Темы дипломных проектов
1. Бюджет как инструмент регулирования социально-экономического развития региона.
2. Бюджет муниципального образования: пути совершенствования формирования и использования финансовых средств.
3. Валовой региональный продукт: механизм образования и перспективы увеличения.
4. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в регионе (на примере конкретного субъекта РФ).
5. Государственное регулирование пенсионного обеспечения в регионе
6. Государственное регулирование рынка труда региона в современных условиях (на материалах конкретного субъекта РФ).
7. Информационная система управления природными ресурсами на уровне региона.
8. Инновации как фактор развития экономики региона.
9. Кредитная политика в системе государственного регулирования экономики региона.
10. Малые города Юга России: проблемы социально-экономического развития и управления.
11. Механизмы и средства управления ресурсами недр (региональный аспект).
12. Механизмы управления земельными ресурсами (муниципальный, региональный уровни).
13. Миграционные процессы на Юге России: современная оценка и система регулирования.
14. Организация процесса бюджетирования, ориентированного на результат в субъекте РФ.
15. Оценка состояния и управления демографической ситуацией в регионе (на примере конкретного субъекта РФ).
16. Природно-ресурсный потенциал юга РФ: проблемы государственного регулирования и рационального использования.
17. Региональное планирование как метод государственного управления.
18. Региональное прогнозирование и планирование (на материалах конкретных субъектов РФ).
19. Региональные аспекты демографической политики в России.
20. Региональный товарный рынок: пути формирования, особенности функционирования и управления.
21. Проблемы банковского кредитования инвестиционного процесса (на примере конкретного субъекта РФ).
22. Роль местного бюджета в решении проблем социально-экономи-ческого развития муниципального образования.
23. Роль региональных органов государственной власти в регулировании рынка труда.
24. Роль региональных органов государственной власти в обеспечении устойчивости социально-экономического развития территорий.
25. Региональная экономическая политика и механизм ее реализации.
26. Сбалансированное управление природопользованием в регионе (на примере конкретного субъекта РФ).
27. Система государственного регулирования инвестиционно-строитель-ного комплекса региона (на примере конкретного субъекта РФ).
28. Система контроля, ее развитие и роль в процессе формирования и использования финансовых средств (на примере конкретного субъекта РФ).
29. Современная оценка результата экономической деятельности региона в системе национальных счетов (региональный аспект)
30. Современная оценка результатов деятельности региона в системе валового регионального продукта.
31. Современная статистическая оценка результатов экономической деятельности региона.
32. Современные проблемы государственного регулирования внешнеторговой деятельности региона.
33. Социально-экономические проблемы совершенствования земельных отношений в регионе.
34. Трудовые ресурсы региона: проблемы государственного регулирования и рационального использования.
35. Управление агропромышленным комплексом региона.
36. Управление развитием производственной и социальной инфраструктур региона.
37. Проблемы управления внешнеэкономической деятельностью региона.
38. Управление инвестициями на региональном уровне в современных условиях.
39. Управление использованием земельных, водных ресурсов и недр (на при-мере конкретного субъекта РФ).
40. Управление системой образования в регионе.
41. Управление охраной природной среды и рациональным использованием природных ресурсов (на примере конкретного субъекта РФ).
42. Управление социальной сферой региона.
43. Управление социально-экономическими процессами в условиях рыночных отношений (на примере государственного или муниципального органа власти).
44. Управление финансами региона (на примере конкретного субъекта РФ).
45. Управление финансовыми потоками региона.
46. Управление экономическими процессами в ЖКХ региона.
47. Финансово-экономические аспекты управления водопользованием в регионе (на примере конкретного субъекта РФ).
48. Финансово-экономическое регулирование природоохранной и природоресурсной деятельности в регионе.
49. Финансовый контроль как способ эффективной реализации основных принципов бюджетного федерализма в РФ.
