Тренировочные задания к теме 10
1. На графике представлены кривые совокупного спроса и совокупного предложения. Определите фазу цикла и характер динамики ВНП, если кривая совокупного спроса сместилась из положения AD в положение AD1, а затем AD2
Уровень цен
AS
Реальный объем производства
2. На основании данных, приведенных в таблице, определите следующие величины: а) реальный объем ВНП в расчете на душу населения; б) оптимальную численность населения в этой стране; в) абсолютную величину прироста ВНП во втором году по сравнению с первым; в) прирост ВНП в (процентах) в четвертом году по сравнению с третьим; г) темпы роста ВНП за указанный период времени.
Год | Население (млн. чел.) | Реальный объем ВНП (млрд. долл.) | Реальный объем ВНП на душу населения (долл.) |
3. Допустим, что реальный ВНП страны составляет 30 тыс. у. е. в году 1 и 31,2 тыс. у. е. в году 2. Каковы темпы роста и прироста ВНП? Предположим, что население возросло со 100 человек в году 1 до 102 человек в году 2. Каковы темпы роста ВНП на душу населения? В 1948-1988 гг. уровень цен в стране вырос более чем на 400%, в то время как реальный ВНП увеличился почти на 250%. Покажите эти процессы графически с помощью оценки AD - AS.
4. За период 60-80-ых гг. XX в. новые индустриальные страны Азии достигли среднегодовых темпов роста реального ВНП на уровне 8-9%, в результате чего уровень реального ВНП на душу населения увеличился в 5 раз. Почему экономический рост является одной из целей макроэкономической политики? Какие показатели экономического роста наиболее адекватно отражают этот процесс?
5. Реальный ВНП составил 800 млрд. д. е. в прошлом году и 840 млрд. д.е. в текущем году. Рассчитайте темпы роста и темпы прироста ВНП в текущем году по сравнению с прошлым годом в процентах.
Тест к теме 10
Определите все верные ответы.
1.Количественный экономический рост находит свое выражение в повышении
а) располагаемого дохода; б) массы денег в обращении;
в) покупательной способности денег;
г) валового национального продукта.
2. ВНП увеличился на 9% по сравнению с предыдущим годом. За это время уровень цен вырос на 4%. Отсюда реальный экономический рост составил
а) 4%; б) 5%; в) 9%; г) 13%.
3. Экономический рост в рыночной экономике всегда представляет собой результат принятых решений
а) всех хозяйственных субъектов; б) домашних хозяйств;
в) предпринимателей; г) государства.
4. К экстенсивным факторам экономического роста относится:
а) увеличение производительности труда;
б) улучшение организации производства;
в) увеличение численности занятых в производстве работников;
г) использование достижений НТП в производстве
5. Имеется рисунок цикла
Время
Время цикла определяется интервалом
а) t1- t3; б) t3 - t4; в) t1 - t7 ; г) t2 - t6
6. Экономический цикл связан с
а) действием только внешних факторов;
б) действием только внутренних факторов;
в) исключительно политическими факторами;
г) все ответы неверны.
7. Определите, всегда ли верны утверждения, что
а) высшая точка активности соответствует периоду оживления;
б) спад – это период депрессии;
в) максимальная точка цикла называется пиком;
г) кризис – это начальная стадия спада
Тема 11. Особенности экономической
политики государства
11.1 Экономическая политика:
принципы, цели, инструменты
Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики.
Экономическая политика – система целенаправленных мер государства в области управления экономикой. В обществе существует несколько субъектов экономической политики (схема 57).
Схема 57.
Субъекты исполнения экономической политики
государство | Институты государства федеральные региональные местные | Сфера противоречия интересов | ||
Негосударственные субъекты | Имеющие прямое влияние профсоюзы союзы предпринимателей кооперативы | |||
Имеющие косвенное влияние партии СМИ Влиятельные личности Экспертные советы Общественное мнение | ||||
Надгосударственные субъекты | Интеграционные институты (Европейское сообщество и т.д.) | |||
Межгосударственные советы (встречи «стран семерки» и т.д.) |
Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние на экономическую политику оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования:
q Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.
q Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.
q Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.
Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующей ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество разных задач, которые образуют иерархическую соподчиненность – «пирамиду целей» (схема 58).
