Раздел V. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА

К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ........................................................... 752

Глава 29. КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА........................... 752

§ 1. Социалистическая идея: сущность и историческое развитие......... 752 § 2. Теория и практика командно-административной организации

народного хозяйства................................................................................. 754

§ 3. Причины упадка и краха социалистической экономики................... 765

Глава 30. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ............... 771

§ 1. Что такое переходный период?.............................................................. 771

§ 2. Концепции переходной экономики......................................................... 775

§ 3. Закономерности переходного периода................................................ 779

§ 4. Институциональная трансформация в переходный период......... 785

§ 5. Обзор реформ 1992-2001 гг. и предпосылки завершения

переходного периода............................................................................... 787

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................ 794

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ................................................................................... 798

ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЭКОНОМИКЕ............................... 814

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.................................................................................................... 818

СПИСОК АНГЛИЙСКИХ АББРЕВИАТУР

И БУКВЕННЫХ СИМВОЛОВ................................................................................... 826

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.............................................................................................. 831

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Идеи экономистов и политических мыслителей -и когда они правы, и когда ошибаются, — имеют гораз­до большее значение, чем принято думать. В действи­тельности только они и пра­вят миром».

Джон Мейнард Кейнс

«Нравится это или нет, но основные проблемы совре­менной политики действи­тельно являются чисто эко­номическими и не могут быть поняты без знания экономи­ческой теории. Только чело­век, разбирающийся в основ­ных вопросах экономической теории, в состоянии вырабо­тать независимое мнение по рассматриваемым проблемам».

Людвиг фон Мизес

Вниманию читателя предлагается учебник коллектива авторов кафедры экономической теории МГИМО (У) МИД РФ, являю­щийся пятым изданием, начиная с 1991 г. Главная цель нашей работы на протяжении десяти лет - стремление создать современный учебник, отвечающий растущим требованиям к экономической подготовке рос­сийских студентов. Предыдущие издания «Курса экономической теории» послужили, как мы надеемся, формированию у наших студентов эконо­мического образа мышления.

Л. Кэррол в своей знаменитой книге «Алиса в стране чудес» утверж­дал: для того, чтобы оставаться на месте, нужно бежать изо всех сил. Что же в таком случае можно сказать о тех, кто желает идти вперед, не останавливаясь на достигнутых рубежах? Мы отчетливо понимаем, что временной интервал между переизданиями учебника, очевидно, должен сокращаться для того, чтобы содержание излагаемых теорий соответ­ствовало последним достижениям мировой экономической науки и стре­мительно меняющимся реалиям экономической жизни.

Предлагаемое читателю издание не подверглось столь фундамен­тальной переработке, подобной той, которая была осуществлена

в 1999 г. Тем не менее, авторский коллектив считает важным отметить то новое, что отличает настоящий учебник от предыдущего издания.

Помимо уточнения некоторых категорий, обновления цифрового и фактического материала, изменения названия и структуры некоторых глав, улучшения графического изображения теоретических моделей в ряде глав и вообще необходимой при переиздании редакторской и кор­ректорской правки, в учебнике появились новые параграфы и суще­ственным образом переработанные главы. Это относится к главе 8, § 3 «Механизм уменьшения асимметричности информации»; главе 16, где рассматриваются альтернативные подходы, позволяющие учесть разме­ры теневой экономики; главе 21 «Рынок ценных бумаг» с новыми пара­графами «Технический и фундаментальный анализ фондового рынка», «Гипотеза эффективного рынка», «Теория рефлексивности Дж. Сороса»; главе 25 с переработанными параграфами, посвященными моделям экономического роста Е. До-мара, Р. Гаррота, Р. Солгу, новыми парагра­фами «Модели эндогенного экономического роста», «Новая экономика» и проблемы роста»; главе 28 в новой редакции. Соответственно, обнов­лен и «Предметный указатель».

Дополнен список лауреатов Нобелевской премии по экономике, включая 2001 г. Впервые в нашем учебнике в отдельном приложении дан перечень некоторых Интернет - ресурсов, а именно, сайтов Между­народного валютного фонда, Всемирного банка, Министерства финан­сов РФ, Центрального банка России, Госкомстата, информационных агентств, исследовательских центров и институтов, как отечественных, так и зарубежных и др.

