По очной форме обучения
№ раздела и темы | Содержание и формы проведения | ||||||||||||||||||
Раздел 1. Тема 1. | Семинарское занятие № 1. Две модели хозяйственного развития: «азиатский способ производства» и античное хозяйство (2 часа). Проводится в форме проверки усвоения понятий и вопросов темы, заполнения таблиц, Цель занятия: выявление особенностей «азиатского способа производства» и античного хозяйства как моделей хозяйственного развития 1. Общая характеристика азиатского способа производства и античного хозяйства. 2. Экономическое развитие Древнего Египта и других стран Древнего Востока. 3. Экономическое развитие Древней Греции и Древнего Рима. 4. Кризис рабовладельческой системы. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (для письменного выполнения, проверяется в конце занятия): составить таблицу «Сопоставление основных черт азиатского и античного способов производства»
Основные выводы: ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
| ||||||||||||||||||
Раздел 2. Тема 1. | Семинарское занятие № 2. Становление и развитие феодальной экономики (2 часа). Проводится в форме проверки усвоения понятий и вопросов темы, заполнения таблиц и составления словаря. Тестирование. Цель занятия: сформировать понятие об основных чертах, особенностях становления и развития феодальной экономики 1. Генезис феодализма в Западной Европе. 2. Развитие феодальной экономики в Западной Европе (XI-XV вв.). 3. Экономика феодальной России (XI-XVI вв.). ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (для письменного выполнения, проверяется в конце занятия): тестирование на знание понятий - 1. Для феодальной экономики не характерно: а) преобладание аграрного сектора экономики б) господство крупной частной земельной собственности в) господство натурального хозяйства г) господство мелкой и средней частной земельной собственности 2. Различные формы земельной собственности – вотчина, бенефиций, поместье, лен, феод – отличались: а) правовым положением б) величиной земельной собственности в) формами хозяйствования 3. Аллод – это: а) частная собственность семьи на землю б) общинная форма землевладения в) леса, луга и т.д. г) земельная собственность вождя общины 4. Прекарий – это: а) передача земли крестьянам во временное пользование б) наследование земли крестьянами в) захват общинных земель г) пожалование земли за службу 5. Колоны – это: а) свободные общинники б) лично свободные крестьяне, находившиеся в поземельной зависимости в) лично и поземельно зависимые крестьяне г) наместники князя 6. Экономический смысл вассальных отношений во Франции заключался: а) в юридическом подчинении крестьян б) в перераспределении феодальной ренты в) в политическом подчинении граждан г) в развитии средней мелкой собственности 7. Баналитет – это: а) монополия сеньоров на землю б) монополия сеньоров на крестьян в) монополия сеньоров на созданный продукт г) монополия сеньоров на условия переработки сельскохозяйственной продукции 8. Ценз – это: а) денежная рента за пользование землей б) натуральный оброк в) отработочная рента г) государственный налог 9. Формирование феодальных отношений на основе иммунитета и баналитета было характерно: а) для Германии б) для Франции в) для России г) для Англии 10. Ранее всего феодальные города формировались: а) в Англии б) в Германии в) в Голландии г) на юге Франции 11. Коммунальное движение – это: а) борьба между городами и сеньорами б) борьба между крепостными и феодалами в) борьба между сеньорами г) борьба между городами 12. Цеховая организация ремесла не предполагала: а) регламентацию производственной деятельности ремесленников б) регламентацию условий труда в) свободу в определении объема и качества производимой продукции г) формирование собственного суда и кодекса поведения ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Назовите экономические и социально-политические основы формирования феодальной хозяйственной системы. 2. Что такое «аллод», «бенефиций», «феод» и в чем состоит разница между ними? 3. Какие формы зависимости крестьянина от феодала существовали в средние века? 4. Дайте определение натурального хозяйства. 5. Каковы были причины утверждения феодального поместья в качестве главной организующей основы общества? 6. Назовите основные отрасли аграрной экономики. 7. Каковы были причины роста средневековых городов в Европе? 8. Определите экономическую роль средневековых городов. 9. Назовите основные формы феодального землевладения в России? 10. Какие торгово-ремесленные центры существовали в Московской Руси? 11. Когда началось формирование всероссийского рынка? 12. Назовите причины и последствия «Великих географических открытий»? | ||||||||||||||||||
Раздел 3. Тема 1. | Семинарское занятие № 3. Предпосылки возникновения индустриальной экономики (2 часа). Проводится в форме проверки усвоения понятий и вопросов темы, заполнения таблиц и составления словаря. Тестирование. Цель занятия: выявить основные мотивы и черты процесса первоначального накопления как первого этапа становления капиталистических отношений в Европе 1. Причины и экономические последствия Великих географических открытий. 2. Первоначальное накопление в Западной Европе (конец XV- начало XVIII вв.) 3. Первоначальное накопление и мануфактурный период в Англии. Огораживание. 4. Развитие капитализма в Голландии. 5. Особенности первоначального накопления в России (XVII-XVIII вв.). Освоение Сибири. 6. Особенности феодального хозяйства Японии и его разложение. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (для письменного выполнения, проверяется в конце занятия): а) составить таблицу«Великие географические открытия: побудительные мотивы, условия, события, последствия»
