ТЕМА 11 Правоохранительная деятельность как средство обеспечения законности и гос дисциплины жизнедеятельности личности, общ-ва и гос

ВОПРОСЫ:

1.Понятие и система правоохранительной деятельности гос

2.ПонЯтие, виды, особенности законности и дисциплины в гос управлении

3.Организационно-правовые способы обеспечения законности и гос дисциплины в управленческой деятельности гос: контроль, надзор, контрольно-надзорн деятельность, админ юстиция.

Вопрос 1.

В РФ в наст время принимаются меры и претворяются в жизнь задачи, связанные с формированием демокр правов гос-ва, созданием эффективной сис-мы управления для чего осущ админ, суд, эконом, муниц и иные реформы. Что касается понятий, признаков и основных видов правоохр деятельности, то существует след понятийные явления, так проф Гуценко считают, что под правоохранит деятельностью след понимать: "гос деят, кот осущ-ся с целью охраны спец уполномоченными орг ДЛ, применение юр мер воздействия в строгом соотв-ии с з-ом и соблюдением установлен таким з-ом порядка охраны прав". Сущ-ым признаком правоохр деят отнесем:

1-осущ такой деятельности не любым способом, а лишь с примененем установлен и действ юр мер воздействия

2-соотв-ие применяемых юр мер воздействия предписанием закона либо иного правового акта

3-реализ правоохр деят возможно лишь в становлен з-ом порядке (1) с соблюд особых процедур (2).

4-реализация мер правоохранит деятельности возлагается на смоотв-ие спец уполномоченные гос органы ДЛ.

Меры воздействия установлен и предусм действ щзаконодат-ом осущ субъектами правоохр системы, кот большинство административистов относят след:

1.орг суд вл (правосудие), т.е. КС, ВС, ВАС и др фед суды (ст 118-128 К РФ)

2.орг прокуратуры (ст 129 К РФ)

3.орг следствия

4.МВД

5.гос контрольные службы: счетная палата фед собрания, главн контр управление презид РФ и др.

6.фед служба налоговой полиции

7.гос налоговые орг

8.орг гос админ надзора

9.фед пограничная служба ФСБ РФ

10.ФСБ РФ

11.служба внешней разведки РФ

12.адвокатура

13.нотариат и др.

Основными направлениями правоохр деят выступают:

-осущ правосудия

-организ обеспеченичя деят судов

-угол исполнит деят

-прокур надзор и иные напр деят прокуратуры

-предварит следствие и дознание

-оперативно розыскная деят

-адвокат и нотаральн действия

-и др. юр помощь

В порядке особщающих выводов: Правоохр деят м.б. представлены в широком и узком значении:

1-это деятельность всех гос орг (ДЛ) обеспечивающих соблюд прав и свобод гр, их реализ, законность и правопорядок

2-это деят спец уполномоч орг ДЛ по охране права от нарушений осущ-ая :

а-в устан з-ом форме

б-соотв с компетенцией того или иного органа ДЛ

Правоохр деят предст собой предусмотренные действующими НПА принятие решений и осуществлене уполномочен субъектами действий, направленных на защиту прав и законных интересов физич, юрид лиц гос в целом ,а так же на обесп законности и правопорядка.

Кроме того в порядке вывода укажем мнение проф Конина Н.М.: "правопорядок, т.е. основанный на законе и праве порядок жизнедеятельности личности, общ-ва и гос и имеет своей основе соблюдение всеми его суб-физ, юр лицами норм и треб дисциплины и законности".

ВОПРОС 2. Понятие, виды, особенности законности и дисциплины в гос управлении

Защита интересов гос, укрепление правопорядка законности и гос дисциплины явл специфич или особенными функциями гос управления. Законность обязательно необход элемент существования и развития современного демократического общества и гос-ва. Согласно п.2 ст. 15 К. РФ "орг гос-ва, орг МСУ г-не и их объединения обязанны соблюдать К. РФ и з-ны.

В юр литературе законность принято рассм:

1.как принцип гос деят

2.как метод гос руководства обществом

3.как режим системы взаимоотношений населения с гос органами ДЛ.

Заметим ,что такой режим необходим во всех обл соц жизни и особую значимость приобритают в гос-ом (муниц) управлении, а так же в системе взаимоотношений суб админ вл между собою с гр-ами и их общественными объединениями. Деят по обеспечению законности в гос управлении осущ по 2м основным направлениям:

1-обеспечегние срока соблюд законности каждым звеном аппарата гос управления и каждым служащим в целях организации четкой работы, поддержания гос дисциплины

2-обеспечение охраны и защиты прав, законных интересов и свобод гр-ан в ходе повседн деятельность гос аппатара управления.

Это означает, что определенные гос орг ДЛ обязанны установленными и дозволенными правами и методами следить за тем, что бы никто не нарушал законность. К гарантиям обесп законности относят экон, политич, правовые или юрид и организ правовые.

