Совокупное предложение
Совокупное предложение.
Совокупное предложение (aggregate supply – AS) представляет собой стоимость того количества конечных товаров и услуг, которые предлагают на рынок (к продаже) все производители (частные фирмы и государственные предприятия). Как и при анализе совокупного спроса, речь идет не о фактическом объеме производства, а о той величине совокупного выпуска, которую все производители готовы (намерены) произвести и предложить к продаже на рынке при определенном уровне цен. Зависимость величины совокупного предложения (совокупного выпуска) от уровня цен в краткосрочном периоде прямая. Чем выше уровень цен, т.е. чем по более высоким ценам производители могут продать свою продукцию, тем величина совокупного предложения больше. Поэтому можно построить кривую совокупного предложения (кривую AS), каждая точка которой показывает величину совокупного предложения при каждом данном уровне цен. Однако очертание кривой совокупного спроса являлось предметом острых дискуссий в экономической науке.
В настоящее время принято считать, что кривая совокупного предложения условно состоит из трех частей (отрезков). Такая кривая совокупного спроса показана на схеме 4.
Схема 4.
График кривой совокупного спроса
Характеристика выделенных участков кривой совокупного предложения отражена в таблице 4.
Таблица 4.
Особенности очертания кривой совокупного предложения
Отрезки кривой AS | Характеристика |
Кейнсианский | Кейнсианство доказывает, что кривая AS горизонтальна. Это соответствует экономике в период спада и недоиспользования факторов производства. В такой ситуации повышение реального объема производства желательно, т. к. оно не сопровождается повышением уровня цен. |
Восходящий | Предполагается, что промежуточный отрезок кривой AS описывает экономику, когда в результате неравномерного развития отдельных отраслей происходит увеличение реального объема национального производства на фоне повышения общего уровня цен. |
Классический | Классическая школа утверждает, что кривая AS является вертикальной, т. к. экономика работает на полную мощность и при полной занятости населения. В этих условиях за короткий период времени увеличение реального объема производства невозможно. |
Таким образом, ценовые факторы (общий уровень цен) влияют на величину совокупного предложения и объясняют движение вдоль кривой AS.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ
Неценовыми факторами, которые воздействуют на само совокупное предложение и сдвигают кривую AS, выступают все факторы, изменяющие издержки на единицу продукции. Если издержки растут, совокупное предложение сокращается, и кривая AS сдвигается влево-вверх. Если издержки снижаются, то совокупное предложение увеличивается, и кривая AS сдвигается вправо-вниз. Большинство неценовых факторов воздействуют на совокупное предложение в краткосрочном периоде, но некоторые факторы изменяют совокупное предложение в долгосрочном периоде. Понятия «краткосрочного периода» и «долгосрочного периода» в макроэкономике отличаются от соответствующих понятий в микроэкономике. В микроэкономике критерием деления на краткосрочный и долгосрочный периоды является изменение количества ресурсов, а в макроэкономике - изменение цен на ресурсы. В краткосрочном периоде изменение цен на ресурсы либо не происходит, либо происходит непропорционально изменению общего уровня цен. В долгосрочном периоде цены на ресурсы меняются, причем, пропорционально изменению общего уровня цен. К неценовым факторам совокупного предложения относятся:
· цены на ресурсы (Рресурсов). Чем цены на ресурсы выше, тем издержки больше, и тем совокупное предложение меньше. Основными компонентами издержек выступают: 1) цены на сырье и материалы, 2) ставка заработной платы (цена труда), 3) ставка процента (плата за капитал, т.е. цена аренды капитала). Таким образом, ставка процента является неценовым фактором и совокупного спроса, и совокупного предложения. Рост цен на ресурсы приводит к сдвигу кривой AS влево - вверх, а их снижение - к сдвигу кривой AS вправо-вниз. На величину цен на ресурсы оказывает влияние:
а) количество ресурсов, которыми располагает страна (количество труда, капитала,
земли и предпринимательских способностей). Чем большими запасами ресурсов обладает
страна, тем ниже цены на ресурсы.
