Особенности проведения антиинфляционной политики в Республике Беларусь
В условиях перехода к рыночным отношениям обычно проявляются структурные кризисы, в Республике Беларусь структурный кризис порождён переходом от командно-административной системы к рыночным отношениям. Произошли существенные изменения в области собственности: кроме государственной собственности появились различные другие формы собственности. Стали образовываться местные рынки, и на некоторые виды продукции отсутствует государственное ценообразование, т.е. «конкурентная среда» белорусской экономики вынуждает приспосабливаться либо регулировать рыночные отношения.
Необходимы постепенные реформы, т.к. белорусская экономика оказалась неподготовленной к рыночной среде, что и породило инфляцию в таких гигантских размерах, пагубно влияющую на наш уровень жизни, благосостояние население и т.д. Зависимость Филлипса инфляции и безработицы в Беларуси не действует (как и многие мировые экономические теории), у нас одновременно растёт и инфляция, и безработица. Чтобы ликвидировать укоренившиеся в нашей экономике противоречия, нужны «свежие мозги» и такой же взгляд на происходящее в нашей стране, со стороны правительства, нужны реформы, которые привлекут инвестиции, обновят производственную систему, создадут новые рабочие места. Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. Наряду со структурными особенностями экономики Беларуси постсоветского периода, в качестве причин инфляции в нашей стране можно назвать:
1) кризис в сфере производства, обусловленный его технической от-сталостью, дефицитами, хроническими неплатежами;
2) либерализацию цен в условиях высокого монополизма, замедляющего структурную перестройку;
3) слабую вовлеченность белорусских производителей в мировое разделение труда, обусловленную неконкурентоспособностью отечественной продукции;
4) рост цен на сырье и энергоносители.
Сочетание перечисленных факторов привело к тому, что отечественные товаропроизводители повышают цены на продукцию в соответствии с мировым уровнем, мало считаясь с падением спроса, компенсируя его уменьшением объемов производства. Ускорение темпов денежной массы привело к острому валютному и финансовому кризису. В конце 1994 – первой половине 1995 годов стабилизационный курс проводился более или менее последовательно. Благодаря сокращению объемов инфляционного финансирования бюджетного дефицита и весьма грамотной и ответственной политике Национального банка удалось снизить инфляцию с 39,2% в январе 1995 года до рекордно низкой отметки в 3,4% в мае и около 4% в среднем за месяц в период за май-декабрь 1995года. Однако этот период был непродолжительным.
Уже с 1996 года произошел возврат к мягкой денежно-кредитной политике, традиционно предполагающей большие объемы эмиссии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Аналогичной была и бюджетная политика, состоявшая в перераспределении финансовых ресурсов от эффективных к неэффективным секторам и экономическим субъектам. С конца 1996 года стали использоваться административные (а иногда и силовые) инструменты из арсенала командной системы, приостановлена приватизация, начал искусственно форсироваться экономический рост при помощи как административного нажима, так и мягкого кредитного финансирования.
В это же время серьезно ухудшилось финансовое состояние предприятий, организаций, колхозов. Резко возросли суммы кредиторской и дебиторской задолженности, налоговая нагрузка оказалась завышенной, так как даже убыточные предприятия должны были платить социальные налоги, платежи во внебюджетные фонды и прочие ресурсные платежи. Налоговое законодательство, составленное без учета инфляции, приходилось часто менять, что привело к абсолютной непредсказуемости налогов и невозможности четкого финансового планирования на предприятиях. Представители исполнительной власти объясняли это ухудшение «недостатком денег» в экономике и требовали увеличения денежной массы, что было совершенно ошибочно.
В 1996 году преобладали административные методы руководства и управления экономическими процессами, отсутствовали практические шаги в реформировании экономики: стали возрастать масштабы государственного вмешательства в процессы ценообразования; продолжалось искусственное поддержание относительно стабильным курса белорусского рубля. В результате этих и других мер со стороны государства значительная часть инфляции носила скрытый характер. В этот период объем импорта товаров в долларовом эквиваленте увеличился за 1996 год на 26,9%, а экспорта – на 17,7%, что опять же усилило финансовые трудности отечественных предприятий, вызывая новую потребность в их финансовой поддержке и, соответственно, провоцируя новую инфляционную волну.
В 1999 году произошел сильный рост инфляции в Беларуси. Потребительские цены увеличились в 3,5 раза из-за следующих внешних негативные факторов:
1. отсутствие внешних источников кредитования при наличии дефицита торгового баланса;
2. рост цен на нефть (потребности республики в валюте возросли в 2,5 раза);
3. неблагоприятные условия для сельского хозяйства.