50. Финансовый потенциал региона: оценка и проблемы управления
51. Финансы в управлении учреждениями здравоохранения региона.
52. Финансы и финансовый менеджмент в сфере жилищно-коммуналь-ного хозяйства региона.
53. Чистое и малоотходное производство- основа экологизации экономики региона.
54. Экоаудит в системе рыночных отношений.
55. Экологизация экономики и менеджмент (региональный уровень управления).
56. Экологическая экспертиза как превентивный метод экологической безопасности региона.
57. Экологические аспекты землепользования (водопользования) (на примере конкретного субъекта РФ).
58. Экоменеджмент в системе превентивного обеспечения экологической безопасности (региональный уровень).
59. Экономика и управление лесными ресурсами (на примере конкретного субъекта РФ).
60. Экономика и управление рекреационными ресурсами регионов Юга России.
61. Экономика и управление социальной сферой региона.
62. Экономика региона: проблемы регулирования на современном этапе.
63. Экономические основы управления здравоохранением в регионе.
64. Южный федеральный округ: природно-ресурсный потенциал и перспективы развития.
65. Южный федеральный округ: социально-экономические проблемы
и перспективы развития.
66. Основные направления повышения устойчивости к воздействиям чрезвычайных ситуаций территории (на примере регионов Юга России).
67. Проблемы оптимизации организационных структур управления безопасностью (на примере конкретного субъекта РФ).
68. Приоритетные направления развития АПК региона на современном этапе.
69. Инновационные механизмы управления развитием экономики региона.
70. Инновационные методы развития муниципальных образований (программно-целевой метод, стратегическое планирование и управление, поддержка инвестиционных проектов) в системе управления региональным развитием.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
№ 1
Региональная экономика и управление, как наука, не изучает:
1) размещение производительных сил;
2) основные тенденции социально-экономического развития регионов;
3) эффективность функционирования национальной экономики;
4) региональный маркетинг;
5) межрегиональные связи;
6) социальный менеджмент.
№ 2
Региональная экономика – это:
1) экономика отраслевого подхода к ведению хозяйства;
2) экономика оптимального ведения хозяйства на территории региона;
3) экономика и управление развитием территории.
№ 3
Зарождение региональной экономической науки относят:
1) к началу ХХ в.;
2) ко второй половине XVIII в.;
3) к концу XIX в.
№ 4
Основные черты регионов:
1) единство и целостность;
2) общность и единство экономики;
3) управляемость;
4) наличие высокоэффективной экономики;
5) специализация;
6) выгодное экономико-географическое положение;
7) льготное налогообложение.
№ 5
В региональной экономике различают:
1) социальное и экономическое пространство региона;
2) внутреннее и внешнее пространство региона;
3) производственное и непроизводственное пространство региона;
4) структурное и инфраструктурное пространство региона.
№ 6
Субъектами региональной экономики являются:
1) государственные предприятия и организации;
2) акционерные общества;
3) кооперативы и товарищества;
4) налоги и налогообложение;
5) ценные бумаги;
6) финансовые ресурсы.
№ 7
Ряд экономических показателей, характеризующих ситуацию
в регионе, непосредственно связан с политикой занятости:
1) динамика производства промышленной продукции;
2) удельный вес убыточных предприятий;
3) динамика инвестиций в основной капитал;
4) удельный вес в общем объеме инвестиций собственных средств предприятий и организаций.
№ 8
Емкость регионального рынка зависит от:
1) размера платежеспособного спроса населения;
2) возрастной структуры населения;
3) уровня развития межрегиональных экономических связей.
№ 9
На формирование межрегиональных экономических связей решающее влияние оказывают…
1) сформировавшаяся система размещения производительных сил;
2) специализация регионов;
3) природно-географические условия;
4) административно-территориальное устройство регионов.
