И денежно-кредитное регулирование экономики
Денежно-кредитная политика
В современном мире денежно-кредитная политика становится одной из наиболее значимых форм государственного регулирования экономики. О ее роли в жизни общества лауреат Нобелевской премии по экономике 1970 г. П. Самуэльсон еще в 1951 г. писал: «...с помощью соответствующей денежно-кредитной политики... возможно избежать эксцессов бума и резкого спада, рассчитывать на здоровый экономический рост».
Несмотря на важность денежно-кредитного регулирования, в современной экономической теории отсутствует четкое разграничение понятий денежно-кредитного регулирования и денежно-кредитной политики. Часто эти термины используются как синонимы, что не вполне корректно.
Денежно-кредитная политика — это часть единой государственной макроэкономической политики, предполагающая целенаправленное воздействие на денежно-кредитную систему посредством преимущественно рыночных инструментов с целью создания условий для экономического роста в стране. Суть денежно-кредитной политики сводится к установлению целей и задач денежного регулирования и определению механизма их достижения.
Проводниками денежно-кредитной политики в развитой экономике выступает ряд институтов, которые можно условно разделить на две группы;
— институты, основным назначением которых и является проведение денежно-кредитной политики от имени государства. Практически во всех странах мира, в том числе и в России, это центральный банк;
— институты, косвенно участвующие в процессе проведения де
нежно-кредитной политики. В данную группу можно отнести мини
стерства финансов, казначейства. Федеральная служба по финансо
вым рынкам России и целый ряд аналогичных организаций.
Главная роль среди названных институтов отводится центральному банку1, так как именно он координирует реализацию государственной денежно-кредитной политики.
Таким образом, денежно-кредитное регулирование — это инструмент проведения денежно-кредитной политики; процесс прямого или косвенного воздействия центрального банка на денежно-кредитную систему (количество денег в обращении, ликвидность банковской системы) в целях достижения поставленных целей.
Конечными целями денежно-кредитной политики являются:
— обеспечение стабильности цен;
— полная занятость трудоспособного населения;
— рост реального объема производства;
— устойчивый платежный баланс страны.
Для достижения поставленных целей центральные банки — проводники официальной денежно-кредитной политики — могут использовать разные ее виды и стратегии.
Выделяют структурную и конъюнктурную денежно-кредитные политики. Структурная денежно-кредитная политика предусматривает развитие определенных отраслей государством. Такой вид регулирования оправдал себя в условиях кризисной послевоенной экономики. Современная практика денежно-кредитного регулирования подразумевает воздействие не на конкретных участников рынка, а на рынок в целом, т.е. на его конъюнктуру. Конъюнктурная денежно-кредитная политика предполагает использование в основном рыночных инструментов: процентных ставок (ставка рефинансирования, учетная ставка), операций на открытом рынке, депозитных операций и т.д. Характер применения данных инструментов определяется выбранной стратегией денежно-кредитного регулирования.
Для достижения своих стратегических целей центральный банк может проводить политику денежно-кредитной рестрикции либо денежно-кредитной экспансии.
Политика денежно-кредитной рестрикции (ограничительная денежно-кредитная политика) направлена, как правило, на сжатие денежной массы и рассматривается как один из основных компонентов антиинфляционного регулирования экономики. Выделяют два варианта такой политики:
1) путем непосредственного воздействия на величину денежной массы и кредитного оборота.
2) косвенное регулирование масштабов безналичного оборота денег, которое осуществляется прежде всего посредством повышения процентных ставок в экономике. Речь идет о повышении норм обязательных резервов, учетной ставки и ставки рефинансирования, что закономерно приводит к удорожанию кредита и снижению спроса на заемные ресурсы.
Как отмечалось выше, рестрикционная денежно-кредитная политика является одним из вариантов антиинфляционного регулирования экономики. Однако данный вид денежно-кредитной политики может оказывать крайне негативное воздействие на экономическое развитие страны. Повышение ставки процента в краткосрочном периоде приводит к снижению совокупного спроса и, что закономерно, — к понижению реального производства. Таким образом, следствием денежно-кредитной рестрикции может стать падение инвестиций и чистого национального продукта, а также снижение спроса на деньги, что ограничивает эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики. Большим недостатком денежно-кредитной рестрикции является увеличение стоимости обслуживания внешнего долга, внутреннего долга и дефицита бюджета вследствие роста реального процента. И, наконец, в условиях высокой инфляции жесткую монетарную политику реализовать практически невозможно, иначе возникает кризис ликвидности.
