Глава 14. Неопределенность, риск и страхование

в экономике...................................................... 462

14.1.Неопределенность и риски современной рыночной экономики 463

14.2. Спекуляция и ее роль в условиях рынка.......... 469

14.3. Страхование как средство ограничения уровня риска 476

Учебный тренинг......................................................... 485

Раздел III. ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ТЕОРИИ............................................................ 487

Глава 15. Национальное производство

и воспроизводство............................................ 488

15.1.Содержание, виды и пропорции националь­ного (общественного) воспроизводства 489

15.2. Теоретические модели общественного воспроизводства 493

15.3. Система национального счетоводства: необходимость возникновения, содержание, цели 511

15.4. Концепции и принципы построения Системы национальных счетов 513

15.5. Основные макроэкономические показатели СНС 516

Учебный тренинг......................................................... 533

Содержание

Глава 16. Макроэкономическая нестабильность

и экономический рост..................................... 537

16.1.Цикличность экономического развития как проявление макроэкономической нестабильности. Теории циклических колебаний.................................... 537

16.2. Классификация экономических циклов в зависимости от продолжительности. Средние циклы и их фазы................................................................... 541

16.3. Нециклические колебания экономики.............. 549

16.4. Безработица, ее содержание, причины, виды, формы. Уровень безработицы. Последствия влияния безработицы на экономику............................... 552

16.5. Экономический рост: содержание, типы, факторы 560

16.6. Концепции и простейшие модели экономического роста 562

Учебный тренинг......................................................... 569

Глава 17. Финансовая система....................................... 573

17.1.Необходимость, содержание, структура

и функции финансов......................................... 573

17.2. Финансовая система. Государственный
бюджет. Бюджетный дефицит

игосударственный долг................................... 577

17.3. Теория налогообложения................................. 585

Учебный тренинг......................................................... 593

Глава 18. Кредитная система.......................................... 596

18.1.Необходимость, содержание и принципы функционирования кредита 596

18.2. Формы и функции кредита............................... 598

18.3. Кредитная система и ее структура.................. 604

Учебный тренинг........................................................ 612

Содержание

Глава 19. Правительственное регулирование

национальной экономики.............................. 615

19.1.Объективная необходимость, содержание и модели правительственного регулирования экономики 615

19.2. Цели, средства и методы правительственного влияния на экономику 621

19.3. Основные направления и рамки правительственного влияния на экономику...630

Учебный тренинг......................................................... 635

Глава 20. Теоретические аспекты рыночной

трансформации экономики Украины........... 638

20.1. Объективные предпосылки и направления рыночной трансформации экономики Украины 638

20.2. Трансформация отношений собственности и формирование конкурентной среды как стратегический приоритет рыночных преобразований............. 645

20.3. Формирование инновационной модели развития национальной экономики 653

20.4. Трансформация денежно-кредитной

и финансовой систем Украины......................... 657

20.5. Проблемы и перспективы интеграции
отечественной экономики в глобальную
экономическую среду........................................ 662

Учебный тренинг......................................................... 668

Раздел IV. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ

МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА............................ 671

Глава 21. Интернационализация хозяйственной

жизни и мировой рынок................................. 672

Содержание

21.1. Международное разделение труда

и интернационализация экономики

как основа формирования мирового хозяйства 672

21.2. Формы международных экономических отношений (МЭО). Концепции трансформации 678

21.3. Мировой рынок экономических благ............... 683

21.4. Торговый и платежный баланс......................... 690

21.5. Содержание и структура мировой валютной системы 695

21.6. Сущность, причины, формы и тенденции развития миграции рабочей силы 699

Учебный тренинг......................................................... 702

Глава 22. Глобализация экономики и общецивилиза-

ционные проблемы человечества................. 705

22.1. Глобализация как закономерный процесс мирохозяйственного развития 705

22.2. Сущность, признаки и уровни глобализации экономики 715

22.3. Противоречия глобализации и ее модели....... 722

22.4. Взаимосвязанность и предпосылки решения глобальных проблем 733

Учебный тренинг......................................................... 749

Альфред Нобель................................................................ 753

