Глава 14. Неопределенность, риск и страхование
в экономике...................................................... 462
14.1.Неопределенность и риски современной рыночной экономики 463
14.2. Спекуляция и ее роль в условиях рынка.......... 469
14.3. Страхование как средство ограничения уровня риска 476
Учебный тренинг......................................................... 485
Раздел III. ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ............................................................ 487
Глава 15. Национальное производство
и воспроизводство............................................ 488
15.1.Содержание, виды и пропорции национального (общественного) воспроизводства 489
15.2. Теоретические модели общественного воспроизводства 493
15.3. Система национального счетоводства: необходимость возникновения, содержание, цели 511
15.4. Концепции и принципы построения Системы национальных счетов 513
15.5. Основные макроэкономические показатели СНС 516
Учебный тренинг......................................................... 533
Содержание
Глава 16. Макроэкономическая нестабильность
и экономический рост..................................... 537
16.1.Цикличность экономического развития как проявление макроэкономической нестабильности. Теории циклических колебаний.................................... 537
16.2. Классификация экономических циклов в зависимости от продолжительности. Средние циклы и их фазы................................................................... 541
16.3. Нециклические колебания экономики.............. 549
16.4. Безработица, ее содержание, причины, виды, формы. Уровень безработицы. Последствия влияния безработицы на экономику............................... 552
16.5. Экономический рост: содержание, типы, факторы 560
16.6. Концепции и простейшие модели экономического роста 562
Учебный тренинг......................................................... 569
Глава 17. Финансовая система....................................... 573
17.1.Необходимость, содержание, структура
и функции финансов......................................... 573
17.2. Финансовая система. Государственный
бюджет. Бюджетный дефицит
игосударственный долг................................... 577
17.3. Теория налогообложения................................. 585
Учебный тренинг......................................................... 593
Глава 18. Кредитная система.......................................... 596
18.1.Необходимость, содержание и принципы функционирования кредита 596
18.2. Формы и функции кредита............................... 598
18.3. Кредитная система и ее структура.................. 604
Учебный тренинг........................................................ 612
Содержание
Глава 19. Правительственное регулирование
национальной экономики.............................. 615
19.1.Объективная необходимость, содержание и модели правительственного регулирования экономики 615
19.2. Цели, средства и методы правительственного влияния на экономику 621
19.3. Основные направления и рамки правительственного влияния на экономику...630
Учебный тренинг......................................................... 635
Глава 20. Теоретические аспекты рыночной
трансформации экономики Украины........... 638
20.1. Объективные предпосылки и направления рыночной трансформации экономики Украины 638
20.2. Трансформация отношений собственности и формирование конкурентной среды как стратегический приоритет рыночных преобразований............. 645
20.3. Формирование инновационной модели развития национальной экономики 653
20.4. Трансформация денежно-кредитной
и финансовой систем Украины......................... 657
20.5. Проблемы и перспективы интеграции
отечественной экономики в глобальную
экономическую среду........................................ 662
Учебный тренинг......................................................... 668
Раздел IV. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ
МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА............................ 671
Глава 21. Интернационализация хозяйственной
жизни и мировой рынок................................. 672
Содержание
21.1. Международное разделение труда
и интернационализация экономики
как основа формирования мирового хозяйства 672
21.2. Формы международных экономических отношений (МЭО). Концепции трансформации 678
21.3. Мировой рынок экономических благ............... 683
21.4. Торговый и платежный баланс......................... 690
21.5. Содержание и структура мировой валютной системы 695
21.6. Сущность, причины, формы и тенденции развития миграции рабочей силы 699
Учебный тренинг......................................................... 702
Глава 22. Глобализация экономики и общецивилиза-
ционные проблемы человечества................. 705
22.1. Глобализация как закономерный процесс мирохозяйственного развития 705
22.2. Сущность, признаки и уровни глобализации экономики 715
22.3. Противоречия глобализации и ее модели....... 722
22.4. Взаимосвязанность и предпосылки решения глобальных проблем 733
Учебный тренинг......................................................... 749
Альфред Нобель................................................................ 753
Лауреаты премии Банка Швеции по экономическим
наукам памяти Альфреда Нобеля .......................... 758
Глоссарий.......................................................................... 811
Послесловие ...................................................................... 863
ПРЕДИСЛОВИЕ
Экономическая теория как фундаментальная наука непрерывно развивается — формируются новые научные школы и направления исследований, получают логическое завершение экономические концепции, уточняются или отрицаются как не выдержавшие испытания практикой теоретические постулаты. Особым качественным изменениям подвергаются теоретические исследования экономической жизни общества на этапе трансформационных преобразований в связи с возникновением потребности не только в осмыслении новых реалий, но и в необходимости подготовить хозяйствующих субъектов, общество в целом к новым условиям экономического сотрудничества.
Переход от индустриального к духовно-информационному обществу, трансформация моделей экономического развития под влия-
Предисловие
ниєм глобализации экономики, интеллектуализация и индивидуализация труда, неуклонная дематериализация производства и пре-вращениечеловеческогокапиталав доминанту экономического развития, беспрецедентные динамические переходные процессы порождают принципиально новые проблемы, не вписывающиеся в рамки традиционных представлений экономической теории, требующие новых концептуальных решений и методологических подходов.
Углубление понимания природы субъекта экономической деятельности и законов этой деятельности постепенно формирует новую предметную сферу экономической теории, обусловленную реальной тенденцией смещения приоритетов, — с богатства экономического на богатство социальное, гуманистическое. Определяющей составляющей этого богатства становится человек как личность и как наивысшая ценность. Все это обусловливает расширение проблематики экономических исследований на основе выделения человеческого капитала как определяющего фактора и результата развития социально-экономических систем. Становление экономических основ новой цивилизации, сориентированных на всестороннее развитие человека, кардинально меняет исследовательские приоритеты.
Для формирования современного экономического мышления, подготовки специалистов нового поколения необходимо не только разрабатывать фундаментальные проблемы экономической теории, но и подготовить принципиально новые учебники, внедрять новейшие технологии обучения.
Предлагаемый читателю учебник подготовлен коллективом авторов, имеющих многолетний опыт преподавания экономической теории в лучших высших учебных заведениях страны. Его отличают глубина анализа, разнообразие теоретических проблем, оригинальность подачи материала, логическая последовательность и концентрированность изложения. В учебнике органически соединено теоретическое освещение проблем экономической теории с наглядностью подачи материала.
Это один из первых учебников нового поколения, вобравший в себя лучший отечественный и мировой опыт и обеспечивающий возможность внедрения новейших образовательных технологий. Основные категории экономической теории представлены в целостной, системной взаимозависимости, что обеспечивает органическое вхождение в макро- и микроэкономическое пространство. Многоаспектный характер отражения категориального аппарата экономической теории обеспечивает раскрытие сущности и особенностей наиболее известных экономических теорий, определение новых дефиниций, обусловленных экономическим развитием современного общества. Он позволяет самостоятельно изучать экономические процессы, систематизировать, выстраивать логически последовательные целостные знания. Учебник позволяет также внедрять дистанционные методы обучения, включает вопросы для самоконтроля, широкий глоссарий, приемлем для внедрения компьютерных технологий в организацию учебного процесса.
Авторский коллектив с благодарностью примет все замечания и предложения по усовершенствованию содержания и формы подачи учебного материала. Выражаем слова благодарности В. Ятиной и В. Карасеву, В. Розумному, С. Бартошу и О. Кобец за помощь, оказанную при подготовке учебника к печати.
Предисловие