-ный зачет
                   

4.3.Содержание дисциплины

Таблица 3

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание разделов
  Раздел 1. Экономические основы функционирования предприятия.
Субъекты хозяйствования Понятие предприятия. Основные черты предприятия. Признаки предприятия как хозяйствующего субъекта. Содержание, цели и задачи деятельности предприятия. Виды деятельности предприятия. Внешняя среда предприятия и ее состав. Факторы прямого и косвенного воздействия на предприятие, их влияние на экономику предприятия. Внутренняя среда предприятия и ее основные элементы. Общая и производственная структура предприятия. Виды производственной структуры. Пути совершенствования производственной структуры.
Производственная программа и производственная мощность предприятия Товарная политика. Номенклатура и ассортимент. Факторы, определяющие товарную политику предприятия. Товарный знак. Товарная марка. Сущность производственной программы. Производственная мощность предприятия. Понятие и виды. Основные направления улучшения использования производственной мощности.
  Раздел 2. Ресурсное обеспечение предприятия.
Основные фонды и оборотные средства Состав и структура основных производственных фондов. Износ основных фондов. Виды износа. Амортизация основных фондов, ее содержание и назначение. Показатели наличия, состояния и использования основных фондов Сущность оборотных средств предприятия. Состав и структура оборотных средств. Классификация оборотных средств. Пути повышения эффективности использования основных фондов и оборотных средств.
Трудовые ресурсы предприятия Персонал предприятия, его классификация и структура. Движение кадров: понятие, причины и показатели. Определение потребности в кадрах. Производительность труда как оценка его эффективности. Сущность производительности труда и факторы ее роста. Показатели производительности труда. Методы измерения производительности труда. Основные пути повышения производительности труда. Понятие оплаты труда. Элементы организации оплаты труда на предприятии.
  Раздел 3. Результаты производственно-хозяйственной деятельности.
Издержки производства и обращения Понятие и виды издержек. Сущность и назначение себестоимости продукции (работ, услуг). Группировка затрат по экономическим элементам и статьям расходов. Классификация затрат на производство и реализацию продукции.

Окончание таблицы 3

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание разделов
Цены и ценообразование Сущность и структура цен на продукцию (работу, услугу). Функции цен. Виды цен на товары и услуги предприятий. Методы определения цен. Содержание процесса ценообразования.
Финансовые результаты деятельности предприятия Выручка от реализации (продаж) продукции (работ, услуг). Прибыль как финансовый результат. Экономическая сущность и функции прибыли. Виды прибыли, порядок их определения. Распределение и использование прибыли. Методы распределения прибыли. Направления использования прибыли. Экономическая сущность рентабельности. Показатели рентабельности. Порог рентабельности (точка безубыточности). Пути повышения рентабельности.
Экономическая и социальная эффективность хозяйственной и инвестиционной деятельности Понятие эффекта и эффективности. Обобщающие показатели эффективности производства. Экономическая эффективность инвестиционного развития организации, предприятия. Социальная эффективность. Система показателей общей экономической эффективности.
         

Наши рекомендации