Данный факт подтверждает история денежно-кредитного регулирования в России. Ряд экономистов признают одной из главных причин спада производства в российской экономике денежно-кредитную рестрикцию, проводимую Центральным банком в начале 90-х гг. Дело в том, что при выборе механизма воздействия на денежно-кредитную сферу не была учтена неразвитость финансовой системы и финансовых институтов, отсутствие нормально функционирующих рынков. Проводимая политика увеличивала издержки заимствования, которые росли также вследствие адаптации к системным шокам. В итоге даже жизнеспособные в долгосрочной перспективе фирмы становились убыточными в краткосрочном периоде. Таким образом, ввиду целого ряда негативных последствий для экономики денежно-кредитная рестрикция должна использоваться только в исключительных случаях, т.е. в ситуации внезапного и значительного усиления темпов инфляции и выхода ее из-под контроля.
В случае необходимости стимулирования экономического роста, деловой активности в обществе монетарные власти проводят политику денежно-кредитной экспансии, характеризующуюся снижением процентных ставок.
В зарубежной литературе обычно рассматривают четыре основные цели, которыми руководствуются монетарные власти при проведении политики денежно-кредитной экспансии:
1) финансирование бюджетного дефицита
2) достижение оптимального уровня занятости
3) достижение целей платежного баланса
4) сглаживание колебаний нормы процента
В странах с переходной экономикой проведение денежно-кредитной экспансии может быть обусловлено также необходимостью проведения структурных преобразований в экономике, что требует, в свою очередь, стимулирования инвестиционной активности. Кроме того, денежно-кредитная экспансия помогает предотвратить нарастание социальной напряженности и как следствие политической нестабильности. При проведении денежно-кредитной экспансии правительство может руководствоваться также институциональным мотивом, который подразумевает защиту национальной банковской системы и финансовых рынков от различного рода кризисов. Может иметь место социально-институциональный мотив, направленный на предотвращение паники среди вкладчиков и оттока сбережений из банков.
Следствием проведения денежно-кредитной экспансии в долгосрочной перспективе может стать усиление инфляционных процессов.
Таким образом, и рестрикция, и экспансия могут иметь крайне негативные последствия для экономики страны: от спада производства и «денежного голода» до раскручивания инфляционной спирали. В связи с этим основной задачей монетарных властей является выбор оптимальной модели денежно-кредитного регулирования, обеспечивающей достижение конечных целей и не несущей в себе разрушительного влияния на экономику.
Цели денежно-кредитного регулирования можно разделить на конечные, промежуточные и тактические. К конечным (стратегическим) целям денежно-кредитного регулирования относят снижение уровня инфляции, безработицы, равновесие платежного баланса или достижение определенного уровня ВВП. Начиная с 40-х гг. XX в. и вплоть до середины 70-х гг. в качестве стратегической цели регулирования провозглашалось снижение уровня безработицы. Современная практика денежно-кредитного регулирования свидетельствует о том, что в большинстве стран конечной целью денежно-кредитного регулирования становится снижение уровня инфляции. К промежуточным целям традиционно относят достижение оптимального объема денежной массы в экономике, поддержание уровня золотовалютных резервов и управление величиной процентной ставки. Тактические цели денежно-кредитного регулирования связаны с ежедневной работой центрального банка и обычно направлены на сглаживание колебаний ликвидности рынка.
Денежно-кредитное регулирование экономики может осуществляться с помощью административных и рыночных инструментов.
Административные методы регулирования экономических процессов реализуются путем прямого вмешательства органов государственного управления (как правило, это прямые количественные ограничения кредитной деятельности). Такой метод воздействия существует всегда и во всех странах независимо от общественно-политического устройства. Различна лишь степень вмешательств..
Экономические методы регулирования включают создание таких условий, которые стимулировали бы субъекта предпринимательской деятельности к выполнению действий, необходимых для общества. При этом не предполагается прямого воздействия со стороны органов управления.
И административные и экономические методы управления равно необходимы для эффективного функционирования народно-хозяйственного комплекса. Перекос в сторону одного из методов при недооценке другого влечет за собой серьезные диспропорции в процессе перераспределения денежных средств в национальной экономике.
Наибольшей эффективности денежно-кредитное регулирование экономики достигает в процессе использования как прямых, так и косвенных рычагов одновременно. В ситуации, когда в силу обстоятельств рыночные рычаги действуют либо недостаточно эффективно, либо вообще не действуют, их сочетание с административными мерами позволяет достичь желаемого эффекта.
