Описание административного управления гармонично организованного общества
Если производственные условия окажутся таковыми, что интересы человека, коллектива и общества начнут совпадать, тогда проблема гармонизации производственных и общественных отношений разрешится автоматически. И уже нельзя будет удовлетворять личные интересы за счёт коллективных или общественных. Это с неизбежностью приведёт к гармонизации всех властных структур, сделает более обоснованной всю систему отбора, выдвижения, подготовки, продвижения и ротации администраторов.
В наших условиях реализовать указанный подход можно следующим образом. При косвенном, последовательном отборе представительской или руководящей элиты первые выборщики избираются населением впрямую. Для этого оно делится на группы, в которых люди знакомы друг с другом или могут воспользоваться мнением тех, кого уважают. Например, в деревне все и всех знают, понимают, кто чего стоит, а поэтому при выборе своих представителей или местных руководителей из своей среды обмануть их невозможно. Таковыми могут быть также жители небольших селений, крупных домов или организаций. Здесь происходит первичный отбор наиболее достойных кандидатур, отсев всех тех, кто не пользуется доверием людей, не умеет или не способен представлять общественные интересы.
Очевидно, что при такой избирательной системе ни деньги, ни пиар-технологии не будут иметь силы, поскольку решения принимаются людьми не вслепую, а осознанно. Ни больные, ни неспособные работать на общество, ни демагоги или бандиты, коррупционеры или их марионетки человеческим доверием наделены не будут. А если вдруг таковые через нижнее общественное сито всё-таки просочатся, на пути их встретятся следующие преграды.
Далее, указанные выборщики формируют местные или муниципальные органы власти. И в них путём совместных дискуссий, общей деятельности или иного изучения друг друга из собственной среды (!) избираются выборщики более высокого ранга, например районного и областного. Поэтому на втором избирательном уровне требования усложняются, всё большую роль начинают играть профессиональные способности претендентов. И выборщики уже оказываются более подготовленными, информированными и интеллектуально развитыми. И так до самого высокого ранга административного «дерева организации», приведённого на рис. 2. Права и обязанности в такой системе власти передаются снизу вверх, а не наоборот. Это делает её лучше контролируемой и управляемой обществом.
В структуре власти уже начнут действовать не только прямые, но и обратные связи, образуя гармоничную и работоспособную систему управления, аналогичную всем природным образованиям. Конкуренция претендентов на самом деле окажется высокой, их возможности будут примерно равными. А поэтому такой выбор властной элиты будет не только более честным, но и качественным. Решение о нравственном и профессиональном уровне личности, о пригодности её занимать ту или иную должность будут принимать ни несведущая толпа или лично заинтересованный лидер, а целостная система отбора. А в ней чем более высоким является пост, тем более культурными, опытными и компетентными будут как выборщики, так и кандидаты.
При этом очевидно, что кто предоставляет власть, тот и вправе её лишать. В этой связи проблема отзыва не справляющегося со своими обязанностями должностного лица решается самым простым и очевидным образом. Она потребует не больше процедур, чем сам выбор. И данное обстоятельство укрепит ответственность выборного лица перед своими избирателями. Сделает невозможной работу власти против народа. С другой стороны, реальный демократический выбор первых административных лиц во всяком звене управления и контроль общества за их деятельностью принципиально поменяет отношение вспомогательного персонала к людям. Заставит его более ответственно и лучше исполнять свои функции. Исчезнет административное хамство и высокомерие мелких чинов, от которого ныне страдают все.
Таким образом, в ступенчатой системе выборов реализуются как декларируемые достоинства демократии, использующей приоритет большинства над меньшинством, так и требование тщательного отбора претендентов, контроля над деятельностью наделённых властью и полномочиями. Появится реальная конкуренция кандидатов во власть, и чем выше окажется должность, тем более компетентными окажутся избиратели. Это создаст благоприятные условия для выдвижения истинных лидеров общества, а не дутых фигур. Власть получат те, кто в наибольшей мере способен исполнять нужные функции, а не демагоги и популисты.
Кроме того, реализация системообразующих мероприятий принципиально поменяет производственные и общественные отношения. И уже не потребуется широко применять методы принуждения, поскольку свободный человек, работающий одновременно и на общество, и на себя, не нуждается во внешних побудителях. Не нужно следить за правильностью уплаты налогов, так как при нарушении этого человек наказывает не только себя, но и окружающих. Не потребуется перераспределять доходы, поскольку привязанность денег к продуктивному труду повысит нравственность производственных отношений. Она изменят рыночные связи, сделают их справедливыми и экономически оправданными. Богатство будет честно зарабатываться, а поэтому станет уважаемым и не будет становиться причиной агрессии.
Иначе говоря, в новой экономике подавляющая часть того, чем вынуждена заниматься нынешняя администрация, будет разрешаться автоматически. Поэтому она сможет сосредоточиться на выполнении только той работы, которую без неё никто не сумеет сделать, не будет отвлекаться на рутинную, будничную суету. И уже не потребуются громоздкие и неуправляемые административные монстры, которые то и дело выходят из-под контроля, пытаясь подчинить себе общество, заставить его работать на себя.
