Трудоёмкость дисциплины и форма аттестации
Цель и задачи дисциплины
Конечная цель изучения дисциплины «Экономика предприятия» – формирование у студентов умения востребовать и использовать ее научное содержание в качестве методологического, теоретического и технологического средства разрешения междисциплинарных и профессиональных ситуаций, обоснования и выполнения целевых видов познавательной и профессиональной деятельности, обеспечение рационального хозяйствования предприятий (организаций) как субъекта хозяйствования. Полученные студентами знания и умения должны позволить структурировать и решать экономические проблемы предприятий (организаций) и, таким образом, обеспечивать конкурентоспособность предприятий (организаций), их устойчивое и долговременное развитие.
Задачи, обеспечивающие достижение цели:
– формирование у студентов системы теоретических знаний и практических навыков в области экономики предприятий (организаций);
- воспитание у студентов потребности в использовании содержания дисциплины и выработка целостной картины процесса решения профессиональных задач, системного мышления, умения видеть, как данная дисциплина вплетена в противоречивую систему интерактивных отношений и взаимодействий с другими дисциплинами в ходе целостного решения профессиональных задач;
- стимулирование студентов к самостоятельной деятельности по освоению дисциплины и формированию необходимых компетенций.
Место дисциплины в структуре ОПП направления подготовки
Дисциплина входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла направления подготовки 190600.62 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, профиль – «Автомобили и автомобильное хозяйство» (Б.1.8.). Изучается студентами очной формы обучения в шестом семестре, студентами заочной формы обучения – в седьмом и восьмом семестрах, студентами заочной ускоренной формы обучения – в пятом и шестом семестрах. Данная дисциплина основывается на приобретённых знаниях по экономической теории, экономике отрасли, маркетинге. Знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Экономика предприятия», используются при изучении дисциплины производственный менеджмент, а также при прохождении производственной практики и выполнении выпускной квалификационной работы.
Требования к результатам освоения дисциплины
В процессе изучения дисциплины «Экономика предприятия» студенты направления подготовки 190600.62 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, профиль – «Автомобили и автомобильное хозяйство» формируют и демонстрируют профессиональные компетенции (ПК), представленные в таблице 1.
Таблица 1. – Компетенции, формируемые дисциплиной «Экономика предприятия»
Перечень компетенций | Содержание компетенций |
ПК-27 | Готов к проведению в составе коллектива исполнителей технико-экономического анализа, поиска путей сокращения цикла выполнения работ |
ПК-30 | Способен в составе коллектива исполнителей к оценке затрат и результатов |
ПК-34 | Владеет знаниями экономических законов, действующих на предприятиях сервиса и фирменного обслуживания, их применения в условиях рыночного хозяйства страны |
Декомпозиция компетенций в результаты освоения дисциплины «Экономика предприятия» по направлению подготовки 190600.62 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, профиль – «Автомобили и автомобильное хозяйство» представлена в таблице 2.
Таблица 2. – Декомпозиция компетенций в результаты освоения дисциплины «Экономика предприятия»
Владение знаниями | Обладание умениями | Владение |
Знает: - профессиональную экономическую терминологию; - формирование и использование денежных накоплений предприятия; основных фондов; - принципы финансирования и кредитования капитальных вложений (инвестиций); - системы финансирования и кредитования оборотных средств предприятия; - финансовое планирование. | Умеет: - проводить укрупнённые расчёты затрат на производство и реализацию продукции; - выполнять экономические расчёты и обоснования; - определять финансовые результаты деятельности предприятия; - проводить анализ и разрабатывать рекомендации по повышению эффективности функционирования предприятия (коммерческой фирмы). | Владеет: - экономической терминологией, лексикой и основными экономическими категориями; - методами учёта и анализа финансовых результатов деятельности предприятия; - методами учёта основных средств и нематериальных активов предприятия; - методами финансового анализа выполнения производственных программ по техническому обслуживанию, ремонту и техническому сервису транспортных и технологических машин и оборудования отрасли; - методами экономических исследований в области профессиональной деятельности. |
4 Структура и содержание дисциплины
Трудоёмкость дисциплины и форма аттестации
Полная трудоёмкость дисциплины для студентов очной формы обучения составляет 3 зачётных единиц (ЗЕ). Учебная работа в шестом семестре предполагает:
- аудиторные занятия (36часов) в виде лекций (Л), практических занятий (ПЗ), аудиторной самостоятельной работы студентов (СРС);
- внеаудиторную самостоятельную работу студентов (36 часов);
- аттестацию в виде экзамена (1 ЗЕ).
