Изменение теории фирмы
Послевоенные учебники берут за основу определение фирмы как организации, имеющей целью максимизацию прибыли. Рассмотрение фирмы, максимизирующей прибыль, является устойчивой базой теории фирмы, на которую опираются все модели. Альтернативные воззрения на природу фирмы излагаются значительно реже. Они трактуются как дополнения, новые взгляды, возможные варианты понимания природы фирмы. В продвинутых математизированных курсах (например, X. Вериена) альтернативные концепции фирмы не рассматриваются.
В целом все основные модели движения издержек, выручки, равновесия фирмы на рынках готовых продуктов и ресурсов строятся на предположении, что главной целью фирмы является максимизация прибыли. Считается, что все остальные цели фирмы, предполагаемые другими теориями: снижение трансакционных издержек, удержание рынка, повышение устойчивости организации и т. д., можно в конечном счёте свести к прибыли. Возникает обобщение, расширенное понимание фирмы. Д. Хайман даёт такое определение: «Фирмы — это организации, которыми владеют и управляют люди, стремящиеся получить прибыль, продавая товары и услуги. Решения, принимаемые в фирме и касающиеся использования ресурсов, применения новой технологии, выбора производимого продукта, объёма производства, принимаются менеджерами фирм, которые являются одновременно или хозяевами фирмы, или наёмными работниками».
Перед нами определение, призванное охватить как можно больше подходов к сущности фирм. Но акцент делается на получении прибыли. Такое понимание сущности фирмы предопределяет сохранение традиционного анализа издержек, отдачи ресурсов, выручки и прибыли. По сравнению с теорией А. Маршалла, в современных учебниках произошли определённые изменения: теория фирмы стала более формализованной, стройной. Усилился математический аппарат. Большую роль в этом процессе сыграла работа Дж. Хикса «Стоимость и капитал» (1939). Важнейшими инструментами анализа поведения фирмы стали производственная функция, аппарат кривых безразличия и бюджетных линий (для теории фирмы изоквант и изокост).
Ещё в началеXX в. теория фирмы была расширена за счёт выделения краткосрочного и долгосрочного периодов в деятельности фирмы. Это позволило сформулировать закон убывающей отдачи факторов в краткосрочном периоде (Д. Б. Кларк и П.Х Уикстед), что в свою очередь проложило путь для внедрения единого аппарата анализа поведения потребителя и фирмы на рынке (Дж. Хикс). В долгосрочном периоде были сформулированы закон изменения эффекта масштаба, критерии оптимального размера фирмы. На этой основе разрабатывались закономерности движения отдачи факторов производства и издержек фирмы для краткосрочного и долгосрочного периодов, а они предопределили движение прибыли. В учебниках изложение этих проблем опирается на знаменитую статью американского экономиста Дж. Вайнера «Кривые затрат и кривые предложения» (за 1922 и 1950 г.).
В преподавании микроэкономики в 1980-е гг. в теорию фирмы внесено относительно мало нового, этот раздел анализа считается сформированным уже в 1950-е гг. Единственным разделом, по поводу которого имеются определённые разногласия — это движение эффекта от масштаба производства. Исследование закономерностей изменения отдачи от масштаба позволяет обосновать оптимальные размеры фирм, концентрацию производства и продаж в отраслях, формы конкуренции или кооперации в них.
Традиционный взгляд на эту проблему подчёркивает неизбежность замены положительного эффекта масштаба отрицательным эффектом. Таким образом, долгосрочные средние издержки должны по мере расширения производства сначала снижаться, а потом неизбежно возрастать. Самый низкий уровень средних издержек соответствует оптимальному размеру (масштабу) производства. Такой взгляд специально исследовал Э. Чемберлин в статье «Пропорциональность, делимость и экономия от масштаба» (1948).
Учебные курсы придерживаются традиционных взглядов на движение эффекта от масштаба. Однако эмпирические исследования в различных отраслях показывают, что оптимальные размеры фирм могут сильно различаться как внутри одной отрасли, так и между отраслями. В 1980-е гг. в таких учебниках, как «Современная микроэкономика: анализ и применение» Д. Хаймана, специально выделяются факторы, которые способствуют стабилизации отдачи от масштаба, увеличению участка положительной отдачи, то есть определяют разнообразие оптимальных размеров выпуска для фирм одной отрасли.
Собственно новинкой послевоенных курсов микроэкономики можно считать рассмотрение Х-фактора. В 1966 г. американский экономист X. Лейбенстайн выдвинул концепцию существования особой группы факторов, которые могут способствовать или высокой эффективности работы фирм, или особой неэффективности. Лейбенстайн назвал такие факторы Х-факторами, так как они действуют по-разному в одних и тех же условиях, относящихся к распределению и технологии, применяемой фирмами. К таким особым факторам относятся условия стимулирования труда, традиции и культура страны и народа, микроклимат в коллективе. Действие Х-фактора способствует тому, что оптимальные размеры предприятия могут сильно различаться при одних и тех же общих обстоятельствах. Учёт Х-фактора помогает объяснять достоинства и недостатки функционирования корпораций в условиях несовершенной конкуренции. Идеи X. Лейбенстайна представлены в учебниках, ориентированных непосредственно на практику.
В целом в 1980-е гг. теория фирмы тесно переплетается с теорией рынков, с исследованием сложных рыночных структур и поведения фирмы в условиях несовременных рынков. Именно в этом направлении развивается микроэкономический анализ в послевоенный период.