Общая характеристика. Методы и классификация
Для того чтобы инфляция не порождала в экономике комплекс негативных последствий, государство, отвлекая от инвестиций значительные средства, тратя время, энергию и ресурсы, вынуждено принимать определённые меры. Государственная политика может либо приспособиться к инфляции, либо предпринять меры, противодействующие её развитию. Для выработки системы действий в условиях инфляционного роста цен и обесценивания денег государство разрабатывает антиинфляционную политику.
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Антиинфляционную политику подразделяют на активную и адаптивную. Если активная антиинфляционная политика направлена на преодоление причин инфляции, то адаптивная – на приспособление к условиям инфляции. [9.c.22]
Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Косвенные методы:
· Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
· Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
· Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы:
· Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
· Государственное регулирование цен;
· Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
· Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
Чтобы антиинфляционная политика государства была действенной, необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Инфляция — результат дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением, когда спрос опережает предложение. Но этот дисбаланс может проистекать как от денежных, монетарных факторов (рост денежной массы, увеличение скорости обращения денег), так и от причин немонетарного характера (монополизация экономики, рост издержек). Однако независимо от того, какие факторы непосредственно вызвали усиление инфляции, ограничение ее возможно лишь при снижении темпов предложения денег. Практически во всех странах между темпами инфляции и темпами роста предложения денег существует тесная корреляционная зависимость. А это значит, что в конечном счете "инфляция всегда и везде представляет собой денежный феномен". Вместе с тем рост денежной массы сверх потребностей товарного оборота может вызываться рядом причин: дополнительной эмиссией денег, бюджетным дефицитом, кредитной политикой центрального банка, неэффективной налоговой системой. Поэтому первоочередные меры правительства должны быть направлены на:
ü уменьшение денежной эмиссии;
ü повышение учетной ставки (ставки рефинансирования);
ü повышение нормы обязательных резервов;
ü сокращение государственных расходов;
ü совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Однако проведение этих мероприятий не всегда может дать желаемый результат. Это относится прежде всего к сокращению предложения денег. Неизбежное следствие снижения темпов прироста денежной массы — падение уровня производства и занятости. Хотя эта компромиссная теория инфляции, опирающаяся на кривую Филлипса, некоторыми экономистами подвергается критике, тем не менее она подтверждается 145-летней практикой. Поэтому правительство имеет возможность осуществлять выбор только в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы — резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование).
Однако резкое снижение темпов роста денежной массы может привести в весьма негативным последствиям: к значительному росту неплатежей в экономике и бартеризации хозяйственных связей. А это может привести к невыплатам заработной платы многим категориям работников бюджетной сферы, росту внутреннего и внешнего долга и к резкому спаду производства в промышленности и сельском хозяйстве, что в сочетании с недостаточно стабильной ситуацией на мировых финансовых грозит опасностью девальвации рубля и возобновлением инфляции.
Что касается политики градуирования, то она может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30%.
Антиинфляционная стратегия включает четыре основных компонента:
1. Преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. Хорошие результаты в мировой практике достигаются при создании конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений.
2. Долгосрочную денежно-финансовую политику, направленную на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.
3. Сокращение бюджетного дефицита и перестройку структуры доходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики.
4. Увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразования народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.
Меры антиинфляционной политики в зависимости от цели можно разделить на две группы:
I. При необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяется льготное налогообложение, приватизация государственной собственности.
II. Для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.
Антиинфляционная стратегия и тактика в Республике Беларусь должны учитывать особенности современного состояния ее экономики:
§ Необходимость структурной перестройки народного хозяйства.
§ Запаздывание с формированием рыночной экономики.
§ Монопольный характер экономики.
§ Перекладывание налогового пресса на себестоимость продукции.
С учетом вышеизложенного антиинфляционная стратегия здесь должна включать следующие основные мероприятия:
1. отказ от контроля над ценами и рентабельностью за исключением сверх монополизированных отраслей;
2. проведение приватизации с целью создания устойчивой конкурентной среды;
3. отказ от практики предоставления кредитов убыточным предприятиям, создание института банкротств;
4. проведение либеральной торговой политики;
5. радикальную аграрную реформу;
6. реформу системы налогообложения;
7. реализацию политики доходов, применяемой при инфляции, сопряженной со спадом.