№ 10
Развитый региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения:
1) общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров;
2) структуры спроса одноименных товаров, различных предприятий;
3) сезонных колебаний спроса на отдельные виды товаров;
4) требований покупателей к качеству товаров;
5) требований покупателей к цене товаров;
6) структуры спроса малообеспеченной части населения региона;
7) изменений в экономической политике региональных органов управления.
№ 11
В систему региональных рынков входят:
1) потребительский рынок;
2) рынок средств производства;
3) рынок сельскохозяйственной продукции;
4) финансовый рынок;
5) рынок информации;
6) национальный рынок;
7) международный рынок.
№ 12
Структура потребительского рынка региона представлена крупными сегментами:
1) рынок продовольственных товаров;
2) рынок непродовольственных товаров;
3) рынок недвижимости;
4) рынок потребительских услуг;
5) финансовый рынок;
6) рынок информации.
№ 13
Какие указанные факторы оказывают существенное влияние
на развитие и размещение производительных сил региона?
1) природно-ресурсный потенциал;
2) социальная инфраструктура;
3) трудовые ресурсы;
4) экологизация экономики;
5) экономико-географическое положение;
6) уровень развития транспортной инфраструктуры;
7) стоимость основных фондов.
№ 14
Регион – территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся следующими основополагающими чертами…
1) комплексностью;
2) целостностью;
3) специализацией;
4) управляемостью;
5) нормами международного права.
№ 15
Экономический район – это территория Российской Федерации, обладающая …
1) однородными природно-климатическими условиями;
2) финансовыми ресурсами;
3) органами государственного управления;
4) производственным и научным потенциалом;
5) кооперацией и специализацией;
6) трудовыми ресурсами.
№ 16
Региональная экономика представляет собой…
1) способ организации хозяйственной жизни территориально-произ-водственного комплекса в структуре национальной экономики;
2) отрасль науки, которая изучает территориально-функциональные аспекты экономических отношений;
3) учебную дисциплину, анализирующую систему регионального государственного управления.
№ 17
Согласно Конституции РФ в совместном ведении федерального Центра и регионов-субъектов РФ находятся:
1) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
2) разграничение государственной собственности;
3) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
4) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование;
5) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.
№ 18
Кадастр – это свод показателей:
1) количественных;
2) качественных;
3) организационных;
4) экономических;
5) экологических;
6) организационных.
№ 19
В основе экономического принципа районирования территории лежит:
1) территориальное разделение труда;
2) рациональная специализация региональной инфраструктуры;
3) региональные особенности воспроизводства трудовых ресурсов;
4) национальный состав населения.
№ 20
Определение специализирующихся отраслей должно:
1) базироваться на выявлении доли участия района в общественном разделении труда;
2) формироваться с учетом природно-климатических условий и ресурсного потенциала региона;
3) выявляться с учетом уровня социально-экономического развития региона;
4) основываться на принципах региональной экономической политики;
5) соответствовать направлениям государственного регулирования экономики региона.
№ 21
Формы территориальной организации:
1) промышленные районы и узлы;
2) промышленные агломерации, свободные экономические зоны, промышленные центры;
3) крупные экономические зоны, промышленные районы, агломерации, центры, узлы;
4) области, районы, города;
5) финансово-промышленные группы, свободные экономические зоны, холдинги.
№ 22
Промышленная агломерация – это территориальное экономическое образование, отличающееся высоким уровнем территориальной концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов и научных учреждений, а также:
1) высоким уровнем социально-экономического развития;
2) высокой степенью использования результатов научно-техниче-ского прогресса;
3) эффективностью использования систем производственной и социальной инфраструктуры;
4) высокой плотностью населения;
5) высоким уровнем диверсификации производства.
№ 23
На территории Российской Федерации выделяют две крупные экономические зоны:
1) центральную и периферийную;
2) европейскую и восточную;
3) европейскую и сибирскую;
4) центральную и восточную.