Большинство развитых стран при проведении политики денежно-кредитного регулирования основное внимание уделяют экономическим методам, к числу которых относятся:
— изменение ставки рефинансирования (в ряде стран — учетной
ставки);
— операции на открытом рынке;
— изменение обязательных резервных требований;
— валютные интервенции.
Данные инструменты имеют законодательное подтверждение, что увеличивает их результативность и повышает статус главного банка страны.
1. Одним из наиболее эффективных инструментов денежно-кредитного регулирования в странах с развитой рыночной экономики является рефинансирование. Под рефинансированием понимают предоставление центральным банком кредитов головным кредитным организациям..
Кредитование Банком России кредитных организаций осуществляется по ставке рефинансирования. Изменяя ее величину, ЦБ РФ может влиять на ликвидность банковской системы и денежное предложение в целом. Сокращение ставки рефинансирования или, во всяком случае, предсказуемая политика ее изменения благоприятно отражаются на инвестиционном климате национальной экономики, и наоборот.
Банк России предоставляет в рамках системы рефинансирования ломбардные, внутридневные кредиты, а также кредиты overnight. Все они предоставляются под залог ценных бумаг, входящих в ломбардный список (ГКО — государственные краткосрочные бескупонные облигации, облигации федеральных займов, облигации внешних облигационных займов РФ, облигации Банка России и др.).
Ломбардные кредиты предоставляются на срок до 30 календарных дней, пролонгация по этим видам кредита не допускается. В соответствии с указанием от 11 июля 2008 г. размер процентных ставок по ломбардным кредитам ЦБ РФ 9,0 % годовых.
В западной практике ломбардные кредиты предоставляются на более длительный срок, в среднем до 90 календарных дней.
Основанием для предоставления однодневных расчетных кредитов является наличие в конце операционного дня неисполненных платежных поручений, наличие непогашенных внутридневных кредитов.
Основанием для предоставления внутридневных кредитов является наличие неисполненных платежных поручений в течение операционного дня. Погашение кредита происходит за счет поступлений денежных средств на корсчет кредитной организации.
ЦБ РФ может осуществлять кредитование банковской системы с использованием дополнительных форм обеспечения: поручительство либо залог векселей.
В соответствии с указанием от 5 августа 2005 г. (ред. от 11.07.2008) ЦБ РФ предоставляет кредитным организациям кредиты, обеспеченные залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами КО
2. Не менее важный инструмент реализации денежно-кредитной политики — операции на открытом рынке.
Как правило, к ним относят операции по покупке, продаже государственных ценных бумаг, операции междилерского РЕПО. В случаях избыточной ликвидности, повышении вероятности роста инфляции, опасного накопления остатков на счетах кредитных организаций, увеличения платежеспособного спроса на валютном рынке центральный банк может разместить дополнительную массу государственных обязательств в банковской системе, оттянув таким образом излишек денежной массы. И наоборот: при недостаточной ликвидности банковской системы, грозящей замедлением расчетов в национальной экономике, опасном укреплении позиций национальной денежной единицы на внутреннем валютном рынке (угрозе снижения эффективности экспорта), неадекватном состоянию экономики росте процентных ставок по кредитам центральный банк может выкупить часть государственных бумаг, вернув в каналы денежного обращения значительную сумму денег.
3. Следующий инструмент денежно-кредитного регулирования резервные требования. Впервые резервные обязательства были использованы в США в 1863 г., задолго до создания Федеральной резервной системы.
В настоящее время резервные требования в промышленно развитых странах используются для краткосрочного управления ликвидностью банковской системы.
Обязательное резервирование представляет собой аналог налога. Из-за того, что центральный банк обычно не платит процентов по резервным отчислениям, банки теряют потенциальный доход, который могли бы получить, используя эти средства на кредитование. Для компенсации потери дохода банки вынуждены поднимать процентные ставки по выдаваемым кредитам.
Тем не менее, многие центральные банки сохраняют резервные требования для контроля над денежным предложением.
4. Проведение валютных интервенций. Главная цель данного мероприятия — укрепление позиций национального производителя на внешнем товарном рынке. Подчиненной к ней целью может быть поддержание позиций национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте.
Денежно-кредитная политика выступает основным инструментом регулирования экономических процессов в современном обществе. Поэтому важнейшим аспектом деятельности центрального банка государства является выбор правильных ориентиров при ее проведении.