Лауреаты премии Банка Швеции по экономическим

наукам памяти Альфреда Нобеля .......................... 758

Глоссарий.......................................................................... 811

Послесловие ...................................................................... 863

ПРЕДИСЛОВИЕ

Экономическая теория как фундаменталь­ная наука непрерывно развивается — форми­руются новые научные школы и направления исследований, получают логическое заверше­ние экономические концепции, уточняются или отрицаются как не выдержавшие испыта­ния практикой теоретические постулаты. Осо­бым качественным изменениям подвергаются теоретические исследования экономической жизни общества на этапе трансформационных преобразований в связи с возникновением по­требности не только в осмыслении новых реа­лий, но и в необходимости подготовить хозяй­ствующих субъектов, общество в целом к но­вым условиям экономического сотрудни­чества.

Переход от индустриального к духовно-информационному обществу, трансформация моделей экономического развития под влия-

Предисловие

ниєм глобализации экономики, интеллектуа­лизация и индивидуализация труда, неуклон­ная дематериализация производства и пре-вращениечеловеческогокапиталав доминанту экономического развития, беспрецедентные динамические переходные процессы порож­дают принципиально новые проблемы, не вписывающиеся в рамки традиционных пред­ставлений экономической теории, требующие новых концептуальных решений и методоло­гических подходов.

Углубление понимания природы субъекта экономической деятельности и законов этой деятельности постепенно формирует новую предметную сферу экономической теории, об­условленную реальной тенденцией смещения приоритетов, — с богатства экономического на богатство социальное, гуманистическое. Определяющей составляющей этого богатства становится человек как личность и как наи­высшая ценность. Все это обусловливает рас­ширение проблематики экономических ис­следований на основе выделения человеческо­го капитала как определяющего фактора и результата развития социально-экономичес­ких систем. Становление экономических основ новой цивилизации, сориентированных на всестороннее развитие человека, карди­нально меняет исследовательские приоритеты.

Для формирования современного экономи­ческого мышления, подготовки специалистов нового поколения необходимо не только раз­рабатывать фундаментальные проблемы эко­номической теории, но и подготовить принци­пиально новые учебники, внедрять новейшие технологии обучения.

Предлагаемый читателю учебник подго­товлен коллективом авторов, имеющих мно­голетний опыт преподавания экономической теории в лучших высших учебных заведени­ях страны. Его отличают глубина анализа, разнообразие теоретических проблем, ориги­нальность подачи материала, логическая по­следовательность и концентрированность из­ложения. В учебнике органически соединено теоретическое освещение проблем экономи­ческой теории с наглядностью подачи мате­риала.

Это один из первых учебников нового поко­ления, вобравший в себя лучший отечествен­ный и мировой опыт и обеспечивающий воз­можность внедрения новейших образователь­ных технологий. Основные категории эконо­мической теории представлены в целостной, системной взаимозависимости, что обеспечи­вает органическое вхождение в макро- и ми­кроэкономическое пространство. Многоаспе­ктный характер отражения категориального аппарата экономической теории обеспечивает раскрытие сущности и особенностей наиболее известных экономических теорий, определе­ние новых дефиниций, обусловленных эконо­мическим развитием современного общества. Он позволяет самостоятельно изучать эконо­мические процессы, систематизировать, вы­страивать логически последовательные це­лостные знания. Учебник позволяет также внедрять дистанционные методы обучения, включает вопросы для самоконтроля, широ­кий глоссарий, приемлем для внедрения ком­пьютерных технологий в организацию учеб­ного процесса.

Авторский коллектив с благодарностью примет все замечания и предложения по усо­вершенствованию содержания и формы по­дачи учебного материала. Выражаем слова благодарности В. Ятиной и В. Карасеву, В. Ро­зумному, С. Бартошу и О. Кобец за помощь, оказанную при подготовке учебника к печати.

Предисловие

Наши рекомендации