Как отмечалось выше, орг гос вл МСУ, ДЛ гр-не и их объединения обязанны соблюдать К. РФ, а законы и иные П.А, принимаемые в России не должны противоречить К. РФ. Естесственно, что и подзаконные акты орг ДЛ исполнит вл. должны:

1-соответствовать К. и законам

2-издаваться в пределах компитенции соотв-их орг и ДЛ

3-в устан порялке

4-и в определенной форме

Именно эти основные требования составляют сущность законности. Более того, сущность законности состоит так же в единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства свеми орг гос общественными организациями, ДЛ и гр-ами. Это означает верховенство закона, режим законности, необходимый аспект правового гос без которого невозможен элементарный порядок. В этой связи научно практич интерес представляет точка зрения проф Манохина В. М.

1.он счит суть законности в соблюдении и исполнении положений и требований действ законов н.а., а это в свою очередь треб наличия и реализ 3 обязательных элементов:

-наличие самого закона

-демократический х-ер такого закона

-реальность или обеспеченность з-на со стороны гос

Особенностями законности в сфере админ прав регулоирования в жизнедеятельности личности, общ-ва и гос указанный проф называет след 3:

1.большое число суб наделенных правом нормотворчества (правоустановления)

2.большое число НПА регул сферу админ деятельности более 50 томов

3.наряду с принципом законности в админ деятельности действует принцип усмотрения (получивший наименование дискриционного управления).

Последний принцип предполагает и устанавливает возм-ть отмены действующего акта вышестоящей инстанции и действует лишь такой принцип в сфере исполнит вл., например в порядке дискрим управления ФКЗ "о правит-ве" 1993 года оно может отменить акт министрерства и ведомства в порядке дискримин управления.

Обеспечение законности невозможно без строгого соблюдения гос дисциплины, предполаг :

1.точное соблюдение всеми организ-ми гос служащими и гр-ами, установленного гос порядка деятельности орг и организаций

2.по выполнению возложенного на них обязан и ф-ий

3.реализ предоставленных прав и полномочий

Т.о. под гос дисциплиной подразумевается:

1-сознательное повиновение всех суб порядкам и правилам установлен гос

2-строгое солюдение норм поведение (должностного регламента правил внутреннего распорядка)

3-согласованность действия

Особо подчеркнем при всей близости хар-ки законности и гос дисциплины они не тождественны. Различие состоит в том, что:

а-дисциплина охватывает порядок поведения людей не только в сфере правовй регламентации общ отношений, но и в сфере действий иных форм, функц в общ-ве:профсоюзн дисциплина, традиии, обычаи и тд., т.е. исполнение прав и обязанностей основано на требованиях правовых, соц и иных норм, тогда как законность требует солюдения и исполнения только правовых норм, поэтому

а-объем понятия гос дисциплины шире понятия законности

б-однако законность явл основанием, а дисциплина ее продолжением

Проф Манохин В,М, предлагает гос дисц подраздел на виды по 3 критериям:

1-организационный

2-функциональный

3-функц-организационный

В связи с этим по 1му критерию выделяют дисциплину в отраслях и сферах

По 2му плановую ,финанс, штатн, служебн и иные

По 3му планово отраслевая, финанс-отраслевая, штатн-отрасл и др.

ВОПРОС 3

К организ правовым способам обесп законности и дисциплины в зависимости от след критериев:

1.содержания

2.характера применения

3.юрид последствий в гос управлении различают след способы обесп законности и шгос дисциплины контроль, надзор ,контр-надзорн деят, правовые услуги населению и админ юстиция.

Контроль по содержанию предст собой деятельность по проверке фактич полоджения дел на подконтр объекте, обнаруж недостаток, ошибок, их устранению и привлечению к отв-ти виновных. Специфич разновидностью контроля явл-ся проверка исполнения заключ в фактич оценке выполнения подконтр объектом конкретного решения положения НА либо указания решениЯ вышестоящий ОГУ ДЛ.

Надзор содержит по мнению проф Манохина В.м. 2 обязат элемента:

1-проверка соблюд законов и АПН только с точки зрения законности

2-принятие мер по исправлению нарушения

Контр-надзорн деятельноть объед ф-ии и контроля и надзора ,поэтому надзор принято рассм-ть как деятельность

а-в порядке админ надзора гос мин и ведомств

б-прокурорский надзор в соотв-ии с з-ом о прокуратуре 1997 года.

Контр надз деят выполн в основном конт орг гос и гос инспекции.

Прав услуги насел оказыв а)гос, б)не гос орг. В 1м случ мин юстиции, МВД через деят ГИБДД, гос нотариат и адвокатура

Во 2м слуд юрид консульт ,част адвокатура и нотариат

Суд контроль за публичным управлением ,т.е. управленч действиями орг исполнит вл ДЛ гос и мун служащих принято называть админ юстицией или суд контролем или админ судопроизводством.

Наши рекомендации