Как такую работу администрации можно организовать и финансировать?
Прежде всего, нужно разделить производственные и распределительные функции, исполняемые правительством, всей администрацией. В самом деле, при описании общественной трудоёмкости изделий было предложено в каждом товаре учитывать трудовые затраты вышестоящих организаций, которые оказывают содействие предприятиям в их деятельности, описан способ оплаты таких затрат. Отсюда следует, что финансовое обеспечение всех вышестоящих структур, связанных с производством, может осуществляться организациями, которые пользуются их услугами, напрямую. На это не потребуется тратить бюджетные средства, они их начнут зарабатывать сами. Однако не с помощью административного рэкета, как нередко случается сейчас, а путём исполнения конкретных функций, приносящих оплачивающим их структурам реальную пользу.
При внедрении данного способа оплаты производственная администрация уже перестанет быть кумиром, которому платится дань лишь потому, что в её руках власть и способность причинять неприятности. Не только управление потребуется от неё, но и его результаты. Деятельность администрации уже будет контролироваться не столько вышестоящими структурами с их неизбежными бюрократическими шаблонами, но и всеми теми, кого они призваны обслуживать, кто их финансирует. И это регулирование окажется не периодическим, авральным, а повседневным. Оплата труда работников вышестоящих организаций начнёт впрямую зависеть от результатов так же, как и у всех других работающих. То есть и за заказчиков придётся бороться, чтобы они не решили, что им будет выгоднее отказаться от услуг той или иной управляющей структуры. И нести материальную ответственность за неэффективное управление, и доказывать свою востребованность, значимость.
В результате рыночный принцип начнёт работать и в этой сфере человеческой деятельности. Администрация перестанет быть надобщественной структурой, всем распоряжающейся, но ни за что не отвечающей. Она начнёт жить по тем же законам, что и все иные производственные структуры. Очевидно, что указанная мера позволит существенно упрочнить вертикальные связи коопераций, сделает их адекватными ситуации, гибкими и работоспособными при одновременном сокращении численности административного аппарата. Будет содействовать внедрению эффективных обратных связей в систему управления и его объекта.
С другой стороны, при внедрении новой формы налогообложения возникает финансовый поток, предназначенный для удовлетворения коллективных и общественных потребностей, обеспечиваемых федеральным и региональным налогами. А для его обработки, обслуживания потребуется соответствующий сектор управления потребительский экономики, отличающийся от производственной. В настоящее время такой сектор имеется во всех государствах мира. Однако функции его расплывчаты, разграничительные линии с производственным сектором не установлены, отношение к обоим секторам управления одно и то же, способы финансирования одинаковы. Это вряд ли содействует успешной их работе, поскольку производить продукцию и потреблять её – разные виды деятельности.
Потребительский сектор состоит из учреждений, оказывающих потребительские услуги. Это армия и правоохранительные органы, больницы и учебные, воспитательные учреждения, стадионы и дома отдыха, коммуникации и защитные сооружения, и ещё многое другое. К этому сектору относятся выборные органы власти всех уровней, призванные разрабатывать законы и контролировать их исполнение. И если перед последним потребительские учреждения выступают в качестве заказчиков, то перед налогоплательщиками, на средства которых они содержатся, гражданами отдельных организаций, муниципальных, региональных и государственных объединений они являются нанятыми исполнителями.
Поэтому очевидно, что финансирование потребительского сектора экономики не может быть таким же, как и производственного сектора. Оно должно осуществляться путём взимания налогов, т.е. прямых проплат из оплаты труда работников.И в зависимости от того, для удовлетворения каких коллективных или общественных потребностей граждан собираются налоги, формируются соответствующие исполнительные структуры. То есть потребительский сектор может получать средства как от прямой продажи его услуг, так и путём соответствующих налоговых отчислений из оплаты труда населения. Всё определяется желанием потребителей, удобством, качеством услуг и ценой за них. Причём между этими способами оплаты потребностей принципиальной разницы нет.
В предлагаемой схеме управления деньги оказываются там, где работают предназначенные для их обслуживания товарные потоки, и ровно в таком количестве, чтобы эти потоки были надёжно обеспечены. Встречные перемещения средств исключены. В то же время при необходимости открывается возможность концентрировать ресурсы для выполнения глобальных проектов или решения экстремальных задач. Это исключит возможность финансового давления каких-то структур, если оно будет невыгодным для других.
Предложенная форма организации полностью отвечает признакам высокоорганизованных систем. По всей своей структуре она переплетена прямыми и обратными связями, достаточно полно моделирует живой организм с жесткой увязкой всех его составляющих, определённостью их функций и характером их взаимодействия. И недопустимо иметь настолько примитивную организацию человеческого сообщества, чем сформирован организм каждого из входящих в него людей.
Таким образом, для гармонизации экономики требуется реорганизовать как административное, так и рыночное её управление. Причём их поочередное усовершенствование невозможно. Они завязаны друг на друга столь тесно, что деструктивные качества одной из них способны нивелировать положительные другой. Но аналогичным образом работают и прогрессивные изменения внутри каждого из них.
Где лад, там и клад
Русская пословица