Распределение учебной работы и трудоёмкость дисциплины для студентов очной формы обучения отражены в таблице 3.
Таблица 3 – Распределение учебной работы по семестрам и трудоёмкость дисциплины. Очная форма обучения
Учебная работа (УР) | Трудоемкость – всего | Распределение трудоёмкости по семестрам – 6 семестр |
Полная трудоёмкость дисциплины в зачётных единицах (ЗЕ) – всего, в том числе: - экзамен | + | |
Распределение трудоёмкости дисциплины по видам УР в академических часах (АЧ): · аудиторная: - лекции - практические занятия - в том числе аудиторная СРС · внеаудиторная: - внеаудиторная СРС | + + + + | |
Аттестация: - экзамен | + |
Полная трудоёмкость дисциплины для студентов заочной формы обучения составляет 3 зачётных единиц (ЗЕ). Учебная работа в седьмом семестре предполагает:
- аудиторные занятия (2 часа) в виде лекций (Л);
в восьмом семестре:
- аудиторные занятия (6часов) в виде лекций (Л) и практических занятий (ПЗ);
- внеаудиторную самостоятельную работу студентов (64 часа);
- аттестацию в виде экзамена (9 часов; 0,25ЗЕ).
Распределение учебной работы и трудоёмкость дисциплины для студентов заочной формы обучения отражены в таблице 4.
Таблица 4 – Распределение учебной работы по семестрам и трудоёмкость дисциплины. Заочная форма обучения
Учебная работа (УР) | Трудоемкость – всего | Распределение трудоёмкости по семестрам – 7*/8 семестры |
Полная трудоёмкость дисциплины в зачётных единицах (ЗЕ) – всего, в том числе: - экзамен | 0,25 | -/3 -/+ |
Распределение трудоёмкости дисциплины по видам УР в академических часах (АЧ): · аудиторная: - лекции - практические занятия - в том числе аудиторная СРС · внеаудиторная: - внеаудиторная СРС | - | 2/4 -/2 -/- -/91 |
Аттестация: - экзамен | -/+ |
* - установочная сессия
Полная трудоёмкость дисциплины для студентов заочной ускоренной формы обучения составляет 3 зачётных единиц (ЗЕ), в том числе переаттестация 1 зачётная единица. Учебная работа в пятом семестре предполагает:
- аудиторные занятия (1час) в виде лекций (Л);
в шестом семестре:
- аудиторные занятия (3 часа) в виде лекций;
- внеаудиторную самостоятельную работу студентов (59 часов);
- аттестацию в виде экзамена (9 часов; 0,25 ЗЕ).
Распределение учебной работы и трудоёмкость дисциплины для студентов заочной ускоренной формы обучения отражены в таблице 5.
Таблица 5 – Распределение учебной работы по семестрам и трудоёмкость дисциплины. Заочная ускоренная форма обучения
Учебная работа (УР) | Трудоемкость – всего | Распределение трудоёмкости по семестрам – 5*/6 семестры |
Полная трудоёмкость дисциплины в зачётных единицах (ЗЕ) – всего, в том числе: - переаттестация - экзамен | 0,25 | -/2 -/+ -/+ |
Распределение трудоёмкости дисциплины по видам УР в академических часах (АЧ): · аудиторная: - лекции - практические занятия - в том числе аудиторная СРС · внеаудиторная: - внеаудиторная СРС | - - | 1/3 -/- -/- -/95 |
Аттестация: - экзамен | -/+ |
* - установочная сессия
Содержание дисциплины
Структурно дисциплина «Экономика предприятия» для студентов очной формы обучения включает - аудиторную работу (чтение лекций, проведение практических занятий, аудиторную самостоятельную работу студентов) и внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Для студентов заочной и заочной ускоренной форм обучения дисциплина «Экономика предприятия» включает - аудиторную работу (чтение лекций и проведение практических занятий для студентов заочной формы обучения, чтение лекций – для студентов заочной сокращённой формы обучения) и внеаудиторную самостоятельную работу студентов.