В 2000 году Национальный банк Республики Беларусь добивается финансовой стабилизации, т.е. уменьшение инфляции и выход на единый курс, обеспечивая экономический рост без снижения жизненного уровня за счет кредитования хозяйства банковской системой. [8, с.41] В 2001 году инфляция остается достаточно высокой. И для подавления инфляции необходима системная программа, охватывающая как проблемы, связанные с энергосбережением и ресурсосбережением, так и совершенствование системы ценообразования, налогообложения, ужесточение бюджетных ограничений.
Ситуация началась меняться лишь в 2002 – 2003 годах вследствие роста доли срочных рублевых депозитов в денежной массе в национальной валюте, что и позволило несколько нарушить связь между дефицитом бюджета и уровнем инфляционных последствий. Произошедшие изменения, связаны с процентной политикой Национального Банка 2000-2004 годов, которая обеспечила существенное превышение ставок по ним над темпами инфляции и девальвации, и стабилизацией обменного курса национальной валюты, что сохранило высокую валютную доходность рублевых инвестиций и повысило доверие к проводимой политике. [4, с. 4]
В 2005 году инфляция в Республике Беларусь составила около 8%. Эластичность индекса цен производителей промышленной продукции является весьма изменчивой. Из этого следует:
· в условиях высокой доли импорта в ВВП (более 70 %) зависимость Беларуси от импорта промежуточных товаров может увеличивать инфляцию при отсутствии внутренних источников инфляционных возмущений (при их наличии "внешняя" инфляция может, наоборот, поглощаться "внутренней");
· белорусские производители не способны нейтрализовать негативный эффект внешних шоков иначе как за счет роста цен, что говорит о минимуме собственных резервов управления издержками.
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы по годам и за период 2006-2009гг., с прогнозом на 2010 год предусматривала улучшение социально-экономических показателей в стране. [6].
По итогам четырех лет пятилетки достигнуты прогнозные показатели, предусмотренные Программой в 2006-2009 гг. по следующим показателям:
инвестиции в основной капитал – 206 процентов к уровню 2005 года;
объем внешней торговли товарами и услугами соответственно – 153,2 процента (139,5-144,7 процента);
реальные денежные доходы населения– 152,1 процента (136-141,8 процента);
реальная заработная плата –140,1 процента (138,6-143,8 процента);
розничный товарооборот – 165,5 процента (143,1-149,1 процента);
платные услуги населению – 144,8 процента (139,9-145,1 процента);
снижение энергоемкости ВВП – 23,3 процента (21,9-25,2 процента);
ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования – 19,7 млн. кв. м. (17,8-19,8 млн. кв. м.).
Сохранение в республике макроэкономической стабильности в условиях влияния последствий мирового финансово-экономического кризиса с выходом на объем валового внутреннего продукта по результату 2009 года на уровне 100,2 процента к итогу 2008 года следует рассматривать позитивно.
Но, несмотря на предпринятые правительством меры социально-экономического развития последствия мирового финансового экономического кризиса коснулись непосредственно Беларуси в 2011 году. В Беларуси в 2011 году зафиксирована самая высокая инфляция за последние десять лет.
За минувший 2011 год потребительские цены увеличились на 108,7%, в том числе за декабрь — на 2,3%. Это примерно на 100% больше, чем было предусмотрено прогнозом социально-экономического развития, согласно которому инфляция не должна была превысить 7,5-8,5%.
Максимальный показатель инфляции за последние десять лет пришелся на 2000 год, когда цены выросли на 107,5%, минимальный рост цен был достигнут в 2006 году — 6,6%.
В 2011 году цены на продовольственные товары в Беларуси выросли на 125%. За год рыбные консервы подорожали на 185,9%, рыба и морепродукты — на 171,5%, растительное масло — на 157%, мясо и птица — на 155,5%, яйца — на 146,1%, сыр — на 106,3, кондитерские изделия — на 154,3%, чай — на 141,8%, алкоголь — на 132,2%, табачные изделия — на 128,2%, крупы — на 102,4%, макароны — на 79,3%, овощи — на 125,3%, картофель — на 0,4%, хлеб — на 57,1%, мука — на 80,3%.
Рост цен на непродовольственные товары в 2011 году составил 112%. Максимальный рост цен зафиксирован на велосипеды и мотоциклы (на 146%), моющие средства (на 143%), парфюмерно-косметические товары (на 138,4%), стройматериалы (на 138%), бытовые приборы (на 104,8%). Бензин подорожал на 109,2%, обувь (на 80,3%), ковры (на 75,9%), мебель (на 94,7%), часы (на 77,8%), медикаменты (на 92,3%).
Цены и тарифы на платные услуги в декабре выросли на 3,1%, за год — на 64,9%. Больше всего подорожали международные железнодорожные перевозки (на 195,1%), авиаперевозки (на 162,1%) и туристические услуги (на 160,8%), услуги дошкольных учреждений (на 188,8%), городского пассажирского транспорта (на 83,9%), медицинские услуги (на 90,5%), высшего образования (на 68,4%).