Центральной проблемой настоящего издания, как и предыдущих, является анализ закономерностей функционирования современного рыночного механизма, того механизма, который лежит в основе самых разнообразных хозяйственных систем как в западном, так и в восточном полушариях нашей планеты. Конечно же, рыночная конкретика в различ­ных странах имеет свои особенности, связанные с историческими, де­мографическими, культурными, социальными, политическими и природ­ными особенностями. Эти особенности более рельефно в переходных экономиках по сравнению с устоявшимися цивилизованными «рыночны­ми» странами. Однако и здесь, как мы нередко наблюдаем, не стоит преувеличивать значение национальных и региональных факторов. Где бы мы ни подбросили яблоко, оно, подчиняясь закону всемирного тяго­тения, упадёт на землю. При этом направление его полёта не будет за­висеть от того человека, который подберёт это яблоко, - будь то папуас из Новой Гвинеи, фермер из Огайо, либо житель среднерусской равни­ны. Точно так же обстоят дела и с функционированием основных меха­низмов рыночного хозяйства, - экономические законы столь же объек­тивны, сколь и законы природы.

Авторы учебника по-прежнему считают необходимым во всех без исключения темах делать акцент на том, что мы изучаем экономичес­кое поведение людей, а построение графиков и формул - не самоцель, а лишь необходимое подспорье в решении этой задачи.

В «Курсе экономической теории» использована следующая логика изучения рыночного механизма:

• в первом разделе - «Введение в экономическую теорию»- ос­вещается место и роль человека в экономике, даётся представление об экономической теории как науке, её предмете и методе, показаны основ­ные закономерности экономической организации общества, даётся об­зор важнейших направлений и школ в экономической теории и общая характеристика рыночной экономики;

• во втором разделе - «Микроэкономика»- анализируются меха­низмы рынка совершенной и несовершенной конкуренции, теории фир­мы и организационные формы бизнеса, рынки факторов производства, экономическая теория неопределенности, информации и страхования, преимущества и недостатки рыночного механизма, связанные с так на­зываемыми провалами рынка, экономическая теория благосостояния.

• в третьем разделе - «Макроэкономика»- рассматривается наци­ональное хозяйство в целом, показаны роль и границы вмешательства государства в хозяйственные процессы, анализируются проблемы мак­роэкономического равновесия и нестабильности. Здесь же анализиру­ются кредитно-денежная и налогово-бюджетная системы современной рыночной экономики, рассматриваются проблемы инфляции, экономи­ческого роста и альтернативные теоретические подходы к проведению макроэкономической политики государства.

• в четвёртом разделе - «Международные аспекты экономичес­кой теории»- показываются особенности функционирования рыночно­го механизма в открытой экономике, рассматриваются проблемы и про­тиворечия при достижении внешнего экономического равновесия.

• в пятом разделе - «Теоретические проблемы перехода к рыноч­ной экономике»- даётся характеристика командно-административной системы и рассматриваются основные закономерности переходной эко­номики.

Математическая составляющая экономического анализа, на наш взгляд, вполне доступна для восприятия тех, кто начинает знакомство с экономической теорией, т. ЕС. для читателей с обычной школьной мате­матической подготовкой.

Единицами измерения цен в различных примерах служат как рубли, так и доллары - и это не промашка редакторов учебника. Надеемся, что нас поймут правильно, и не будут обвинять в отсутствии патриотизма. Наш учебник, как и в предыдущих изданиях, отражает ту переходную

экономику, в условиях которой он создавался: рубль по-прежнему сосед­ствует с долларом.

Одной из характерных особенностей учебника является широкий спектр проблем, составляющих его содержание. Читатель найдёт в нём ответы на основные вопросы всех разделов стандартного курса эконо­мической теории, преподаваемой в большинстве высших учебных заве­дений нашей страны и за рубежом. В связи с последним, мы считаем необходимым давать перевод основных понятий на английский язык (в конце каждой главы и в предметном указателе).

Авторский коллектив благодарен нашим уважаемым рецензентам, д.э.н., профессору Пороховскому А. А. и кафедре экономической теории ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова (заведующий кафедрой д.э.н., профес­сор Сидорович А. В.) за ценные замечания, высказанные при чтении ру­кописи учебника.

Самые теплые слова благодарности мы высказываем нашим изда­телям - издательству «АСА» (г. Киров) и лично А. И. Солодянкину.

Учебник «Курс экономической теории» рассчитан на широкие круги российских студентов. Он призван помочь им изучить и осмыслить, прежде всего, теоретические аспекты экономической жизни современ­ного общества, вооружить их научным инструментарием экономическо­го анализа.

Книга будет полезна и всем тем, кто в современных условиях занят практической деятельностью - от политики до бизнеса, поскольку успех этой деятельности во многом зависит от овладения экономическим сти­лем мышления.

 

Авторский коллектив заранее благодарен уважаемым читателям за пожелания и критические замечания, которые непременно будут учтены в дальнейшей работе.

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ

Наши рекомендации