Прогнозная оценка профессионально - квалификационной структуры занятых по укрупненным группам занятий на период до 2025

года[50], в %

Наименование групп занятий В среднем за 2002- 2004 гг.
В том числе всего занято: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Руководители (представители) органов власти и управления, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий 6,5 7,0 7,4 7,7 8,0
Специалисты высшего уровня квалификации 16,7 17,3 17,2 17,0 17,0
Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием 3,2 3,7 4,7 5,7 7,0
Работники сферы обслуживания, ЖКХ, торговли и родственных видов деятельности 13,4 13,8 14,2 14,6 15,0
Квалифицированные рабочие сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыболовства и рыбоводства 4,2 4,0 3,6 3,2 3,0
Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр 16,1 16,0 15,8 15,6 15,0
Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин, слесари- сборщики 13,4 12,5 12,0 11,2 10,0
Неквалифицированные рабочие 11,5 10,5 9,3 8,1 7,0

Грядущая кадровая ситуация, по оценке экспертов, несет в себе новые реальные и долгосрочные угрозы. Налицо системные проблемы, которые нельзя решить разрозненными действиями власти, работодателей, учебных заведений.

Кадровый потенциал страны используется не рационально, не в полной мере отвечает задачам социально-экономического развития общества, государственное регулирование трудовых и кадровых отношений фактически не имеет эффективных механизмов. Сохраняются высокий уровень безработицы, неполная и скрытая занятости, происходит потеря рабочего времени, наблюдается текучесть кадров, снижается производительность и интенсивность труда.

В тоже время появляются возможности регулирования различными методами структуры кадрового потенциала общества. К ним относятся:

· законодательная и нормативно-правовая база профессионального развития кадров;

· комплекс социально-экономических механизмов, направленных на повышение профессионализма, создание эффективной системы дополнительного и послевузовского профессионального образования;

· государственное управление ресурсами, увеличение объемов финансовой поддержки образования за счет государственных и внебюджетных средств, модернизация материально-технической и информационной базы;

l приближение профессионального образования к потребностям федерального, регионального и территориального рынков труда, устранение диспропорций и дублирования в профессиональной подготовке кадров;

· формирование эффективной системы трудоустройства выпускников учебных заведений и образовательных центров на принципах добровольного выбора гражданином места работы, сочетания интересов государства и личности;

· создание условий для непрерывного профессионального роста кадров;

· повышение социального статуса и материальной обеспеченности профессорско-преподавательского состава, науки и научно-методического обеспечения высокого качества подготовки специалистов;

· механизмы государственного контроля качественного развития кадрового потенциала путем лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и образовательных программ.

Сегодня проблема подготовки кадров стоит очень остро в большинстве областей Российской Федерации в том числе и во Владимирской. И это не случайно. В годы реформ в регионе отмечалось существенное снижение профессионально-квалификационного уровня рабочих, особенно молодых. Критическое положение сложилось с квалификацией руководителей и специалистов предприятий. Как показало исследование им недостает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в ситуациях, формируемых рыночной конъюнктурой. В тоже время практически разрушена система внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров, на предприятиях отсутствуют специалисты-организаторы обучения, имеющие специальную подготовку, что повлекло за собой резкое снижение профессионально-квалификационного уровня рабочих и служащих, руководителей и специалистов большинства организаций. Существующая система внутрифирменной подготовки кадров практически не имеет отраслевого принципа управления, недостаточно обеспечивает непрерывность роста профессионального уровня кадров. Ее материальная база устарела, отсутствуют кадры квалифицированных инструкторов-преподавателей. За 1995-2001 гг. в четыре раза сократилось число работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку. Особенно это характерно в строительстве, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Специальное исследование, проведенное автором в 2001 г. показало, что только на 9 предприятиях области сохранились структурные подразделения, занимающиеся этой работой.

