Экономическая безопасность национальной экономики
Выбор основных направлений внешнеэкономической политики 90-х гг. прошлого века складывался под определяющим воздействием реформирования экономики. Главным была либерализация внешнеэкономической деятельности. Государство стало одним из множества субъектов внешнеэкономической деятельности. У предприятий появились возможности ориентироваться в своей хозяйственной деятельности не только на спрос и предложение внутри страны, но и на связи за рубежом, выбирать рынки и партнеров, руководствуясь критериями прибыли.
Необходимость либерализации внешнеэкономической деятельности также диктовалась потребностями включения России в систему мирохозяйственных связей, для развития которой характерна тенденция к открытости национальных хозяйств. Внешнеэкономическая политика современных государств строится на сочетании методов обеспечения свободы торговли и протекционизма. Пропорции этого сочетания определяются практическими интересами страны в конкретной экономической ситуации.
Внешнеэкономическая политика ориентируется преимущественно на свободную торговлю, как правило, в развитых странах, достигших высокого уровня конкурентоспособности, и в странах, где ввозимая продукция не конкурирует с внутренним производством или является сырьем для значимых отраслей.
Протекционистская политика наиболее широко применяется в странах, осуществляющих существенные трансформации, структурные преобразования, переживающих кризис и экономическую депрессию, сталкивающихся с быстрым ростом конкурирующего импорта.
России, осуществляющей коренную трансформацию экономической системы, разумная протекционистская политика необходима. Результатами реформирования внешнеэкономической сферы в первые годы рыночных преобразований в России явились незащищенные экономические границы страны, через которые хлынули на Запад сначала сырьевые ресурсы, а затем и российские капиталы. Массированное использование на первых порах российскими производителями цен, заниженных по сравнению с мировыми, имело своими последствиями установление по ряду важнейших позиций российского экспорта антидемпинговых процедур, действующих и в настоящее время.
Центральной проблемой внешнеэкономической политики является увязка открытости экономики с требованиями национальной безопасности. Это предполагает, что дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности должна быть тесно увязана с концепцией национальной безопасности России с тем, чтобы не допускать опасной зависимости от внешнеэкономических факторов при реализации курса на стабильный рост и структурную перестройку отечественного производства.
В ходе глобализации мировой экономики возросла вероятность неблагоприятного воздействия внешних факторов на отечественное хозяйство, необходимость обеспечения экономической безопасности страны.
Единого понимания сущности экономической безопасности нет, исследователи определяют ее критерии и систему показателей.
Для переходного периода определяющим выступает разработка пороговых значений по следующим критериям:
• объем ВВП, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на современном конкурентно-способном базисе, инвестирование и финансирование основных сфер деятельности, т.е. способность экономики к расширенному воспроизводству;
• удельный вес в промышленности высокотехнологичных, обрабатывающих отраслей, в том числе наукоемких;
• удельный вес импорта во внутреннем потреблении;
• уровень жизни основной массы населения (черта бедности);
• воспроизводство природно-экологического потенциала;.
• объемы государственных материальных, золотовалютных и финансовых резервов.
При выходе за эти предельные значения могут возникать препятствия нормальному ходу воспроизводства, складываться негативные тенденции.
К «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300) отнесены:
• тенденция к превращению России в топливно-сырьевую периферию развитых стран;
• усиление импортной зависимости;
• утечка капитала;
• рост государственного внешнего долга;
• чрезмерная открытость экономики. Пороговым уровнем безопасности многие специалисты считают долю импорта во внутреннем потреблении 30%, в том числе по продовольствию - 25%.
Применительно к внешнему долгу государства для характеристики уровня экономической безопасности используют два показателя: отношение величины задолженности к экспорту товаров и услуг и коэффициент обслуживания долга (отношение выплат по долгу к экспорту товаров и услуг).
Критической величиной первого показателя считается уровень размером 300%, второго - 25%.
Точное определение «бегству» капитала дать трудно. Уход капитала за рубеж считается нормальным явлением в странах с рыночной экономикой. Утечка капитала происходит в те страны, где находится более прибыльное применение. Существует нелегальный вывоз капитала из страны в различных формах - невозврат экспортной выручки, оплата фиктивного импорта товаров и услуг, контрабанда, ценовые манипуляции и т.п. Накопление наличной иностранной валюты в стране правомерно также относить к «бегству» капитала.
Масштабы угроз экономической безопасности России таковы, что необходима разработка эффективных механизмов их предупреждения.