Жилищно-коммунальные услуги за прошлый год выросли на 42,5% (в том числе газоснабжение — на 88,1%, водоснабжение — на 35,9%, электроснабжение — на 37,9%, отопление — на 24,4%, техобслуживание — на 18,2%.
Беларусь является лидером среди стран СНГ и Европы по темпам инфляции. Крупнейшие аудиторские компании мира признали экономику страны гиперинфляционной.[6]
Очевидной причиной инфляции в республике явился низкий уровень эффективности функционирования реального сектора экономики, что подтверждается наличием большого удельного веса убыточных предприятий и планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также ресурсов банковской системы. Неплатежи и дефицит оборотных средств у предприятий в реальном секторе экономики, обусловленные низкой эффективностью хозяйствования, создают постоянный спрос на финансовые ресурсы, который для предотвращения банкротств убыточных предприятий и сокращения рабочих мест государство за неимением других источников (иностранных кредитов и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности преимущественно за счет эмиссионного кредитования. Национальный банк вынужден продолжать финансирование как текущих кассовых разрывов, так и дефицита республиканского бюджета в целом. Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики.
Для подавления инфляционных процессов необходима системная программа, охватывающая проблемы связанные с энерго- и ресурсосбережением, совершенствованием системы налогообложения и ценообразования, изменением бюджетной политики.[8.c.45]
Республика Беларусь относится к странам, не имеющим в достаточном количестве собственных топливно-энергетических ресурсов, таким как Швейцария, Дания, Япония и другие. Однако опыт этих стран показывает, что экономика может динамично развиваться за счет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, внедрения энергосберегающих мероприятий, освоения передовых энергоэффективных технологий, снижения издержек производства. В связи с этим в республике принята Республиканская программа энергосбережения на 2011–2015 годы (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. № 1882) [5]и другие решения правительства по развитию энергетики. Это включает в себя разумные лимиты использования электричества, воды, других ресурсов, программа внедрения энергосберегающих приборов, строительство малых электростанций (гидро и на местных видах топлива). Для производства и удешевления собственной энергии началось строительство атомной электростанции.
Так же в республике совершенствуется налоговое законодательство. [14]. Был принят Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. [3]. В основе изменений лежат три основных направления. Сокращено количество применяемых налогов, что позволит снизить налоговую нагрузку на экономику. Сокращена периодичность уплаты налогов и подачи налоговой декларации. Это снизит временные и трудовые затраты налогоплательщика на уплату налогов. Усовершенствован механизм взимания основных налогов и расширены инвестиционные льготы. [3]
В целях совершенствования системы ценообразования президентом был издан указ №72 “О некоторых вопросах регулирования (тарифов) цен в Республике Беларусь”. [4]. Документ подписан в целях сокращения сферы государственного регулирования цен и тарифов. Указом предусматривается сохранение государственного регулирования цен (тарифов) на отдельные товары (работы, услуги), имеющие наиболее важное значение для обеспечения экономической безопасности страны, на продукцию организаций-монополистов, а также на социально значимые товары (услуги). [13]. С принятием указа отменяются предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории республики, которые ранее устанавливались правительством. [4]
В 2012 году безусловный приоритет правительства — достижение финансовой стабилизации на макроуровне и создание условий для последующего устойчивого экономического роста. Важно существенно снизить темпы инфляции, максимально задействовать внутренний потенциал, более эффективно использовать государственное имущество, сбалансировать внешнюю торговлю. Решение этих задач позволит достичь прироста ВВП на 105–105,5 процента. Сохранится жесткая денежно-кредитная политика. Она предполагает прекращение эмиссионной поддержки банков со стороны Национального банка. Бюджетно-налоговая система будет подчинена созданию дополнительных стимулов для роста экономики и инвестиций при бездефицитном бюджете, четкой регламентации источников финансирования государственных программ. Предполагается, что эти меры правительства позволят урегулировать и сбалансировать доходную часть бюджета. Структура расходных обязательств бюджета имеет ряд особенностей.
1. Значительно (почти в 3 раза) увеличиваются расходы на погашение и обслуживание государственного и местных долгов, а также расходы на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на реализацию государственных программ (практически в 2 раза).
2. В резервный фонд Президента и резервные фонды местных исполнительных и распорядительных органов будут направлены дополнительные поступления в объеме 2,8 трлн. рублей от НДС и подоходного налога в связи с повышением прогноза реального роста ВВП.
3. Рост реальной заработной платы работников в бюджетной сфере запланирован на уровне 5% и должен быть сопоставим с ростом производительности труда в экономике. Поставлена цель сблизить уровни оплаты труда в бюджетном секторе и в целом по экономике.
