Исследования и открытия

125 Нет причины полагать, что существовала прямая связь между демографическим ростом в Европе и морскими открытиями, кото­рые привели к установлению прямых торговых путей между Ев­ропой и Азией и к завоеванию и заселению Нового Света. Рост численности населения уже происходил до того, как были сдела­ны значительные открытия.

125 Объем торговли с регионами вне Ев­ропы в XVI —XVII вв. был небольшой в сравнении с торговлей

126 между европейскими странами, а импорт продуктов питания (за исключением специй) был незначителен. Тем не менее, открытия значительно повлияли на ход экономических изменений в Европе.

126 Заметный технологический прогресс в кораблестроении и изго­товлении навигационных инструментов был отмечен уже в конце Средних веков. Трех-, четырех-, и пятимачтовые корабли с ком­бинацией квадратных и треугольных парусов, способные ходить против ветра, заменили весельные галеры со вспомогательными парусами, доминировавшие в средневековой торговле. Судовой руль заменил рулевое весло. Все вместе эти изменения обеспечили большую маневренность, контроль над направлением движения и возможность обходиться без гребцов. Корабли стали больше, прочнее и грузоподъемнее, что сделало возможными более дли­тельные путешествия. Магнитный компас, возможно, позаимство­ванный у китайцев через арабов, значительно облегчил навига­цию. Развитие картографии привело к значительному усовершен­ствованию морских и сухопутных карт.

Итальянцы являлись лидерами в искусстве навигации и еще долго сохраняли это лидерство, о чем говорят имена Колумба, Ка­бота, Веспуччи, Веррацано и других. Еще в 1291 г. генуэзская экспедиция на галерах вышла к западному побережью Африки в попытке достичь Индии по морю (правда, с тех пор этой экспеди­ции никто больше не видел). Но итальянцы были консервативны в отношении устройства кораблей, и лидерство скоро перешло к народам, имевшим выход к океану — особенно фламандцам, гол­ландцам и португальцам. Португальцы перехватили инициативу во всех аспектах мореходного искусства — в устройстве кораб­лей, навигации и морских путешествиях (рис. 5.1). Проница­тельность и энергия одного человека, принца Генриха (Энрико) Мореплавателя, были ключевой причиной огромного прогресса географических знаний и открытий, сделанных европейцами в XV в.

Принц Генрих (1393 — 1460 гг.), младший сын короля Порту­галии, посвятил себя организации исследований африканского по­бережья, конечной целью которых являлся выход в Индийский океан. В своем замке на полуострове Сагриш (южное побережье Португалии) он основал своего рода исследовательский институт, к работе в котором он привлек астрономов, географов, картогра­фов и навигаторов всех национальностей. С 1418 г. и до самой смерти он почти ежегодно отправлял экспедиции. Тщательно и терпеливо его моряки наносили на карту берега и течения, откры­вали и колонизировали острова Атлантики и устанавливали торго­вые связи с местными африканскими вождями. Принц Генрих не дожил до осуществления мечты своей жизни.

126 К году его смерти португальцы продвинулись лишь немного южнее мыса Зеленый, но научная и исследовательская работа, проведенная под его пат­ронажем, заложила основу для последующих открытий.

Исследования и открытия - student2.ru

Рис. 5.1. Португальские открытия в XV в.

127 После смерти Генриха Мореплавателя исследования затормо­зились из-за отсутствия королевского покровительства и из-за того, что энергия португальских купцов была поглощена выгод­ной торговлей слоновой костью, золотом и рабами с африканским королевством Гана. Король Жуан II, который взошел на трон в 1481 г., возобновил исследования и расширил их масштаб. В те­чение нескольких лет его мореплаватели почти достигли южной оконечности Африки. Понимая, что он находится в преддверии успеха, король в 1487 г. послал две экспедиции. На юг вдоль аф­риканского берега вышел Бартоломеу Диаш, который в 1488 г. обогнул мыс Доброй Надежды (который он назвал Мысом Бурь).

127 Через Средиземное море и по суше к Красному морю прошел Педру де Ковильян, который провел разведку западного побере­жья Индийского океана от Мозамбика в Африке до малабарского

128 берега Индии.

128 Тем самым была проложена дорога для великого путешествия, которое предпринял Васко да Гама в 1497 — 1499 гг. вокруг Африки до Каликута. В результате болезней, голода, штормов, а также трудностей, которые чинили и индийцы, и арабы, да Гама потерял два из четырех кораблей и почти две трети команды. Тем не менее, груз специй, с которым он вернул­ся, был достаточен, чтобы многократно окупить издержки его пу­тешествия.

Привлеченные столь существенными прибылями, португальцы не стали терять времени и воспользовались своим преимуществом. В течение 12 лет они вытеснили арабов из Индийского океана и создали свои укрепленные торговые форпосты на территории от Мозамбика и Персидского залива до легендарных Островов пря­ностей (Молуккских островов). В 1513 г. один из их кораблей вошел в Кантон в южном Китае, а к середине века они наладили торговые и дипломатические связи с Японией.

В 1483 или 1484 г., пока корабли Жуана II все еще проклады­вали путь на юг вдоль африканского побережья, один генуэзец, служивший на португальском флоте и женатый на португалке, об­ратился к королю с ходатайством об организации экспедиции через Атлантический океан, чтобы достичь Востока, плывя на запад. Такое предложение не было чем-то абсолютно новым. Точка зрения о шарообразности земли была общепринятой. Но был ли предложенный план реален? Этот генуэзец, Христофор Колумб, верил в его реальность, хотя общее мнение было против него. Советники короля явно имели лучшее представление о раз­мерах земного шара, чем Колумб, который полагал, что расстоя­ние от Азорских островов до Островов пряностей немногим боль­ше протяженности Средиземного моря. Хотя Жуан разрешил частное финансирование экспедиций к западу от Азорских остро­вов, свои собственные финансовые ресурсы он сосредоточил на организации плаваний вокруг Африки и отверг предложение Ко­лумба.