В сводномвиде сведения о темах дисциплины, трудоёмкости по видам учебной работы в академических часах, семестре, номере недели, баллах порогового и максимального рейтинга и рекомендуемые источники для студентов дневной формы обучения представлены в таблице 6. Сведения о распределении трудоёмкости по внеаудиторной самостоятельной работе студентов заочной и заочной ускоренной форм обучения представлены в таблице 7.
Таблица 6 – Календарный план изучения дисциплины «Экономика предприятия». Очная форма обучения
Раздел (тема) | Се-местр | № недели Л/ПЗ* | Трудоёмкость по видам УР, АЧ | Баллы рейтинга | Рекоменду-емые источники | ||||
Л | ПЗ | Ауд. СРС | Вне ауд. СРС | По-ро-го-вый (90) | Мак-си-маль-ный (150) | ||||
Введение в дисциплину «Экономика предприятия» | Л-введе-ние (0,6) и т.1(0,4) ПЗ-1(1) | 0,6 | |||||||
Раздел 1 Предприятие в условиях рыночной экономики Тема 1. Предприя- тие как субъект хозяйствования | Л-т.1(0,6) и т.2(0,4) ПЗ-2(1) | 1,0 | 1,0 | 0,95 | 2,9 | 1, 2, 3, 4 – ОЛ; НЛ – 2, 14, 17; ДЛ – 3,6,7,9 | |||
Раздел 2.Ресурсное обеспе-чение предприя-тия (темы 2-6) Тема 2. Состав и роль экономичес-ких ресурсов предприятия | Л-т.3(1) ПЗ-2(1) | 0,4 | 0,6 | 1,2 | 1,2,3,4 – ОЛ; ДЛ – 3,7,9 | ||||
Тема 3. Основные фонды и нематериальные активы предприятия | Л-т.3(0,6) и т.4(0,4) ПЗ-2(1) | 1,6 | 3,0 | 0,95 | 2,9 | 1,2,3,4 – ОЛ; НЛ – 13; ДЛ- 3,5,6,7,8,9 | |||
Тема 4. Оборотные средства предприятия | Л-т.4(0,7)и т.5(0,3) ПЗ-3(1) | 1,1 | 2,0 | 0,95 | 2,9 | 1,2,3,4 – ОЛ; ДЛ – 3,5,6,7,8,9 | |||
Тема 5. Персонал предприятия | Л-т.5(0,6) и т.6(0,4) ПЗ-3(1) | 0,9 | 1,0 | 0,95 | 2,9 | 1,2,3,4 – ОЛ; ДЛ – 3,5,6,7,8,9 | |||
Тема 6. Финан-совые ресурсы предприятия и финансирование бизнеса | Л-т.6(0,6) и т.7(0,4) ПЗ-4(1) | 1,0 | 0,95 | 2,9 | 1,2,3,4 – ОЛ; ДЛ – 3,7,8 | ||||
Раздел 3.Экономические затраты и резуль- таты предприятия (темы 7-10) Тема 7. Затраты предприятия и себестоимость продукции (услуг) | Л-т.7(1) ПЗ-5(1) | 2,0 | 3,0 | 0,95 | 2,9 | 1,2,3,4 – ОЛ; НЛ –5,13,19; ДЛ – 3,5,6,7,8,9 | |||
Тема 8. Формиро-вание цен на продукцию (услуги) предприятия | Л-т.7(0,6) и Т.8(0,4) ПЗ-5(1) | 1,0 | 0,95 | 2,9 | 1,2,3,4 – ОЛ; ДЛ – 3,6,7,8 | ||||
Тема 9. Финансовые результаты деятельности предприятия | Л- т.8(0,6) и т.9(0,4) ПЗ-5(1) | 1,2 | 2,0 | 0,95 | 2,9 | 1,2,3,4 – ОЛ; НЛ- 5; ДЛ – 3,6,7,9 | |||
Тема 10. Налогообложение предприятий | Л- т.9(0,8) и т.10 (0,2) ПЗ-6(1) | 1,2 | 0,95 | 2,9 | 1,2,3,4 – ОЛ; НЛ- 3,4,5,6,7,8,9,10,19,20; ДЛ- 7 | ||||
