Раздел V. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА
К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ........................................................... 752
Глава 29. КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА........................... 752
§ 1. Социалистическая идея: сущность и историческое развитие......... 752 § 2. Теория и практика командно-административной организации
народного хозяйства................................................................................. 754
§ 3. Причины упадка и краха социалистической экономики................... 765
Глава 30. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ............... 771
§ 1. Что такое переходный период?.............................................................. 771
§ 2. Концепции переходной экономики......................................................... 775
§ 3. Закономерности переходного периода................................................ 779
§ 4. Институциональная трансформация в переходный период......... 785
§ 5. Обзор реформ 1992-2001 гг. и предпосылки завершения
переходного периода............................................................................... 787
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................ 794
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ................................................................................... 798
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЭКОНОМИКЕ............................... 814
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.................................................................................................... 818
СПИСОК АНГЛИЙСКИХ АББРЕВИАТУР
И БУКВЕННЫХ СИМВОЛОВ................................................................................... 826
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.............................................................................................. 831
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Идеи экономистов и политических мыслителей -и когда они правы, и когда ошибаются, — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром».
Джон Мейнард Кейнс
«Нравится это или нет, но основные проблемы современной политики действительно являются чисто экономическими и не могут быть поняты без знания экономической теории. Только человек, разбирающийся в основных вопросах экономической теории, в состоянии выработать независимое мнение по рассматриваемым проблемам».
Людвиг фон Мизес
Вниманию читателя предлагается учебник коллектива авторов кафедры экономической теории МГИМО (У) МИД РФ, являющийся пятым изданием, начиная с 1991 г. Главная цель нашей работы на протяжении десяти лет - стремление создать современный учебник, отвечающий растущим требованиям к экономической подготовке российских студентов. Предыдущие издания «Курса экономической теории» послужили, как мы надеемся, формированию у наших студентов экономического образа мышления.
Л. Кэррол в своей знаменитой книге «Алиса в стране чудес» утверждал: для того, чтобы оставаться на месте, нужно бежать изо всех сил. Что же в таком случае можно сказать о тех, кто желает идти вперед, не останавливаясь на достигнутых рубежах? Мы отчетливо понимаем, что временной интервал между переизданиями учебника, очевидно, должен сокращаться для того, чтобы содержание излагаемых теорий соответствовало последним достижениям мировой экономической науки и стремительно меняющимся реалиям экономической жизни.
Предлагаемое читателю издание не подверглось столь фундаментальной переработке, подобной той, которая была осуществлена
в 1999 г. Тем не менее, авторский коллектив считает важным отметить то новое, что отличает настоящий учебник от предыдущего издания.
Помимо уточнения некоторых категорий, обновления цифрового и фактического материала, изменения названия и структуры некоторых глав, улучшения графического изображения теоретических моделей в ряде глав и вообще необходимой при переиздании редакторской и корректорской правки, в учебнике появились новые параграфы и существенным образом переработанные главы. Это относится к главе 8, § 3 «Механизм уменьшения асимметричности информации»; главе 16, где рассматриваются альтернативные подходы, позволяющие учесть размеры теневой экономики; главе 21 «Рынок ценных бумаг» с новыми параграфами «Технический и фундаментальный анализ фондового рынка», «Гипотеза эффективного рынка», «Теория рефлексивности Дж. Сороса»; главе 25 с переработанными параграфами, посвященными моделям экономического роста Е. До-мара, Р. Гаррота, Р. Солгу, новыми параграфами «Модели эндогенного экономического роста», «Новая экономика» и проблемы роста»; главе 28 в новой редакции. Соответственно, обновлен и «Предметный указатель».
Дополнен список лауреатов Нобелевской премии по экономике, включая 2001 г. Впервые в нашем учебнике в отдельном приложении дан перечень некоторых Интернет - ресурсов, а именно, сайтов Международного валютного фонда, Всемирного банка, Министерства финансов РФ, Центрального банка России, Госкомстата, информационных агентств, исследовательских центров и институтов, как отечественных, так и зарубежных и др.