б) составить схему-конспект «Первоначальное накопление»по разделам: определение, экономические основы процесса, источники, временные границы процесса (по странам). ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Какую роль в экономическом развитии Европы сыграла «революция цен»? 2. Дайте оценку причинам и следствию процесса «огораживания» в Англии. 3. Где и когда появились первые мануфактуры? 4. Что такое «первоначальное накопление», назовите две стороны этого процесса? 5. Что такое меркантилизм? 6. Что такое протекционизм? 7. Какие виды мануфактур появились в XVII-XVIII вв.? | ||||||||||||||||||
Раздел 4. Тема 1. | Семинарское занятие № 4-5. Становление и развитие индустриальной хозяйственной системы (XVIII-XIX вв.) (2 часа). Проводится в форме проверки усвоения понятий и вопросов темы, заполнения таблиц и составления словаря. Цель занятия: сформировать понятие «промышленного переворота» как первой промышленной революции; выявить периоды и особенности развития этого процесса в странах мира и России 1. Предпосылки и условия промышленного переворота. 2. Промышленный переворот в Англии и его последствия. 3. Промышленный переворот и его последствия во Франции. 4. Промышленный переворот или технологическая революция? 5. Промышленный переворот и развитие промышленности в Германии. 6. Особенности промышленного переворота и развитие промышленного капитализма в США. 7. Особенности индустриального развития Японии. 8. Становление и развитие индустриальной экономики России. Программа хозяйственной модернизации С.Ю.Витте и ее итоги. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (для письменного выполнения, проверяется в конце занятия): с целью обобщения пройденного материала составить таблицу «Этапы становления капиталистических отношений в странах Европы»
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Проанализируйте предпосылки, необходимые для перехода к индустриальному обществу. 2. Дайте определение промышленного переворота (промышленной революции). 3. Каковы были предпосылки промышленного переворота в Англии? 4. Назовите основные этапы «классической» (английской) схемы промышленного переворота. 5. Охарактеризуйте важнейшие последствия промышленного переворота в Англии. 6. Почему предпосылки промышленного переворота во Франции созрели позже, чем в Англии? 7. Назовите основные различия промышленного переворота во Франции и Англии. 8. Дайте характеристику важнейших последствий промышленного переворота во Франции. 9. Проведите сравнительный анализ становления и развития банковских систем Франции и Англии. 10. Охарактеризуйте особенности промышленного переворота в Германии. 11. В чем заключались особенности формирования предпосылок промышленного переворота в США? 12. Какую роль в экономической истории США сыграли Война за независимость и гражданская война? 13. Назовите основные этапы и специфические черты промышленного переворота в США. 14. Определите место сельского хозяйства в экономике США в XIX в.? 15. Каковы были главные последствия промышленного переворота на северо-востоке США? 16. Дайте характеристику важнейших буржуазных реформ, осуществленных в Японии в 60-70-е гг. XIX в. 17. Определите особенности промышленного переворота в Японии и его основные этапы. 18. В чем заключается экономическая роль государства в становлении индустриальной системы в Японии? | ||||||||||||||||||
Раздел 6. Тема 1. | Семинарское занятие № 5. Экономическое развитие стран мира в условиях формирования постиндустриального общества (1945-2000 гг.) (4 часа). Цель занятия: выявить особенности научно-технической революции и ее влияния на развитие мировых экономических процессов во второй половине ХХ в. 1. Научно-техническая революция и ее влияние на экономическое развитие. 2. Экономика ведущих стран мира во второй половине 1940-х -1960-е гг.: а) экономические проблемы США б) ослабление финансово-экономических позиций Великобритании в) индикативное планирование во Франции г) немецкое «экономическое чудо» д) японское экономическое чудо» 3. Экономика ведущих стран мира в 1970-е-1990-е гг. ХХ в.: а) системный кризис 1970-х – начала 1980-х гг. б) модель «догоняющего» развития в) интеграционные процессы в Европе и их варианты в США и Азиатско-Тихоокеанском регионе г) интеграционные процессы в социалистических странах 4. Глобализация и глобальные проблемы. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Дайте определение системы регулируемого капитализма. 2. Какие последствия имела для США Первая мировая война? 3. Проанализируйте главные направления экономического подъема США в 20-е годы ХХ в. 4. Каковы причины мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.? 5. Выделите и охарактеризуйте основные черты либерально-реформистского варианта регулируемого капитализма. 6. Охарактеризуйте экономическое состояние Германии после Первой мировой войны. 7. Какие последствия имел мировой экономический кризис 1929-1933 гг. для экономики Германии? 8. Назовите основные направления экономической политики в Германии перед Второй мировой войной. 9. Сравните экономическую политику Ф.Рузвельта в США и Гитлера в Германии. 10. Охарактеризуйте особенности основных этапов развития мирового хозяйства во второй половине ХХ в. 11. В чем состоят особенности экономического развития послевоенной германии. 12. Назовите причины и последствия «японского экономического чуда». 13. Назовите основные черты НТР, охарактеризуйте ее этапы. 14. В чем состоит сущность перехода к постиндустриальному обществу? 15. Что такое экономическая интеграция? 16. Что такое глобализация? Назовите основные глобальные проблемы современности. |