Раздел 4. Планирование и развитие предприятия (темы 11-13) Тема 11. Планирование на предприятии | Л- т.10(1) ПЗ-6(1) | 1,5 | 1,0 | 0,95 | 2,9 | 1,2,3,4 – ОЛ; ДЛ – 1,3,6,7,8 | |||
Тема 12. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия | Л- т.11(1) ПЗ-7(1) | 2,5 | 3,0 | 0,95 | 2,9 | 1,2,3,4 – ОЛ; ДЛ – 3,5,6,7,8,9 | |||
Тема 13. Аналитическая деятельность на предприятии и оценка экономической эффективности деятельности предприятия | Л- т.11 (0,5) и т. 12 (0,5) ПЗ-8(1) | 2,0 | 2,0 | 0,95 | 2,9 | 1,2,3,4 – ОЛ; НЛ- 11,12,15; ДЛ – 2,3,4,7 | |||
Л- т.12(1) ПЗ-8(1) | |||||||||
Л- т.12(1) ПЗ-8(1) | |||||||||
Л- т.13(1) ПЗ-9(1) | |||||||||
Л- т.13(1) ПЗ-9(1) | |||||||||
Итого |
*Нумерация ПЗ соответствует сведениям, содержащимся в разделе 4.2.2. данной рабочей программы
Таблица 7. – Сведения о распределении трудоёмкости внеаудиторной самостоятельной работы по разделам и темам для студентов заочной и заочной ускоренной форм обучения
Раздел (тема) | № семестра Заочная форма обучения/ Заочная ускоренная форма обучения | Трудоёмкость внеаудиторной самостоятельной работы, АЧ | |
Заочная форма обучения | Заочная ускоренная форма обучения | ||
Введение в экономику предприятия | 7/5 | ||
Раздел 1 Предприятие в условиях рыночной экономики Тема 1. Предприятие как субъект хозяйствования | 8/6 | 7,5 | 7,5 |
Раздел 2.Ресурсное обеспечение предприятия (темы 2-6) Тема 2. Состав и роль экономических ресурсов предприятия | 8/6 | 1,0 | 1,0 |
Тема 3. Основные фонды и нематериальные активы предприятия | 8/6 | 7,5 | 8,0 |
Тема 4. Оборотные средства предприятия | 8/6 | 7,5 | 8,0 |
Тема 5. Персонал предприятия | 8/6 | 7,5 | 8,0 |
Тема 6. Финансовые ресурсы предприятия и финансирование бизнеса | 8/6 | 7,5 | 8,0 |
Раздел 3.Экономические затраты и результаты предприятия (темы 7 – 10) Тема 7. Затраты предприятия и себестоимость продукции (услуг) | 8/6 | 7,5 | 8,0 |
Тема 8. Формирование цен на продукцию (услуги) предприятия | 8/6 | 7,5 | 7,5 |
Тема 9. Финансовые результаты предприятия | 8/6 | 7,5 | 7,5 |
Тема 10. Налогообложение предприятий | 8/6 | 7,5 | 8,0 |
Раздел 4.Планирование и развитие предприятия (темы 11 -13) Тема 11. Планирование на предприятии | 8/6 | 7,5 | 7,5 |
Тема 12. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия | 8/6 | 7,5 | 8,0 |
Тема 13. Аналитическая деятельность на предприятии | 8/6 | 7,5 | 8,0 |
Итого |
Содержание теоретических занятий