Большой масштаб приобрела тенденция несоответствия спроса на высоко квалифицированную рабочую силу уровню её профессионально-квалификационной подготовки, предоставленной на региональном рынке труда, не снижается проблема обновления кадров. Престиж профессий сферы материального производства среди молодежи падает, что приводит к потере преемственности в работе и старению кадров. Средний возраст работающих в промышленности по данным выборочных обследований составляет 47-55 лет. У рабочих высокого уровня квалификации он намного выше. Среди работающих около 14% составляют лица предпенсионного и пенсионного возраста. Нет согласованности в действиях органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий и учебных заведений, а также достоверного прогноза в потребности ресурсов по профессиям в соответствии с запросами рынка труда. Процесс подготовки кадров не поставлен на должностную договорную основу между предприятиями и учебными заведениями. Существует разрыв между потребностью предприятий в кадрах рабочих профессий и фактическим составом подготовленных специалистов. Недостаточно анализируется и обобщается, с целью распространения, положительный опыт работы учебных заведений по подготовке специалистов рабочих профессий .

Продолжает сохраняться отстраненность профессиональных учебных заведений от трудоустройства своих выпускников по приобретенным профессиям и специальностям. В 2002 году по данным областного комитета государственной статистики направления на работу получили 65,7% выпускников Вузов (в 2001 году - 67,7%), 13,3% выпускников средних специальных учебных заведений (против 13,7% в 2001 году) и 51,2% выпускников дневных училищ. Из числа не получивших направления на работу 79% выпускников Вузов и 80% выпускников средних специальных учебных заведений составляют девушки.

Наиболее не востребованными в 2002 году оказались выпускники, получившие начальное профессиональное образование по профессиям:, бухгалтер сельскохозяйственного производства, бухгалтер-экономист, секретарь, продавец, вышивальщица, оператор вязально-швейного оборудования, оператор ЭВМ, страховщик, парикмахер-модельер.

Для устранения имеющихся недостатков, отработки реальной модели интеграции учреждений профессионального образования различного уровня с предприятиями и организациями Губернатором Владимирской области перед автором исследования и управлением по труду были поставлены задачи: разработать методику формирования и обеспечить реализацию регионального заказа на целевую подготовку профессиональных кадров для отраслей экономики; обеспечить прогнозирование на средне- и долгосрочную перспективу потребности в подготовке кадров по специальностям и профессиям, исходя из параметров, обусловленных Программой среднесрочного развития области и прогноза её развития на долгосрочную перспективу; разработать мероприятия по содействию развитию персонала на производстве.

Последовательно реализуя сформулированные цели, в 2001 году предложена методика межотраслевого заказа по подготовке и повышению квалификации кадров для экономики области. Механизм организации и проведения этой работы регламентирован специально подготовленными Положением об организации, размещении и финансировании отраслевого заказа по подготовке и повышению квалификации кадров для отраслей экономики Владимирской области и Положением по организации и проведению конкурсного отбора образовательных учреждений для профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Этими документами определяется общий порядок организации, размещения и финансирования межотраслевого заказа[51] по профессиональному обучению, переобучению, повышению квалификации кадров для экономики области. Целью заказа является координация действий органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий и организаций, учебных заведений различных уровней для реализации следующих задач:

· организации системы развития персонала, отвечающей требованиям предприятий и организаций, работающих в рыночных условиях;

· повышения профессионализма и компетенции персонала;

· создания условий для реализации мер, направленных на обеспечение конкурентоспособности работников на рынке труда для их профессионального роста и самореализации на основе повышения мотивации к труду;

· сохранения на предприятиях и в организациях рабочих мест и уменьшения числа безработных на рынке труда.

В соответствии с разработанной методикой формируется заказ на основе заявок предприятий и организаций области. В начале каждого года департамент по труду совместно с отраслевыми департаментами и управлениями, органами местного самоуправления разрабатывает среднесрочный прогноз потребности предприятий в обучении, переобучении, повышении квалификации персонала и формирует заказ на профессиональную подготовку кадров.