№ 24
Промышленный узел рассматривается как:
1) группа предприятий и организаций, находящихся на одной территории;
2) группа предприятий, участвующих в системе территориального разделения труда;
3) группы производств, имеющих общую систему расселения, социальную и техническую инфраструктуры;
4) группа производств, компактно размещенных на небольшой территории;
5) группа производств, имеющих тесные экономические и организационные связи;
№ 25
Финансово–промышленные группы объединяют:
1) промышленные предприятия;
2) промышленные производства и биржи;
3) промышленные производства и банки;
4) промышленные производства и страховые компании;
5) промышленные производства, биржи, банки.
№ 26
Государственная региональная экономическая политика имеет уровни:
1) федеральный и субфедеральный;
2) региональный и муниципальный:
3) национальный и региональный;
4) федеральный региональный и муниципальный.
№ 27
Предметом федеральной региональной политики являются:
1) проблемы региональной экономики;
2) территориальные проблемы национальной экономики;
3) отношения центра с субъектами федерации;
4) комплексное регулирование факторов и связей, влияющих на социально-экономическое положение региона;
5) факторы и связи, определяющие проблемы в развитии регионов.
№28
Предмет субфедеральной региональной политики – это:
1) регулирование отношений региона с хозяйствующими субъектами;
2) пространственная организация внутри региона;
3) регулирование отношений субъекта федерации с муниципальными образованиями;
4) структурная организация внутри региона.
№ 29
Средства реализации региональной экономической политики в Российской Федерации включают:
1) создание финансово-промышленных групп и агломераций;
2) прогнозирование территориального и регионального социально-экономического развития;
3) размещение государственных заказов;
4) создание особых экономических зон;
5) административное воздействие;
6) применение финансово-кредитных регуляторов;
7) поиск новых форм социальной защиты населения.
№ 30
К методам региональной политики относятся:
1) методы анализа и прогнозирования развития региона;
2) региональные органы власти;
3) нормативно-законодательные акты региона;
4) финансово-кредитные учреждения;
5) методы бюджетно-налогового регулирования.
№ 31
Основополагающим методом государственного регулирования регионального развития является:
1) налоговое регулирование;
2) экономическое регулирование;
3) инновационное регулирование;
4) инвестиционное регулирование;
5) социальное регулирование.
№32
Базой финансирования комплексных целевых региональных программ являются:
1) средства «бюджетного развития» в составе региональных бюджетов;
2) дотации и субсидии из федерального бюджета;
3) средства, получаемые в виде целевых инновационно-инвести-ционных кредитов;
4) налоговые и неналоговые доходы;
6) собственные средства хозяйственных субъектов;
7) средства, мобилизованные путем организации региональных и муниципальных займов;
8) средства муниципальных образований;
9) субвенции из федерального бюджета под реализацию целевых программ и высокоэффективных проектов.
№ 33
Генеральная схема развития и размещения производительных сил представляет собой:
1) документ индикативного характера, содержащий научное обоснование развития и размещения производительных сил на перспективу;
2) документ стратегического характера, содержащий научное обоснование развития и размещения производительных сил на перспективу;
3) документ планового характера, содержащий научное обоснование развития и размещения производительных сил на перспективу.
№ 34
Индикативное планирование представляет собой процесс:
1) формирование системы показателей, характеризующих состояние и развитие региона, соответствующее стратегической социально-экономи-ческой политике;
2) формирование системы показателей, характеризующих состояние и развитие региона, соответствующее государственной социально-эконо-мической политике;
3) формирование системы показателей, характеризующих состояние и развитие региона, соответствующее стратегической бюджетно-налоговой политике;
4) формирование системы показателей, характеризующих состояние и развитие региона, соответствующее стратегической территориальной политике.
№ 35
Содержание региональной бюджетной системы образуют следующие элементы:
1) региональные бюджеты;
2) страховые резервы;
3) региональные налоги; сборы, льготы, дотации;
4) расходные обязанности;
5) средства предприятий и организаций;
6) региональные финансовые и налоговые отношения с госбюджетом и с местными бюджетами;
7) средства кредитных учреждений.
