Объем дисциплины и виды учебной работы. Проректор по образованию
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2015 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА»
для обучающихся всех форм обучения
направление подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям). профиль «Машиностроение и металлообработка»
профиль «Транспорт»
профиль «Металлургия»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладная экономика». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 32 с.
Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Автор: | к.э.н., с.н.с., профессор | Г.И. Журухин |
Рецензенты: | д.э.н., профессор | В.Н. Шеметов |
Одобрен на заседании кафедры профессионально-экономического обучения ФЭУ. Протокол от «__» ____________ 2014 г. № __.
Заведующий кафедрой ПЭО | Т.К. Руткаускас |
Рекомендован к печати методической комиссией Факультета экономики и управления РГППУ. Протокол от от «__» ____________ 2014 г. № __.
Председатель методической комиссии ФЭУ | Н.И. Зырянова | |
Декан ФЭУ | А.Г. Мокроносов |
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально – педагогический университет», 2015.
© Г.И. Журухин, 2015
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«Прикладная экономика» является прикладной дисциплиной, формирующей экономическое мышление, компетентность и профессионализм бакалавров профессионального обучения в области экономики.
Целями изучения дисциплины «Прикладная экономика» являются: ознакомление студентов с концептуальными основами экономики хозяйствующих субъектов как современной науки об экономических механизмах функционирования предпринимательских бизнес-структур; формирование экономического мировоззрения на основе знания особенностей социально-экономических систем; воспитание навыков экономической культуры.
Познавательные, обучающие и профессиональные цели дисциплины «Прикладная экономика» - обеспечить освоение студентами неэкономических профилизаций теоретических основ построения механизма функционирования субъектов хозяйствования в современных условиях развития рыночных отношений национальной экономики,; формирование умений и навыков определения и решения экономических проблем хозяйствующих субъектов
Задачи дисциплины:
- формирование у студентов представлений о структуре российской экономики в генезисе;
- изучение содержания экономической деятельности субъектов хозяйственной деятельности - организации (предприятия) и совокупности производственных ресурсов, определяющих его функционирование в рыночных условиях;
- изучение системы экономических показателей, методов их расчета и применения для повышения эффективности деятельности организации (предприятия);
- ознакомление с нормативной, методической и справочной литературой по экономике организации (предприятия).
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Прикладная экономика» - входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл – Б.1 (базовая часть) и базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин: экономическая теория, математика, история науки и техники и ряд других дисциплин.
Для изучения учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1 Из курса «Экономическая теория»:
Знания: теоретические основы функционирования рыночной экономики; экономические основы производства и ресурсы предприятия; основные понятия, категории и инструменты микроэкономики; основные закономерности функционирования рынков.
Умения: применять экономическую терминологию, лексику и основные экономические категории; использовать источники экономической информации; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора.
Владения: навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации, владеть простейшими приемами психической саморегуляции, способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности.
2.2 Из курса «Математика»:
Знания: Натуральные числа (N). Простые и составные числа. Делитель, кратное. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное. Целые числа (Z). Рациональные числа (Q), их сложение, вычитание, умножение и деление. Сравнение рациональных чисел. Действительные числа (R), их представление в виде десятичных дробей. Выражения с переменными. Формулы сокращенного умножения. Степень с натуральным и рациональным показателем. Арифметический корень. Понятие функции. Способы задания функции. Область определения. Множество значений функции. График функции.
Умения: Находить корни линейных и квадратных уравнений. Решать линейные и квадратные неравенства и системы неравенств и уравнений. Строить графики основных элементарных функций. Изображать плоские и пространственные геометрические фигуры на чертеже и производить простейшие построения на плоскости и в пространстве. Использовать геометрические представления при решении алгебраических задач
Владения: Методами решения линейных, квадратичных, тригонометрических уравнений и неравенств. Навыками построения графиков основных элементарных функций. Простейшими приемами нахождения производных. Навыками проведения расчетов численных значений функций с помощью калькуляторов и таблиц. Методами построения плоских и пространственных геометрических фигур.
2.3 Из курса «История науки и техники»:
Знания: основные закономерности развития научного знания; механизмы, воздействия методологических установок на формирование научных парадигм в области научного технического знания; принципы основных методологических подходов к развитию научного знания; пути и направления изменения методологических аспектов развития научного знания.
Умения: основные закономерности развития науки и техники; механизмы, воздействия методологических установок на формирование научных парадигм; принципы основных методологических подходов к развитию науки и техники; пути и направления изменения методологических аспектов развития научного знания.
Владения: инструментами методологии научного творчества, информацией и навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации, владеть способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности.
Знания и умения, формируемые в процессе изучения дисциплины «Прикладная экономика» используются при оценке экономической эффективности проектной выпускной квалификационной работы.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:
- способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15);
- готов к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях; (ПК-26);
- готов к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности; (ПК-33).
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
- содержание законодательных актов, нормативных, методических материалов в сфере планирования и отчетности, налогообложения, регламентации финансово-хозяйственной деятельности организаций (предприятий);
- ресурсы предприятия и основные факторы производственной деятельности, методы формирования затрат производственных ресурсов; измерения результатов и оценки эффективности текущей и инвестиционной деятельности предприятия
- формы и направления стимулирования деятельности организации (предприятия).
