С Задания для самостоятельной работы студентов
Впишите в собственный глоссарий определения следующих терминов и понятий: номинальный ВВП, реальный ВВП; дефлятор ВНП; темп инфляции; индекс Ласпейреса (дефлятор ВНП), индекс Пааше (индекс потребительских цен); базисные индексы цен; цепные индексы цен; потребительская корзина; среднестатистический потребитель; инфлирование; дефлирование; отраслевая и секторальная структуры национальной экономики; межотраслевой баланс; теневая экономика; национальное богатство; ВВП на душу населения; чистое экономическое благосостояние (ЧЭБ).
Экономический рост и развитие. Теории экономического роста – 2 ч
А План практического занятия
1. Экономический рост: понятие и сущность. Типы экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Показатели экономического роста: темп роста ВНП, темп роста ВНП на душу населения, темп прироста ВНП. Факторы экономического роста (спроса, предложения, распределения). Прямые факторы экономического роста (количество и качество ресурсов, технологии, организационные возможности и т.д.) и косвенные факторы экономического роста (состояние денежно-кредитной и налогово-бюджетной систем, общий инвестиционный климат, степень монополизации рынка и т.д.).
2. Модели и теории экономического роста. Неоклассическая модель экономического роста Солоу. Золотое правило накопления капитала Фелпса.
3. Новая экономика и новое качество экономического развития. Новые высокотехнологичные отрасли. Информационные ресурсы. Последствия экономического роста.
В Контрольные вопросы для самопроверки
1 Чем отличаются понятия «экономический рост» и «экономическое развитие»?
2 Каким образом измеряется экономический рост?
3 Как отличаются понятия экстенсивного и интенсивного экономического роста?
4 Классифицируйте и охарактеризуйте факторы экономического роста: 1) прямые и косвенные; 2) предложения, спроса, распределения.
5 Какие теории экономического роста Вы знаете?
6 Какие возможности для анализа экономического роста дает производственная функция Кобба-Дугласа?
7 Приведите примеры высокотехнологичных отраслей.
8 В соответствии с моделью экономического роста Солоу в отсутствие роста производительности что произойдет с объемом производства на одного работника, потреблением на одного работника и капиталом на одного работника в долгосрочном периоде?
9 Покажите взаимосвязь между накоплением физического капитала и инвестициями в человеческий капитал. Как авторы эндогенных теорий экономического роста объясняют постоянство предельной производительности капитала?
10 Какие три источника экономического роста выделяются при использовании подхода расчета темпов роста?
С Задания для самостоятельной работы студентов
Впишите в собственный глоссарий определения следующих терминов и понятий: экономический рост и развитие; экстенсивный и интенсивный экономический рост; темп роста ВНП, темп роста ВНП на душу населения; факторы предложения, факторы спроса, факторы распределения; прямые факторы экономического роста (количество и качество ресурсов, технологии, организационные возможности и т.д.), косвенные факторы экономического роста (состояние денежно-кредитной и налогово-бюджетной систем, общий инвестиционный климат, степень монополизации рынка и т.д.); человеческий капитал; «золотое правило накопления капитала» («биологическая ставка процента») Фелпса; уравнение расчета темпов роста; устойчивое развитие; новая экономика; новое качество экономического развития.
4 Общее макроэкономическое равновесие:
Классическая и кейнсианская модели – 4 ч
Общее макроэкономическое равновесие: классическая и кейнсианская модели. Модель AD-AS: совокупный спрос и совокупное предложение – 2 ч.
А План практического занятия
1 Общее макроэкономическое равновесие. Понятие общего макроэкономического равновесия. Условия установления макроэкономического равновесия.
2 Классическая модель макроэкономического равновесия: совокупный спрос и совокупное предложение («AD – AS»).
2.1) Совокупный спрос. Обратная зависимость объема совокупного спроса от уровня цен и эффекты: процентной ставки (эффект Кейнса), богатства (эффект Пигу), импортных закупок.
2.2) Совокупное предложение. Горизонтальный (кейнсианский), промежуточный, вертикальный (классический) отрезки совокупного предложения.
2.3) Классическая модель макроэкономического равновесия: совокупный спрос и совокупное предложение («AD – AS»). Шоки спроса и предложения.
В Контрольные вопросы для самопроверки
1 Что означает понятие «макроэкономическое равновесие»?
2 Что представляет собой совокупный спрос?
3 Объясните действие эффектов, объясняющих обратную зависимость объемов совокупного спроса от уровня цен.
4 Назовите факторы, влияющие на изменение уровня совокупного спроса.
5 Что представляет собой совокупное предложение?
6 Охарактеризуйте кривую совокупного предложения.
7 Опишите классическую модель равновесия AD-AS.
8 Как повлияет падение евро по отношению к рублю на уровень совокупного спроса на российском рынке?
9 Объясните, каким образом связаны между собой кривая производственных
возможностей и кривая совокупного предложения?
10 Какое влияние окажут следующие факторы на совокупный спрос и совокупное предложение:
а) ожидание стремительного подъема уровня цен;
б) роспуск ОПЕК, вызвавший 50% сокращение цен на нефть;
в) 10% снижение ставок индивидуального подоходного налога;
г) повышение производительности труда;
д) 12% повышение номинальной зарплаты;
е) снижение курса рубля.