№36
В современной России насчитывается следующее количество экономических районов:
1) 12;
2) 7;
3) 11;
4) 9.
№37
Локалитет – это:
1) территориальное образование, интегрирующее промышленные
и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты;
2) сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры;
3) элементарный объект пространства, местность с каким-либо одним объектом;
4) пересечение транспортных коммуникаций, как правило, сочетающееся с концентрацией производства и населения;
5) сочетание промышленных предприятий, одного или нескольких населенных пунктов, вместе с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры;
№38
Территориально-производственный комплекс – это:
1) территориальное образование, интегрирующее промышленные
и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты;
2) сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры;
3) пересечение транспортных коммуникаций, как правило, сочетающееся с концентрацией производства инаселения;
4) сочетание промышленных предприятий, одного или нескольких населенных пунктов, вместе с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры.
№39
К социально-экономическим факторам расселения относятся:
1) уровень развития производства;
2) особенность естественного воспроизводства населения;
3) обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами;
4) местоположение земельных участков;
5) уровень доходов населения.
№40
Для сырьевого фактора в РФ характерны следующие особенности:
1) неравномерное размещение минерально-сырьевых ресурсов;
2) равномерное потребление минерально-сырьевых ресурсов;
3) разрыв между местами производства и потребления;
4) рост потребления минерально-сырьевых ресурсов значительно отстает от роста населения.
№ 41
Отношение удельного веса отрасли региона в соответствующей структуре отрасли РФ к удельному весу в населении страны называется:
1) коэффициент душевого производства;
2) коэффициент локализации;
3) коэффициент специализации;
4) коэффициент межрегиональной товарности.
№42
Из приведенного ниже перечня выберите принципы размещения производственных сил:
1) выравнивание уровней социально-экономического развития регионов;
2) приближение производства к источникам сырья;
3) специализация хозяйств отдельных регионов;
4) комплексное развитие хозяйства экономических регионов;
5) первоочередное освоение наиболее эффективных видов природных ресурсов;
6) регулирование роста крупных городов;
7) оздоровление экологической обстановки.
№43
Для закономерностей размещения производительных сил характерны следующие общие черты:
1) это конкретизация, частный случай объективных экономических законов;
2) это конкретные проявления распределения производства;
3) это наблюдаемая или желаемая тенденция в размещении производственных сил;
4) это методы хозяйствования;
5) это наиболее общие отношения между производительными силами и территорией;
6) это научные положения, которыми государство руководствуется
в экономической политике.
№44
Местность с одним объектом – это:
1) промышленный узел;
2) транспортный узел;
3) локалитет;
4) территориально – промышленный комплекс.
№45
Часть страны, отделенная от ее основной территории, – это:
1) эксклав;
2) агломерация;
3) анклав;
4) свободная экономическая зона.
№46
Отношение удельного веса отрасли в структуре производства региона к удельному весу той же отрасли в РФ называется:
1) коэффициент душевого производства;
2) коэффициент локализации;
3) коэффициент специализации;
4) коэффициент межрегиональной товарности.
№47
К субъектам РФ относят:
1) республики;
2) края;
3) районы;
4) автономные округа;
5) области;
6) федеральные округа;
7) города федерального значения;
8) автономная область;
9) муниципальные округа.
№ 48
Основные характеристики понятия «регион» включают:
1) относительно замкнутый цикл воспроизводства;
2) целостность;
3) политическая независимость;
4) плотность;
5) специализация;
6) комплексность;
7) управляемость.
№ 49
В России выделяют следующие экономические районы:
1) Северо-Кавказский;
2) Северо-Западный;
3) Приволжский;
4) Западно-Сибирский;
5) Черноземный.
№ 50
В России существуют следующие федеральные округа:
1) Дальневосточный;
2) Центральный;
3) Южный;
4) Поволжский;
5) Западный.
