Особенности теоретических положений

Важным достижением П.Буагильбера, как и У.Петти, являет­ся «обоснование» трудовой теории стоимости, к пониманию ко­торой он пришел, анализируя, механизм менового отношения между товарами на рынке с учетом количества затраченного тру­да или рабочего времени. Несмотря на известное несовершенство такой концепции (в ее основе лежит затратный принцип), она для своего времени была, несомненно, прогрессивной, поскольку, в отличие от меркантилистской, не исходила из якобы естествен­ной (природной) роли денег в ценообразовании.

Вместе с тем во многом справедливо осуждая меркантилизм, П.Буагильбер намеренно абсолютизировал роль сельского хозяйства в экономическом росте страны, недооценивая роль денег как това­ров, отрицал реальное значение в приумножении имущественно­го богатства промышленности и торговли. Он явился единствен­ным среди всех представителей классической политической эко­номии, кто считал возможным и необходимым упразднение денег, нарушающих, на его взгляд, обмен товаров по «истинной стоимости».

Характерно, что более чем через 100 лет французские экономисты-социологи С.Сисмонди и П.Прудон, отвергшие многие положения классической школы политической экономии, соли­даризировались по ряду идей своих реформаторских программ с П.Буагильбером. Так, С.Сисмонди, также сочувствуя бедным и малоимущим слоям общества, уповал исключительно на прави­тельственные законодательные решения, никак не сообразуя свои утопические прожекты с реалиями и неотвратимостью научно-тех­нического прогресса. А П.Прудон ратовал как за отмену денег, так и за другие реформаторские идеи, содержание которых граничи­ло между утопией и анархией (см. тему 9).

Ф.Кенэ — основоположник учения физиократов

Франсуа Кенэ (1694—1774) — признанный лидер и основопо­ложник школы физиократов — специфического течения в рамках классической политической экономии. Слово «физиократия» имеет греческое происхождение и в переводе означает власть природы. В этом смысле представители физиократизма исходили из опреде­ляющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного произ­водства. По словам Ф.Кенэ, «именно постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, при­водят в движение промышленность и поддерживают процветание нации»14. «Оно (земледелие. — Я.Я.) служит основой для всей эко­номики государства»15.

Ф.Кенэ, как и другие авторы первого этапа развития класси­ческой политической экономии, не является профессиональным экономистом. Уроженец одного из пригородов Версаля (под Па­рижем), восьмой из тринадцати детей крестьянина — мелкого тор­говца Ф.Кенэ исключительно благодаря своим природным даро­ваниям достиг профессии врача, которая всегда оставалась для него основной.

Чтобы стать медиком, в 17 лет уехал в Париж, где одновременно практиковал в госпитале и подрабатывал на жизнь в одной из граверных мастерских. Через 6 лет получил диплом хирурга и при­ступил к врачебной практике вблизи от Парижа в городке Мант.

В 1734 г. популярнейшему к этому времени врачу Ф.Кенэ пред­ложил постоянную работу в качестве медика в своем доме в Париже герцог Виллеруа. В 1749 г. после аналогичной «просьбы» не­безызвестной маркизы Помпадур Ф.Кенэ обретает еще более по­четную «службу», и наконец с 1752 г. он удостаивается положения лейб-медика самого короля Людовика XV. Последний благоволил ему, произвел в дворянство; обращаясь к нему не иначе как «мой мыслитель», слушал советы своего доктора. Следуя одному из них, Людовик XV в качестве полезных здоровью физических упражне­ний собственноручно сделал на печатном станке Ф.Кенэ первые оттиски «Экономической таблицы», явившейся, как выяснилось впоследствии, первой попыткой научного анализа общественно­го воспроизводства.

По мере улучшения и упрочения своего материального поло­жения (в парижский период жизни) Ф.Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Свободное время он начинает посвящать вначале философской науке, а за­тем целиком экономической теории. С 1756 г., будучи немолодым, он дает согласие участвовать в «Энциклопедии», издававшейся Дидро и д'Аламбером, в которой и были опубликованы основные его экономические произведения (статьи): «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758) и др.

Предмет изучения

В сочинениях Ф.Кенэ решительно осуждаются взгляды меркан­тилистов на экономические проблемы, что по сути явилось отра­жением нараставшей в стране на протяжении ряда десятилетий неудовлетворенности состоянием сельского хозяйства, к которо­му привел его так называемый кольбертизм времен короля Людо­вика XIV (это отмечал и А.Смит, характеризуя физиократию как реакцию на меркантилистскую политику Ж.Б.Кольбера). В них от­ражена его убежденность в необходимости перехода к фермерско­му хозяйству как основе свободного (рыночного) механизма хо­зяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, можно заключить, что в качестве предмета изучения политической экономии Ф.Кенэ избрал чрезмерно воз­величенные им же с точки зрения общественного благополучия проблемы сельскохозяйственного производства, являющегося состав­ной частью сферы производства. Причем он явно недооценивает взаимосвязь всех сфер экономики, что обусловлено методологи­ческими принципами, которых этот автор неизменно придержи­вался в своем творчестве.

Метод изучения

Методологической платформой экономического исследования Ф.Кенэ стала разработанная им концепция о естественном поряд­ке, юридической основой которой, на его взгляд, являются фи­зические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизвод­ство и правильное распределение благ. По его словам, «сущность порядка такова, что частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой. Желание наслаждаться сооб­щает обществу движение, которое становится постоянной тенден­цией к возможно лучшему состоянию»16.

Одновременно Ф.Кенэ предупреждает, что «верховная власть» не должна быть аристократической или представленной крупным земельным собственникам; последние, соединившись вместе, могли бы образовать власть более могущественную, чем сами за­коны, поработить нацию, причинить своими честолюбивыми и жестокими распрями разорение, неустройства, несправедливости, наиболее зверские насилия и создать самую разнузданную анар­хию»17. Он считал целесообразным сосредоточить высшую государ­ственную власть в одном просвещенном лице, обладающем зна­нием законов естественного порядка, необходимых для осуществ­ления государственного руководства.

Оценивая методологию исследования Ф.Кенэ и его последова­телей, Н.Кондратьев отмечал, что «в учении физиократов можно найти уже систему теоретических экономических взглядов», хотя по сути эти исследователи не провели «методологической грани меж­ду чисто теоретическими и практическими (экономико-политичес­кими) суждениями». Провозглашенная физиократами экономичес­кая наука, по его мнению, изучает физические и моральные зако­ны «наиболее совершенного строя», который вызывает у них «...вдохновение и энтузиазм, до известной степени сектантский ха­рактер всего их течения и мессианизм во взглядах на свою роль»19. Достаточно критично характеризует методологию физиократов и Й.Шумпетер, который писал: «Едва только исследователи дви­нулись дальше, они попали в колею статического представления. Сначала это были... физиократы»30.

Наконец, по оценке М.Блауга, видно, что для Кенэ «деньги — не более чем средство обращения, что торговля в сущности сво­дится к бартерному обмену и что производство автоматически ге­нерирует доход, выплата которого позволяет перейти к следующему производственному циклу»21.

Наши рекомендации