Таким образом, важнейшие направления расходов бюджета, в том числе по объему (расходы по погашению и обслуживанию государственного и местных долгов, на субсидирование процентных ставок по кредитам, на заработную плату и трансферты населению), в 2012 году составят более 52% общего объема расходов консолидированного бюджета. В 2010 году доля этой группы расходов составляла 44%. [12].
Таким образом, бюджет-2012 максимально сбалансирован с имеющимися ресурсами, оптимален в распределении государственных средств, и, главное, позволяет профинансировать все принятые государством социальные обязательства перед гражданами Беларуси.[2]
Заключение
Инфляция — одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира. Причинами инфляции принято считать диспропорциональность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета, финансируемом за счет займов в центральном банке страны; финансирование инвестиций за счет бюджетного дефицита; олигополистический характер рынка; «импортируемая инфляция» («открытость» экономик); инфляционные ожидания (инфляционные спирали). [1]. Все эти факторы воздействуют на уровень инфляции в разной степени. Необходимо знание их механизма действия, для того чтобы сформулировать экономическую политику, направленную на снижение темпов роста инфляции и достичь её естественного уровня. В зависимости от характера и темпов нарастания инфляционных процессов различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. В зависимости от роста цен по разным товарным группам можно выделить два вида инфляции: сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию. В зависимости от того, какие формы принимает неравновесие спроса и предложения, различают открытый и подавленный типы инфляции. Особенностями современной инфляции являются: постоянная тенденция роста цен, всеохватывающий характер, более сложный механизм развития, опасность возникновения «импортируемой» инфляции с увеличением открытости экономики. Для переходной экономики характерна гиперинфляция.
Ущерб от инфляции терпят все категории наёмных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции. Инфляция увеличивает риск инвестирования, затрудняет долгосрочное планирование, увеличивает ставку процента, что негативно влияет на экономику в целом. Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения, тормозит проведение структурных преобразований в экономике.
В условиях развивающейся инфляции происходит рост спекулятивного капитала, капитал перетекает из сферы производства в сферу обращения, механизм спроса и предложения начинает работать со сбоями, деньги перестают выполнять свои функции и вытесняются либо бартером, либо валютами других стран. Все это является социально-экономическими последствиями инфляции.
Для экономической истории Беларуси характерны некоторые периоды инфляции:
•Первый этап (1990 -1 половина 1992 годов).
•Второй этап (2 половина 1992 -1994 годов)
•Третий этап (конец 1994 года -1 половина 1996 года).
•Четвертый этап (2 половина 1996 -1999 годы).
•Пятый этап (2000 -2001 годы). [1]
В рассматриваемый период экономического развития Беларуси 2011-2012 годов инфляция вышла на следующий этап, можно сказать, достигла уровня гиперинфляции. Излагаемые выше мероприятия правительства страны предполагают не только снизить уровень инфляции, но и значительно улучшить экономическое развитие страны.[15]
Вряд ли существуют некие универсальные пути для борьбы с инфляцией. Каждая экономика представляет собой в той или иной степени специфическую систему, и для понимания природы инфляции, обоснования антиинфляционной политики необходим соответствующий анализ ее экономических особенностей. Экономика нашей республики - также явление уникальное, поэтому методы регулирования и борьбы с инфляцией должны быть подобраны исходя из сегодняшней белорусской реальности.
Список литературы
1. А.В.Воробьев/Инфляция как причина макроэкономической нестабильности http://www.bsu.by/Cache/pdf/215793.pdf.
2. Андрей Харковец, Министр финансов Республики Беларусь/2012: налоговая и бюджетная политика http://bizinfo.by/current-news/2012-tax-and-fiscal-policy.html.
3. изменения в налогообложении 2011 год http://naviny.by/rubrics/economic/2010/12/31/ic_news_113_358492.
4. Ценообразование в Беларуси http://www.belta.by/ru/all_news/president/Tsenoobrazovanie-v-Belarusi-s-1-marta-budet-liberalizirovano_i_544072.html.
5. Энергосбережение в Беларуси http://energohelp.net/articles/technologies-sub/66024.
6. Информация о ходе реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/informacia_o_hode_realizacii.
7. К.Р. Макконнелл С.Л.Брю/ Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер.17-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М., 2009. – 916c.
8. «Рыночное реформирование экономики Беларуси: проблемы и пути их решения. – Мн.: 2007.
9. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 480с.
10. Зеленкевич М.Л. Особенности инфляции в переходной экономике// Вестник Ассоциации Белорусских Банков. 2007.
11. Тарасов В. Банки и денежно-кредитные отношения// Вестник Ассоциации Белорусских Банков. 2003. - №3
12. Белстат: инфляция в 2011 году стала рекордной http://charter97.org/ru/news/2012/1/10/46579.