б) цены на импортные ресурсы. Поскольку ресурсы, особенно природные, распределены между странами неравномерно, то изменение цен на импортные ресурсы для ресурсоимпортирующей страны может оказать существенное влияние на совокупное предложение. Рост цен на импортные ресурсы увеличивает издержки, сокращая совокупное предложение. Кривая AS сдвигается влево-вверх. Примером отрицательного воздействия роста цен на импортные ресурсы на совокупное предложение может служить нефтяной шок середины 70-х годов (резкое повышение цен на нефть нефтедобывающими странами-членами международного картеля ОПЕК), что привело к резкому сокращению совокупного предложения в большинстве развитых стран и обусловило стагфляцию.
в) степень монополизма на рынке ресурсов. Чем выше степень монополизации на ресурсных рынках, тем выше цены на ресурсы, а поэтому издержки, и тем, следовательно, меньше совокупное предложение.
· производительность ресурсов () Под производительностью понимают отношение
общего объема производства к затратам. Т.е. это величина, обратная издержкам на единицу продукции. Чем выше производительность ресурсов, тем меньше издержки и больше совокупное предложение. Рост производительности происходит, если: а) либо увеличивается объем выпуска при тех же затратах; б) либо при том же объема выпуска сокращаются затраты; в) либо происходит и то, и другое. Главной причиной роста производительности является научно-технический прогресс, обеспечивающий появление и использования в производстве новых, более совершенных и производительных технологий, более производительного оборудования, и требующий роста уровня квалификации и профессиональной подготовки рабочих. Поэтому этот фактор оказывает влияние на совокупное предложение не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, приводя к сдвигу долгосрочной кривой AS и обеспечивая экономический рост. Технологии () (технологический прогресс) влияют и на совокупный спрос, и на совокупное предложение.
· налоги на бизнес (Tx). Фирмы рассматривают налоги на предпринимательство (особенно
косвенные) как часть издержек, поэтому рост налогов на бизнес ведет к сокращению совокупного предложения. (Вспомним, что изменение налогов на бизнес является также неценовым фактором совокупного спроса). Изменение же налогов, например, на заработную плату, оказывая влияние на совокупный спрос, непосредственно не воздействует на совокупное предложение, поскольку не меняет издержки фирмы.
· трансферты (субсидии) фирмам (Tr). Трансферты фирмам, можно рассматривать как
антиналоги. Их воздействие на совокупное предложение положительное.
· государственное регулирование экономики(G management).Степень государственного регули-
рования экономики в экономику также оказывает серьезное воздействие на совокупное предложение. Чем в большей степени государство вмешивается в экономику, чем большее число регулирующих экономику учреждений и организаций оно создает, тем больше бремя содержания государственного аппарата, и, следовательно, тем больше средств уходит из производственного сектора экономики, что ведет к сокращению совокупного предложения.
Функцию совокупного предложения можно записать:
AS = AS (Р, Рресурсов,Тх,Тr, Gmanagement)
+ - + - + -
ВЫВОД.
Совокупное предложение (AS)есть модель, показывающая уровень реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Совокупное предложение может быть приравнено к величине ВНП, рассчитанного по потоку доходов. Среди факторов, влияющих на AS , выделяют те, которые вызывают изменение предложения на рынке отдельного товара: технология производства, издержки и т. д., а также количество и качество применяемых факторов производства. В этой связи кривая совокупного предложения имеет восходящий вид. Ценовые факторы, связанные с предложением на отдельных рынках, показывают движение по кривой совокупного предложения. Неценовые факторы, изменяющие издержки (цены на ресурсы, рост производительности, государственное регулирование), смещают кривую вправо и вниз при уменьшении издержек, и влево и вверх – при их увеличении. При конкретизации формы кривой совокупного предложения, новое значение получает проблема общего экономического равновесия. Условия, при которых это равновесие наступает, будут различны, поскольку последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения произойдет пересечение с новой кривой совокупного спроса.
Что касается понятия совокупного предложения и факторов, которые оказывают на него влияние, то у представителей разных школ в макроэкономике существует единство взглядов. Разногласия касаются трактовки вида кривой совокупного предложения. К решению этой проблемы выделяются два подхода: классический и кейнсианский и соответственно существуют две макроэкономические модели, отличающиеся друг от друга системой: 1) предпосылок 2) уравнений модели 3) теоретических выводов 4) практических рекомендаций.