№51
В структуре доходов бюджетов субъектов РФ, большую долю составляют:
1) налоговые доходы;
2) не налоговые доходы;
3) налоговые и не налоговые доходы равны между собой.
№52
Отношение вывоза из региона определенного вида продукции (услуги) к ее региональному производству – это:
1) коэффициент локализации;
2) коэффициент душевого производства;
3) коэффициент межрегиональной товарности;
4) коэффициент специализации.
№ 53
Наличие в составе РФ «сложносоставленных субъектов» знает:
1) что в состав края входят автономные округа;
2) что в состав областей входят автономные округа;
3) что в состав федеральных округов входят несколько субъектов РФ;
4) что в состав городов федерального значения входят административные районы и префектуры.
№54
Ведущий отраслью промышленности ЮФО является:
1) пищевая промышленность;
2) АПК;
3) ТЭК;
4) сельское хозяйство;
5) машиностроение.
№55
Мегаполис – это:
1) сверхкрупный город;
2) объединение крупных агломераций;
3) объединение территориально-производственных комплексов;
4) объединение городов.
№ 56
Какие главные факторы влияют на социально-экономическое развитие региона:
1) общеэкономические, научно-технические, демографические;
2) рыночные, конкурентные, производственные;
3) общеполитические, природно-экологические, демографические.
№ 57
Территориальное образование, интегрирующее промышленные
и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты называется:
1) территориально – производственный комплекс;
2) промышленный узел;
3) агломерация;
4) межотраслевой комплекс.
№ 58
Региональная экономическая политика– это:
1) специализированная часть общей региональной политики;
2) часть региональной политики и одновременно ядро системы государственного регулирования регионального и территориального экономического развития;
3) самостоятельная часть государственной политики, направленная на регулирование регионального и территориального развития;
4) система государственного регулирования регионального и территориального экономического развития;
5) политика, синтезирующая региональные аспекты экономической, социальной, структурной, инвестиционной и национальной политики.
№59
Какая теоретическая концепция лежит в основе формирования технополисов:
1) концепция центральных мест;
2) концепция «полюсов роста»;
3) концепция промышленного штандорта.
№ 60
Отраслевой характер районирования предполагает:
1) изменение границ районов
2) изменение территориальной структуры страны
3) передачу районов внутри страны
4) выделение интегральных районов.
№61
Перечень исполнительных органов государственной власти субъектов РФ определяется:
1) высшим должностным лицом субъекта РФ;
2) руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ;
3) законодательным органом субъекта РФ;
4) ГосДумой РФ;
5) полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе.
№62
При переходе от плановой к рыночной экономике в РФ усиливается следующая функция государственной границы:
1) контактная;
2) барьерная;
3) фильтрующая;
4) политическая.
№ 63
Выделение кризисных регионов в РФ происходит путем:
1) выявления регионов, расположенных в неблагоприятных природно-климатических условиях;
2) выявления наиболее серьезных качественных проблем регионального развития;
3) выявления регионов с максимальным спадом производства;
4) выявления регионов, у которых количественные показатели социально-экономического развития существенно отличаются от средних.
№ 64
За счет каких источников формируются внебюджетные региональные фонды:
1) экологический налог;
2) обязательные отчисления предприятий;
3) добровольные взносы и пожертвования граждан;
4) доходы от местных займов.
№ 65
Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не может превышать:
1) 50 процентов объема доходов, без учета помощи из федерального бюджета;
2) 15 процентов объема собственных доходов, без учета поступлений от продажи имущества;
3) 15 процентов объема доходов, без учета помощи из федерального бюджета;
4) объем поступлений от регулирующих доходов, без учета субвенций.
ГЛОССАРИЙ
Административно-территориальное устройство РФ –система территориальной организации страны, на основе которой действуют органы государственной власти и местного самоуправления.
