Исследования и открытия
125 Нет причины полагать, что существовала прямая связь между демографическим ростом в Европе и морскими открытиями, которые привели к установлению прямых торговых путей между Европой и Азией и к завоеванию и заселению Нового Света. Рост численности населения уже происходил до того, как были сделаны значительные открытия.
125 Объем торговли с регионами вне Европы в XVI —XVII вв. был небольшой в сравнении с торговлей
126 между европейскими странами, а импорт продуктов питания (за исключением специй) был незначителен. Тем не менее, открытия значительно повлияли на ход экономических изменений в Европе.
126 Заметный технологический прогресс в кораблестроении и изготовлении навигационных инструментов был отмечен уже в конце Средних веков. Трех-, четырех-, и пятимачтовые корабли с комбинацией квадратных и треугольных парусов, способные ходить против ветра, заменили весельные галеры со вспомогательными парусами, доминировавшие в средневековой торговле. Судовой руль заменил рулевое весло. Все вместе эти изменения обеспечили большую маневренность, контроль над направлением движения и возможность обходиться без гребцов. Корабли стали больше, прочнее и грузоподъемнее, что сделало возможными более длительные путешествия. Магнитный компас, возможно, позаимствованный у китайцев через арабов, значительно облегчил навигацию. Развитие картографии привело к значительному усовершенствованию морских и сухопутных карт.
Итальянцы являлись лидерами в искусстве навигации и еще долго сохраняли это лидерство, о чем говорят имена Колумба, Кабота, Веспуччи, Веррацано и других. Еще в 1291 г. генуэзская экспедиция на галерах вышла к западному побережью Африки в попытке достичь Индии по морю (правда, с тех пор этой экспедиции никто больше не видел). Но итальянцы были консервативны в отношении устройства кораблей, и лидерство скоро перешло к народам, имевшим выход к океану — особенно фламандцам, голландцам и португальцам. Португальцы перехватили инициативу во всех аспектах мореходного искусства — в устройстве кораблей, навигации и морских путешествиях (рис. 5.1). Проницательность и энергия одного человека, принца Генриха (Энрико) Мореплавателя, были ключевой причиной огромного прогресса географических знаний и открытий, сделанных европейцами в XV в.
Принц Генрих (1393 — 1460 гг.), младший сын короля Португалии, посвятил себя организации исследований африканского побережья, конечной целью которых являлся выход в Индийский океан. В своем замке на полуострове Сагриш (южное побережье Португалии) он основал своего рода исследовательский институт, к работе в котором он привлек астрономов, географов, картографов и навигаторов всех национальностей. С 1418 г. и до самой смерти он почти ежегодно отправлял экспедиции. Тщательно и терпеливо его моряки наносили на карту берега и течения, открывали и колонизировали острова Атлантики и устанавливали торговые связи с местными африканскими вождями. Принц Генрих не дожил до осуществления мечты своей жизни.
126 К году его смерти португальцы продвинулись лишь немного южнее мыса Зеленый, но научная и исследовательская работа, проведенная под его патронажем, заложила основу для последующих открытий.
Рис. 5.1. Португальские открытия в XV в.
127 После смерти Генриха Мореплавателя исследования затормозились из-за отсутствия королевского покровительства и из-за того, что энергия португальских купцов была поглощена выгодной торговлей слоновой костью, золотом и рабами с африканским королевством Гана. Король Жуан II, который взошел на трон в 1481 г., возобновил исследования и расширил их масштаб. В течение нескольких лет его мореплаватели почти достигли южной оконечности Африки. Понимая, что он находится в преддверии успеха, король в 1487 г. послал две экспедиции. На юг вдоль африканского берега вышел Бартоломеу Диаш, который в 1488 г. обогнул мыс Доброй Надежды (который он назвал Мысом Бурь).
127 Через Средиземное море и по суше к Красному морю прошел Педру де Ковильян, который провел разведку западного побережья Индийского океана от Мозамбика в Африке до малабарского
128 берега Индии.
128 Тем самым была проложена дорога для великого путешествия, которое предпринял Васко да Гама в 1497 — 1499 гг. вокруг Африки до Каликута. В результате болезней, голода, штормов, а также трудностей, которые чинили и индийцы, и арабы, да Гама потерял два из четырех кораблей и почти две трети команды. Тем не менее, груз специй, с которым он вернулся, был достаточен, чтобы многократно окупить издержки его путешествия.
Привлеченные столь существенными прибылями, португальцы не стали терять времени и воспользовались своим преимуществом. В течение 12 лет они вытеснили арабов из Индийского океана и создали свои укрепленные торговые форпосты на территории от Мозамбика и Персидского залива до легендарных Островов пряностей (Молуккских островов). В 1513 г. один из их кораблей вошел в Кантон в южном Китае, а к середине века они наладили торговые и дипломатические связи с Японией.
В 1483 или 1484 г., пока корабли Жуана II все еще прокладывали путь на юг вдоль африканского побережья, один генуэзец, служивший на португальском флоте и женатый на португалке, обратился к королю с ходатайством об организации экспедиции через Атлантический океан, чтобы достичь Востока, плывя на запад. Такое предложение не было чем-то абсолютно новым. Точка зрения о шарообразности земли была общепринятой. Но был ли предложенный план реален? Этот генуэзец, Христофор Колумб, верил в его реальность, хотя общее мнение было против него. Советники короля явно имели лучшее представление о размерах земного шара, чем Колумб, который полагал, что расстояние от Азорских островов до Островов пряностей немногим больше протяженности Средиземного моря. Хотя Жуан разрешил частное финансирование экспедиций к западу от Азорских островов, свои собственные финансовые ресурсы он сосредоточил на организации плаваний вокруг Африки и отверг предложение Колумба.