Уметь:
- выполнять расчеты экономических показателей, учитывая их взаимосвязь и взаимозависимость;
- выявлять основные факторы, определяющие направления и результаты деятельности предприятия;
- оценивать затраты и измерять отдачу производственных ресурсов, определять эффективность предлагаемых мероприятий и принимаемых решений;
- оценивать эффективность производства и уровень экономического состояния предприятия.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
- технологиями работы с различного рода источниками информации;
- методами и приемами проведения соответствующих расчетов и принятия управленческих решений.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Формы обучения | |||
Очная с полным сроком | Очная с сокращенным сроком | Заочная с полным сроком | Заочная с сокращенным сроком | |
Семестры | ||||
7-й | 4-й | 8-9-й | 5-6-й | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||||
Переаттестация | ||||
Аудиторные занятия | ||||
лекции | ||||
практические занятия | ||||
семинарские занятия | ||||
лабораторные работы | ||||
другие виды аудиторных занятий | ||||
Самостоятельная работа | ||||
изучение теоретического курса | ||||
курсовая работа | ||||
контрольная работа | ||||
подготовка к диф. зачету | ||||
Вид промежуточного контроля | диф. зачет | диф. зачет | диф. зачет | диф. зачет |
4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины по очной форме обучения (с полным сроком)
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | ||||||
1. | Субъекты хозяйствования | 1,2 | Еженед. | Собесед., участие в практ. занятии – 1. | |||||
2. | Производственная программа и производственная мощность предприятия | 2,3 | Еженед. | Собесед., участие в практ. занятии – 2,3; Рубежный тест – 3. | |||||
3. | Основные фонды и оборотные средства | 4,5 | Еженед. | Собесед., участие в практ. занятии – 4,5. | |||||
4. | Трудовые ресурсы предприятия | 6,7 | Еженед. | Собесед., участие в практ. занятии – 6,7; Рубежный тест – 7. | |||||
5. | Издержки производства и обращения | 8,9 | Еженед. | Собесед., участие в практ. занятии – 8,9. | |||||
6. | Цены и ценообразование | 10,11 | Еженед. | Собесед., участие в практ. занятии – 10,11. | |||||
7. | Финансовые результаты деятельности предприятия | 12,13 | Еженед. | Собесед., участие в практ. занятии – 12,13; Рубежный тест – 13. | |||||
8. | Экономическая и социальная эффективность хозяйственной и инвестиционной деятельности | 14,15 | Еженед. | Собесед., участие в практ. занятии – 14,15; Итоговый тест – 15. | |||||
9. | Работа над курсовой работой | Еженед. | |||||||
Подготовка к диф. зачету | |||||||||
Итого за 7 семестр | Дифференцирован-ный зачет | ||||||||
4.3.Содержание дисциплины
Таблица 3
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание разделов |
Раздел 1. Экономические основы функционирования предприятия. | ||
Субъекты хозяйствования | Понятие предприятия. Основные черты предприятия. Признаки предприятия как хозяйствующего субъекта. Содержание, цели и задачи деятельности предприятия. Виды деятельности предприятия. Внешняя среда предприятия и ее состав. Факторы прямого и косвенного воздействия на предприятие, их влияние на экономику предприятия. Внутренняя среда предприятия и ее основные элементы. Общая и производственная структура предприятия. Виды производственной структуры. Пути совершенствования производственной структуры. | |
Производственная программа и производственная мощность предприятия | Товарная политика. Номенклатура и ассортимент. Факторы, определяющие товарную политику предприятия. Товарный знак. Товарная марка. Сущность производственной программы. Производственная мощность предприятия. Понятие и виды. Основные направления улучшения использования производственной мощности. | |
Раздел 2. Ресурсное обеспечение предприятия. | ||
Основные фонды и оборотные средства | Состав и структура основных производственных фондов. Износ основных фондов. Виды износа. Амортизация основных фондов, ее содержание и назначение. Показатели наличия, состояния и использования основных фондов Сущность оборотных средств предприятия. Состав и структура оборотных средств. Классификация оборотных средств. Пути повышения эффективности использования основных фондов и оборотных средств. | |
Трудовые ресурсы предприятия | Персонал предприятия, его классификация и структура. Движение кадров: понятие, причины и показатели. Определение потребности в кадрах. Производительность труда как оценка его эффективности. Сущность производительности труда и факторы ее роста. Показатели производительности труда. Методы измерения производительности труда. Основные пути повышения производительности труда. Понятие оплаты труда. Элементы организации оплаты труда на предприятии. | |
Раздел 3. Результаты производственно-хозяйственной деятельности. | ||
Издержки производства и обращения | Понятие и виды издержек. Сущность и назначение себестоимости продукции (работ, услуг). Группировка затрат по экономическим элементам и статьям расходов. Классификация затрат на производство и реализацию продукции. |
Окончание таблицы 3
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание разделов | ||
Цены и ценообразование | Сущность и структура цен на продукцию (работу, услугу). Функции цен. Виды цен на товары и услуги предприятий. Методы определения цен. Содержание процесса ценообразования. | |||
Финансовые результаты деятельности предприятия | Выручка от реализации (продаж) продукции (работ, услуг). Прибыль как финансовый результат. Экономическая сущность и функции прибыли. Виды прибыли, порядок их определения. Распределение и использование прибыли. Методы распределения прибыли. Направления использования прибыли. Экономическая сущность рентабельности. Показатели рентабельности. Порог рентабельности (точка безубыточности). Пути повышения рентабельности. | |||
Экономическая и социальная эффективность хозяйственной и инвестиционной деятельности | Понятие эффекта и эффективности. Обобщающие показатели эффективности производства. Экономическая эффективность инвестиционного развития организации, предприятия. Социальная эффективность. Система показателей общей экономической эффективности. | |||