Закономерности размещения производительных сил – это наиболее общие отношения между производительными силами и территориями: рациональное, наиболее эффективное размещение производства; комплексное развитие хозяйства экономических районов; рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий; выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.
Комплексное развитие территории– устанавливаемая документами территориального планирования совокупность взаимосвязанных мероприятий по планированию развития территории, направленных на ее устойчивое развитие ; определение градостроительной ценности территории в целях осуществления градостроительной деятельности.
Комплексность развития муниципального образования – предполагает достижение такого состава и содержания составных частей экономики, пропорций и связей между ними, которые смогут обеспечить сбалансированную систему сфер деятельности людей, ориентированную на улучшение качества жизни населения.
Комплексность развития региональной экономики означает оптимальное, наиболее эффективное и пропорциональное развитие отдельных отраслей хозяйства региона при его данной производственной специализации.
Концепция региональной политики – систематизированное изложение целей, имеющих ключевой и долгосрочный характер проблем, предпосылок и ограничений территориального развития страны (регионов), предлагаемых направлений и механизмов решения проблем применительно к субъектам РФ (в федеральных концепциях), к крупным городам и районам (в региональных концепциях). Разрабатывается на 10 – 20 лет и утверждается решениями исполнительных органов власти РФ и/или субъектов РФ.
Локалитет – элементарный объект пространства, местность («малая территория») с каким-либо одним объектом.
Межотраслевой территориальный комплекс – интегрированные на территории отраслевые производства, входящие одновременно в общегосударственную систему межотраслевых образований и имеющих единую программу развития.
Межрегиональная интеграция – это территориальная интеграция определенного масштаба и в определенных пространственно-временных рамках.
Межрегиональные экономические связи – это система экономических отношений и интересов регионов, развивающихся в процессе функционирования общественного производства, обусловленная разделением общественного труда и специализацией производства, размещением производительных сил и природно-географическими условиями.
Муниципальная экономическая политика – это система принципов, методов и ключевых действий всех субъектов муниципального управления, направленная на обеспечение стабильного и многоукладного развития экономики местного сообщества, позволяющего создавать качественные и комфортные условия проживания населения на определенной территории.
Муниципальное управление – особый тип управленческой деятельности, осуществляемой органами и должностными лицами местного самоуправления, направленной на удовлетворение коллективных интересов и потребностей населения.
Организация вопросов местного значения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению отношениями в соответствующей сфере деятельности, обеспечению скоординированной деятельности, направленной на достижение заданного результата, цели.
Особая экономическая зона – определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, в которой, обычно, не допускается размещение жилищного фонда.
Отраслевая структура хозяйства – это совокупность его отраслей, характеризующихся определенными количественными соотношениями (состав и пропорции развития отраслей) и взаимосвязями.
Принципы размещения производительных сил – это основополагающие требования экономической политики к конкретному пространственному размещению производства (это методы хозяйствования на данном этапе).
1. Единство экономического районирования с административным делением;
2. Интенсивное освоение природных ресурсов проводилось на основе действия специальной теории размещения и развития ПС – теории территориально-производственных комплексов (ТПК) на месте скопления ресурсов для решения крупных задач при участии государства;
3. Использование преимуществ и экономических выгод международного разделения труда;
4. Оздоровление экологической обстановки;
5. Первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов ресурсов.
6. Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии, трудовым ресурсам и районам потребления;
7. Сокращение потерь труда в процессе производства.
Прогнозы комплексного социально-экономического развития субъектов РФ – сценарные варианты развития социально-экономической ситуации с учетом ожидаемых результатов реализации национальных проектов, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы на территории субъектов РФ.
Программы социально-экономического развития регионов – комплекс взаимоувязанных по целям, срокам, ресурсам и исполнителям мер по решению приоритетных проблем региона, обеспечивающих решение этих проблем в 3 – 5-летний период.
Промышленный узел – сочетание промышленных предприятий одного или нескольких населенных пунктов вместе с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры, размещенных на компактной территории.