Колумб продолжал упорно добиваться своей цели. Он обра­тился к испанским монархам, Фердинанду и Изабелле, которые в это время были заняты войной с мусульманским королевством Гранада и не имели свободных средств для финансирования столь сомнительного предприятия. Колумб пытался заинтересовать реа­листичного и экономного короля Генриха VII Английского, так же как и короля Франции, но все напрасно. Наконец, в 1492 г. Фер­динанд и Изабелла покорили Гранаду и в качестве жеста в озна­менование победы Изабелла согласилась подписать указ об от­правке экспедиции. Колумб отправился в путь 3 августа 1492 г. и 12 октября достиг островов, позже ставших известными как Вест-Индия. Колумб искренне верил, что достиг Индии. Хотя и разо­чарованный явной бедностью местных жителей, он назвал их ин­дийцами.

128 После нескольких недель разведывательного плавания

129 среди островов он вернулся в Испанию, чтобы сообщить радост­ное известие.

129 В следующем году он вернулся с семнадцатью ко­раблями, на которых находились 1500 человек и достаточное сна­ряжение для создания постоянных поселений. Всего Колумб со­вершил четыре путешествия и до конца жизни был уверен, что от­крыл прямой путь в Азию.

Сразу же после возвращения первой экспедиции Фердинанд и Изабелла обратились к Папе римскому с просьбой провести «де­маркационную линию», чтобы закрепить вновь открытые земли за испанской короной. Эта линия была проведена с севера на юг в 100 лигах (около 330 морских миль) к западу от Азорских остро­вов и островов Зеленого мыса, поделив нехристианский мир на две части, из которых западная досталась испанцам, а восточ­ная — португальцам. В следующем, 1494 г., при заключении Тор-десильясского договора португальский король убедил испанских правителей отодвинуть линию примерно на 210 морских миль к западу по сравнению с линией 1493 г. На этом основании можно заключить, что португальцы могли уже знать о существовании Нового Света, поскольку новая граница оставила часть Южной Америки — территорию, которая впоследствии станет Брази­лией — в португальском полушарии. В 1500 г., во время первого большого португальского торгового плавания после возвращения Васко да Гама, Педру де Кабрал, прежде чем проследовать в Индию, прошел прямо к берегу Южной Америки и объявил его собственностью португальской короны.

Тем временем об открытии Колумба узнали в других странах (рис. 5.2). В 1497 г. Джон Кабот, итальянский моряк, проживав­ший в Англии, добившись поддержки купцов Бристоля, открыл Ньюфаундленд и Новую Шотландию. В следующем году он со своим сыном Себастьяном осуществил более крупную экспеди­цию, исследовавшую северное побережье Северной Америки, но, поскольку они не привезли обратно специй, драгоценных метал­лов или других товаров, их спонсоры потеряли к их путешестви­ям всякий интерес. Кабот не смог уговорить короля Генриха VII обеспечить финансовую поддержку, хотя король дал ему награду в 10 фунтов за то, что он установил английский флаг в Новом Свете. Французские купцы в 1520-х гг. послали экспедицию дру­гого итальянца, Джованни да Веррацано, открыть западный путь в Индию. Десять лет спустя француз Жак Картье предпринял первое из трех путешествий, которые привели его к открытию и исследованию реки Св. Лаврентия. Картье также провозгласил собственностью французской короны земли современной Канады, но, не найдя путь в Индию, французы, как и англичане, не про­явили дальнейшего интереса к Новому Свету, и лишь занимались рыболовством у берегов Ньюфаундленда.

129 В 1513 г. испанец Бальбоа, пройдя через Панаму, открыл «Южное море», как он назвал Тихий океан. К 1520-м гг. испан-130-131-кие и другие мореплаватели исследовали все восточное побере­жье Северной и Южной Америки от Лабрадора до Рио-де-ла-Плата.

Исследования и открытия - student2.ru

131 Становилось все более ясным не только то, что Колумб от­крыл не "Индию, но и то, что удобный морской путь через Новый Свет с востока на запад отсутствует. В 1519 г. Фернан Магеллан, португалец, плававший в Индийском океане, уговорил короля Ис­пании позволить ему осуществить экспедицию на пяти кораблях к Островам пряностей через Южное море. У Магеллана не было мысли совершить кругосветное путешествие, поскольку он рассчи­тывал найти Азию в нескольких днях плавания за Панамой, в ис­панской зоне колонизации, определенной Тордесильясским дого­вором. Главная проблема, как он ее видел, заключалась в том, чтобы обнаружить проход через Южную Америку (или вокруг нее). Он решил эту задачу, и опасный, бурный пролив между Южной Америкой и о. Огненная Земля до сих пор носит его имя. Однако «Спокойное море» (Mare Pacificum), в котором он оказался, прине­сло не богатство, а долгие месяцы голода, болезней и смерть почти всей его команды. Остатки его флота бесцельно блуждали по Ост-Индии на протяжении нескольких месяцев. Наконец, один из лейте­нантов Магеллана Себастьян дель Кано провел единственное уце­левшее судно и остатки экипажа через Индийский океан и вер­нулся в Испанию спустя три года после начала экспедиции, став первым человеком, обошедшим вокруг земного шара.

Наши рекомендации