Схема 58.
Пирамида целей
| |||||||||||
Общественно-политические цели | |||||||||||
| Правовой порядок | Безопасность | |||||||||
Цели экономической политики | |||||||||||
Стабильность | Экономический рост | ||||||||||
Стабильность национально экономий экономики | Внешнеэкономическая стабильность | Структура цели | |||||||||
Отраслевая структура | Региональная структура | Инфраструктура | Рыночная структура | Структура внешней торговли | Структура распределения | ||||||
Полная занятость | Стабильность | Стабильность платежного баланса | |||||||||
Цели экономической политики, выходящие за пределы данной классификации | |||||||||||
1. – Цели, не поддающиеся операционному решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики.
2. – Цели, поддающиеся операционному решению, определяющие направленность экономической политики.
Реализация экономической политики предполагает использование совокупности мер, формирующих механизм государственного регулирования. Для умения рационально применять средства воздействия на экономику требуется знать их структуру. В самом общем виде совокупность всех инструментов можно представить в виде схемы 59.
Схема 59.
Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом – в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания организационно-институциональных структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, создание и поддержание государственного сектора, подготовку экономических программ и прогнозов, поддержку исследовательских центров и др. К важнейшим экономическим инструментам относят финансовый и кредитно-денежный механизмы. В соотношении их использования многое зависит от господствующей в данный момент теоретической конценпции макроэкономического регулирования. До 1970-ых годов. главенствующую роль играло неокейнсианское направление, для которого финансовые меры были особенно важны. В последующий период в связи с распространением монетаризма более важную роль стали играть кредитно-денежные методы. В условиях российской экономики старт реформе 1992 года был дан за счет активного использования кредитно-денежного механизма. В настоящее время в стране существует необходимость в активном использовании обоих инструментов посредством осуществления бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.
11. 2. Финансовая система и
бюджетно-налоговая политика.
Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Ее структура показана на схеме 60.
Схема 60.
Важная роль, которую выполняет государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок. Важнейшим принципом построения государственных финансов является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, субфедеральным и местным уровнями финансовой системы. Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий. Политика государства по организации и использованию финансов получила название финансовой или бюджетно-налоговой политики.
Бюджетно-налоговая политика – совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
Фискальная политика государства может осуществляться на основе использования различных методов и соответственно принимать разные формы. Основные виды фискальной политики современных государств отражены на схеме 61.
Схема 61.
Виды фискальной политики
Экспансионистская (стимулирующая) оказывает стимулирующее воздействие на совокупный спрос в период экономического спада | Контрактивная (сдерживающая) оказывает сдерживающее воздействие на совокупный спрос в период экономического подъема | |||||||
Дискреционная основана на сознательном манипулировании государством налогами и расходами | Автоматическая основана на действии встроенных стабилизаторов, приспосабливающих экономику к фазам цикла | Смешанная допускает использование рычагов дискреционной и автоматической фискальной политики | ||||||
Основным рычагом фискальной политики является изменение налогов в соответствии с целями правительства. Налоги – это обязательные срочные платежи государству физических и юридических лиц. Основные виды налогов можно сгруппировать по пяти признакам в схему 62.
Схема 62.
Основные виды налогов
Объекты налогообложения | Способы взимания налогов | Способы определения размера налога | Уровни налогообложения | Порядок использования | |||||||||||
прямые | Косвенные | ||||||||||||||
Акцизы | |||||||||||||||
Налоги на доходы | Налоги на имущество | Налоги на расходы | Подоходный | Поимущественный | Индивидуальные | Универсальные | Таможенные пошлины | Пропорциональные | Прогрессивные | Регрессивные | Общенациональные | Региональные | Местные | Общие | Целевые |
Совокупность применяемых в стране налогов называется налоговой системой. Она базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога (субъект, объект, источник и ставка налога). Различают предельную, среднюю, нулевую и льготную налоговые ставки.
Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.
Средняя налоговая ставка – это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.
По признаку соотношения между средней ставкой налога и доходом налоги делятся на прогрессивные (ставка повышается по мере возрастания дохода), регрессивные (ставка уменьшается по мере возрастания дохода) и пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода).
