Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Учебно-методический комплекс
Москва
2012
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Инновационные технологии, используемые в преподавании курса
«Международные экономические отношения»…………………………..………………4
1. Цель, задачи и предмет дисциплины………………………………………….………..4
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины…………...………………..6
3. Объем дисциплины……………………………………………………………………....7
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………..………7
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………..…………7
4. Содержание курса………………………………………………………………………..9
5. Темы семинарских занятий…………………………………………………………….16
6. Задания для самостоятельной работы студентов……………………………………..27
6.1. Разделы и темы для самостоятельного изучения……………………………….28
6.2. Тесты для самоконтроля………………………………………………………….31
6.3. Деловые ситуации для обсуждения……………………………………………...84
6.4. Задания контрольных работ……………………………………………………...94
7. Тематика курсовых работ и методические указания по их выполнению…………...102
8. Вопросы к экзамену и зачету по всему курсу……………………………………….113
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………………115
9.1. Литература………………………………………………………………………..115
9.2. Методическое обеспечение дисциплины………………………………………118
9.3. Аннотированный список web-ресурсов
по международным экономическим отношениям……………………………118
10. Глоссарий……………………………………………………………………………..125
11. Принятые сокращения……………………………………………………………..150
12. Приложения…………………………………………………………………………..154
Инновационные технологии, используемые
в преподавании курса
«Международные экономические отношения»
Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают своё мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (темы № 5, 8, 9–11, 12–13, 14–15 семинарские занятия).
«Круглый стол» – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (темы № 5, 8, 12–13, 14–15 семинарские занятия).
Метод кейс-стади – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач.
При данном методе обучения студент вынужден самостоятельно принимать решение и обосновать его (темы № 2, 4, 8, 9–11, 14–15 семинарские занятия).
Метод проектов – это комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого-либо продукта или явления. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения и подготовки студентов к самостоятельной научной работе. Учебный процесс сопровождается обязательным текущим контролем успеваемости студентов, организацией и проведением регулярных научных студенческих кружков (НСК) (см. приложение 4), научных студенческих конференций, публикацией лучших научных работ студентов в сборниках материалов студенческих конференций.
Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (все темы курса).
Цель, задачи и предмет дисциплины
Цель курса «Международные экономические отношения» состоит в том, чтобы дать студентам базовые знания о системе современных международных экономических отношений и тенденциях ее развития, а также показать роль Российской Федерации в системе международных экономических отношений. Студент также должен приобрести навыки анализа тенденций и процессов, происходящих в сфере экономических отношений между странами.
Цель курса «Международные экономические отношения» обусловила постановку и решение следующих задач:
- объяснить роль и значение международного разделения труда как основы развития международных экономических отношений;
- раскрыть понятие системы современных международных экономических отношений;
- охарактеризовать основные формы международных экономических отношений;
- охарактеризовать основные классические и современные теории международной торговли;
- показать роль и значение международной торговли в формировании мирового хозяйства;
- рассмотреть регулирование международной торговли на национальном и международном уровнях;
- показать место России в международной торговле и значение внешней торговли для экономики Российской Федерации;
- охарактеризовать сущность и основные формы международного движения капитала;
- рассмотреть развитие международного кредита и проблему кризиса задолженности;
- рассмотреть основные причины, условия и последствия прямых иностранных инвестиций;
- раскрыть роль и значение ТНК в процессе международного движения капитала;
- раскрыть причины бегства капиталов из России и показать место Российской Федерации на международных финансовых рынках;
- рассмотреть вопросы международной миграции рабочей силы и ее регулирование на национальном и международном уровнях;
- проанализировать интеграционные процессы, происходящие в мировом хозяйстве, рассмотреть их основные формы и перспективы;
- рассмотреть современное состояние международных экономических отношений в условиях глобализации мирохозяйственных связей и определить место России в этом процессе.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Содержание курса соответствует требованиям государственного высшего профессионального образования.
Программой курса определены: структура и содержание курса, его темы, объем аудиторной и самостоятельной работы, перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, вопросы к экзамену (зачету). В УМК также представлен список основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения тем курса.
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных в процессе изучения курсов «Мировая экономика», «Экономическая география и регионалистика», «Экономическая теория», и является основой для таких дисциплин как «Международные валютно-кредитные отношения», «Международные экономические организации», «Организация и регулирование ВЭД», а также ряда курсов специализации.