Колумб продолжал упорно добиваться своей цели. Он обратился к испанским монархам, Фердинанду и Изабелле, которые в это время были заняты войной с мусульманским королевством Гранада и не имели свободных средств для финансирования столь сомнительного предприятия. Колумб пытался заинтересовать реалистичного и экономного короля Генриха VII Английского, так же как и короля Франции, но все напрасно. Наконец, в 1492 г. Фердинанд и Изабелла покорили Гранаду и в качестве жеста в ознаменование победы Изабелла согласилась подписать указ об отправке экспедиции. Колумб отправился в путь 3 августа 1492 г. и 12 октября достиг островов, позже ставших известными как Вест-Индия. Колумб искренне верил, что достиг Индии. Хотя и разочарованный явной бедностью местных жителей, он назвал их индийцами.
128 После нескольких недель разведывательного плавания
129 среди островов он вернулся в Испанию, чтобы сообщить радостное известие.
129 В следующем году он вернулся с семнадцатью кораблями, на которых находились 1500 человек и достаточное снаряжение для создания постоянных поселений. Всего Колумб совершил четыре путешествия и до конца жизни был уверен, что открыл прямой путь в Азию.
Сразу же после возвращения первой экспедиции Фердинанд и Изабелла обратились к Папе римскому с просьбой провести «демаркационную линию», чтобы закрепить вновь открытые земли за испанской короной. Эта линия была проведена с севера на юг в 100 лигах (около 330 морских миль) к западу от Азорских островов и островов Зеленого мыса, поделив нехристианский мир на две части, из которых западная досталась испанцам, а восточная — португальцам. В следующем, 1494 г., при заключении Тор-десильясского договора португальский король убедил испанских правителей отодвинуть линию примерно на 210 морских миль к западу по сравнению с линией 1493 г. На этом основании можно заключить, что португальцы могли уже знать о существовании Нового Света, поскольку новая граница оставила часть Южной Америки — территорию, которая впоследствии станет Бразилией — в португальском полушарии. В 1500 г., во время первого большого португальского торгового плавания после возвращения Васко да Гама, Педру де Кабрал, прежде чем проследовать в Индию, прошел прямо к берегу Южной Америки и объявил его собственностью португальской короны.
Тем временем об открытии Колумба узнали в других странах (рис. 5.2). В 1497 г. Джон Кабот, итальянский моряк, проживавший в Англии, добившись поддержки купцов Бристоля, открыл Ньюфаундленд и Новую Шотландию. В следующем году он со своим сыном Себастьяном осуществил более крупную экспедицию, исследовавшую северное побережье Северной Америки, но, поскольку они не привезли обратно специй, драгоценных металлов или других товаров, их спонсоры потеряли к их путешествиям всякий интерес. Кабот не смог уговорить короля Генриха VII обеспечить финансовую поддержку, хотя король дал ему награду в 10 фунтов за то, что он установил английский флаг в Новом Свете. Французские купцы в 1520-х гг. послали экспедицию другого итальянца, Джованни да Веррацано, открыть западный путь в Индию. Десять лет спустя француз Жак Картье предпринял первое из трех путешествий, которые привели его к открытию и исследованию реки Св. Лаврентия. Картье также провозгласил собственностью французской короны земли современной Канады, но, не найдя путь в Индию, французы, как и англичане, не проявили дальнейшего интереса к Новому Свету, и лишь занимались рыболовством у берегов Ньюфаундленда.
129 В 1513 г. испанец Бальбоа, пройдя через Панаму, открыл «Южное море», как он назвал Тихий океан. К 1520-м гг. испан-130-131-кие и другие мореплаватели исследовали все восточное побережье Северной и Южной Америки от Лабрадора до Рио-де-ла-Плата.
131 Становилось все более ясным не только то, что Колумб открыл не "Индию, но и то, что удобный морской путь через Новый Свет с востока на запад отсутствует. В 1519 г. Фернан Магеллан, португалец, плававший в Индийском океане, уговорил короля Испании позволить ему осуществить экспедицию на пяти кораблях к Островам пряностей через Южное море. У Магеллана не было мысли совершить кругосветное путешествие, поскольку он рассчитывал найти Азию в нескольких днях плавания за Панамой, в испанской зоне колонизации, определенной Тордесильясским договором. Главная проблема, как он ее видел, заключалась в том, чтобы обнаружить проход через Южную Америку (или вокруг нее). Он решил эту задачу, и опасный, бурный пролив между Южной Америкой и о. Огненная Земля до сих пор носит его имя. Однако «Спокойное море» (Mare Pacificum), в котором он оказался, принесло не богатство, а долгие месяцы голода, болезней и смерть почти всей его команды. Остатки его флота бесцельно блуждали по Ост-Индии на протяжении нескольких месяцев. Наконец, один из лейтенантов Магеллана Себастьян дель Кано провел единственное уцелевшее судно и остатки экипажа через Индийский океан и вернулся в Испанию спустя три года после начала экспедиции, став первым человеком, обошедшим вокруг земного шара.