Для организации работы по размещению заказа при департаменте образования администрации Владимирской области создается межведомственная комиссия из представителей органов государственной власти, учебных заведений, руководителей предприятий и организаций. В одном и том же учебном заведении по утвержденному перечню профессий могут готовиться кадры разных предприятий и даже разных отраслей, что позволяет обеспечить оптимальную наполняемость групп и рационализацию средств на обучение. После размещения заказа заключаются договоры на профессиональное обучение кадров между учебными заведениями и предприятиями, в которых определяются организационные, правовые и финансовые взаимоотношения между заказчиками и исполнителями.

Контроль за реализацией заказа на профессиональное обучение кадров ведут департамента образования и по труду администрации области. Финансирование заказа на подготовку и повышение квалификации кадров осуществляется за счет средств областного и муниципальных бюджетов, а также предприятий и организаций.

Цель конкурсного отбора – определение организаций, образовательных учреждений, которые при наличии соответствующей базы, педагогических кадров, программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса и других условий, могут обеспечить высокое качество и эффективность профессионального обучения, повышения квалификации, переподготовки рабочих кадров и специалистов при оптимальных затратах и сроках. Для проведения конкурсного отбора департамент образования формирует постоянный состав конкурсной комиссии из числа работников управлений и департаментов администрации области, департамента федеральной государственной службы занятости населения, регионального отделения ассоциации работодателей и товаропроизводителей, других заинтересованных организаций.

На основании отработанной методики расширяется практика договорных отношений учебных заведений с предприятиями и отдельными гражданами, увеличился перечень профессий, по которым ведется обучение по хоздоговорам. В результате организованного ежегодного мониторинга востребованных работодателями профессий, учреждения профессионального образования стали оперативно реагировать на изменения рынка труда, значительно сокращен прием по не востребованным профессиям.

В рамках реализации заказа в 2005 году в 2.5 раза по сравнению с 2002 годом возросла подготовка рабочих профессий металлообработки, электриков, слесарей-сборщиков. Увеличен в целом перечень профессий и специальностей, по которым ведется обучение в учреждениях начальной профессиональной подготовки с 66 в 2002 г. до 84 в 2005 году. Заключено около 1000 договоров предприятий с учебными заведениями профессионального образования. Администрацией области, совместно с Ассоциацией работодателей и товаропроизводителей, создан Центр содействия развитию персонала на базе Владимирского госуниверситета, где специалисты предприятий и организаций области могут пройти переподготовку и повышение квалификации более чем по ста профессиям.

В целях модернизации системы профессионального образования области в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, культуры, сферы услуг и отработки различных механизмов интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечения его многоуровневости Законом № 91-ОЗ от 02.09.2002 г. утверждена целевая программа «Развитие профессионального образования Владимирской области на 2003-2007 годы». Ее реализация способствует построению единой непрерывной системы подготовки специалистов университетского типа, охватывающей все уровни обучения, такие, как школы, гимназии, колледжи, лицеи, филиал академии госслужбы, институты и университеты области, включая подготовку кадров высшей квалификации – кандидатов и докторов наук.

В 2005 году проведена дополнительная работа по формированию базы прогнозных данных потребности в кадрах организаций различных видов экономической деятельности области до 2009 года. Обследованием в 2005 году были охвачены около 2,5 тысяч организаций области 14 видов экономической деятельности.[52] Представили данные и заявили о своей потребности в кадрах 1306 организаций различных видов экономической деятельности, среди них организации обрабатывающих производств, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи, строительства, организации по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, оптовой и розничной торговли, организации здравоохранения и предоставления социальных услуг, образования, культуры, органов государственного управления и др.

По данным проведенного мониторинга динамика заявленной потребности предприятий и организаций области в кадрах представлена на рисунке 16.

Прогнозная оценка профессионально - квалификационной структуры занятых по укрупненным группам занятий на период до 2025 - student2.ru

Рисунок 16. Динамика заявленной потребности в подготовке

Наши рекомендации