Центральной проблемой настоящего издания, как и предыдущих, является анализ закономерностей функционирования современного рыночного механизма, того механизма, который лежит в основе самых разнообразных хозяйственных систем как в западном, так и в восточном полушариях нашей планеты. Конечно же, рыночная конкретика в различных странах имеет свои особенности, связанные с историческими, демографическими, культурными, социальными, политическими и природными особенностями. Эти особенности более рельефно в переходных экономиках по сравнению с устоявшимися цивилизованными «рыночными» странами. Однако и здесь, как мы нередко наблюдаем, не стоит преувеличивать значение национальных и региональных факторов. Где бы мы ни подбросили яблоко, оно, подчиняясь закону всемирного тяготения, упадёт на землю. При этом направление его полёта не будет зависеть от того человека, который подберёт это яблоко, - будь то папуас из Новой Гвинеи, фермер из Огайо, либо житель среднерусской равнины. Точно так же обстоят дела и с функционированием основных механизмов рыночного хозяйства, - экономические законы столь же объективны, сколь и законы природы.
Авторы учебника по-прежнему считают необходимым во всех без исключения темах делать акцент на том, что мы изучаем экономическое поведение людей, а построение графиков и формул - не самоцель, а лишь необходимое подспорье в решении этой задачи.
В «Курсе экономической теории» использована следующая логика изучения рыночного механизма:
• в первом разделе - «Введение в экономическую теорию»- освещается место и роль человека в экономике, даётся представление об экономической теории как науке, её предмете и методе, показаны основные закономерности экономической организации общества, даётся обзор важнейших направлений и школ в экономической теории и общая характеристика рыночной экономики;
• во втором разделе - «Микроэкономика»- анализируются механизмы рынка совершенной и несовершенной конкуренции, теории фирмы и организационные формы бизнеса, рынки факторов производства, экономическая теория неопределенности, информации и страхования, преимущества и недостатки рыночного механизма, связанные с так называемыми провалами рынка, экономическая теория благосостояния.
• в третьем разделе - «Макроэкономика»- рассматривается национальное хозяйство в целом, показаны роль и границы вмешательства государства в хозяйственные процессы, анализируются проблемы макроэкономического равновесия и нестабильности. Здесь же анализируются кредитно-денежная и налогово-бюджетная системы современной рыночной экономики, рассматриваются проблемы инфляции, экономического роста и альтернативные теоретические подходы к проведению макроэкономической политики государства.
• в четвёртом разделе - «Международные аспекты экономической теории»- показываются особенности функционирования рыночного механизма в открытой экономике, рассматриваются проблемы и противоречия при достижении внешнего экономического равновесия.
• в пятом разделе - «Теоретические проблемы перехода к рыночной экономике»- даётся характеристика командно-административной системы и рассматриваются основные закономерности переходной экономики.
Математическая составляющая экономического анализа, на наш взгляд, вполне доступна для восприятия тех, кто начинает знакомство с экономической теорией, т. ЕС. для читателей с обычной школьной математической подготовкой.
Единицами измерения цен в различных примерах служат как рубли, так и доллары - и это не промашка редакторов учебника. Надеемся, что нас поймут правильно, и не будут обвинять в отсутствии патриотизма. Наш учебник, как и в предыдущих изданиях, отражает ту переходную
экономику, в условиях которой он создавался: рубль по-прежнему соседствует с долларом.
Одной из характерных особенностей учебника является широкий спектр проблем, составляющих его содержание. Читатель найдёт в нём ответы на основные вопросы всех разделов стандартного курса экономической теории, преподаваемой в большинстве высших учебных заведений нашей страны и за рубежом. В связи с последним, мы считаем необходимым давать перевод основных понятий на английский язык (в конце каждой главы и в предметном указателе).
Авторский коллектив благодарен нашим уважаемым рецензентам, д.э.н., профессору Пороховскому А. А. и кафедре экономической теории ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова (заведующий кафедрой д.э.н., профессор Сидорович А. В.) за ценные замечания, высказанные при чтении рукописи учебника.
Самые теплые слова благодарности мы высказываем нашим издателям - издательству «АСА» (г. Киров) и лично А. И. Солодянкину.
Учебник «Курс экономической теории» рассчитан на широкие круги российских студентов. Он призван помочь им изучить и осмыслить, прежде всего, теоретические аспекты экономической жизни современного общества, вооружить их научным инструментарием экономического анализа.
Книга будет полезна и всем тем, кто в современных условиях занят практической деятельностью - от политики до бизнеса, поскольку успех этой деятельности во многом зависит от овладения экономическим стилем мышления.
Авторский коллектив заранее благодарен уважаемым читателям за пожелания и критические замечания, которые непременно будут учтены в дальнейшей работе.
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