Вопрос о том, высоким или низким должен быть налог является предметом постоянных дискуссий экономистов и политиков. Последователи Кейнса считают, что высокий уровень налога снижает совокупный спрос. Значит, цены снижаются и инфляция затухает. Сторонники «экономики предложения» доказывают противоположное: высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. К тому же А. Лаффером была открыта связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями, графическое изображение которой получило название кривой Лаффера. Ее экономический смысл заключается в следующем: при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая может поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже (схема 63).
Схема 63.
Кривая Лаффера
Сферой применения бюджетной политики является государственный бюджет.
Государственный бюджет – план доходов и расходов государства. В общем виде структура государственного бюджета выглядит следующим образом (см. таблицу 27) :
Таблица 27.
Структура государственного бюджета
Доходы | Расходы |
· Налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор и др. · Доходы от государственной собственности, госпредприятий, госторговли и др. · Поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов · Прочие доходы | · Финансирование экономики · Социально-культурные и целевые программы · Оборона · Управление · Трансферты · Кредиты и помощь другим государствам · Платежи по государственному долгу |
Важнейшей задачей бюджетной политики считаются необходимость сбалансирования государственного бюджета и управление бюджетным дефицитом.
Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. Основными причинами дефицита госбюджета являются уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, а также непоследовательная финансово-экономическая политика государства.
В экономической теории выделяют несколько типов бюджетного дефицита.
q Структурный дефицит представляет разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.
q Циклический дефицит определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом.
q Фактический дефицит – общий дефицит госбюджета.
q Первичный дефицит равен разнице фактического дефицита и выплат по государственному долгу.
Мировая практика выработала три способа покрытия дефицита госбюджета: выпуск госзаймов, ужесточение налогообложения, производство денег или «сеньораж». При этом последний из названных способ не является простым печатаньем денег, т. к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в центральном банке страны и могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета.
Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета. Структура государственного долга показана на схеме 64.
Схема 64.
Экономические последствия государственного долга можно свести к нескольким моментам:
q существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;
q вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;
q увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;
q перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.
Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий (изменение условий доходности займов) и консолидацией (изменение условий сроков займов), проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.
11.3. Кредитно-денежная система
и кредитно-денежная политика
Кредитно-денежная политика в самом общем виде может быть определена как действие, проводимое в сфере денежного обращения и кредита специальными органами. Структура кредитно-денежной системы представлена на схеме 65.
Схема 65.
Современная кредитно-денежная система характеризуется распределением функций между разными институтами. В частности, эмиссионные функции выполняют центральные банки, тогда как кредитные функции в основном выполняются коммерческими банками. СКФИ в последнее время занимают ведущее место в сфере инвестиционной деятельности и накоплении денежного капитала, конкурируя с банковским сектором.
Кредитно-денежная политика проводится в жизнь совместными усилиями правительства и центрального банка. При этом основным субъектом кредитно-денежной политики является именно центральный банк, который строит свою деятельность по двум важнейшим направлениям. Первое обеспечивает нормальную работу валютной системы страны в целом, т. к. устойчивая национальная валюта – важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление – влияние на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков, причем строящееся так, чтобы должным образом обеспечивались интересы государства. Центральный банк, таким образом, призван, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве. Для реализации кредитно-денежной политики государства центральный банк использует соответствующий набор инструментов (см. таблицу 28).
Таблица 28.
Институты кредитно-денежной политики
Инструменты политики | Общая характеристика |
Денежная эмиссия | Рост наличных денег в обращении |
Резервная политика | Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов). |
Валютная политика | Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая - увеличивает |
Политика открытого рынка | Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг |
Учетная политика | Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку |
При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.
При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего наденежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег. В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом:
, или
Структура денежной массы представляет совокупность денежных агрегатов. Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга разной степенью ликвидности. Совокупность денежных агрегатов представлена на схеме 66.
Схема 66.
Структура основных денежных агрегатов
Наиболее ликвидные активы (деньги) | Высоколиквидные активы («почти деньги») | ||||
Наличные деньги | Чековые вклады | Бесчековые сберегательные счета | Мелкие срочные вклады | Облигации госзаймов | Крупные срочные вклады |
М0 | |||||
М1 | |||||
М2 | |||||
М3 |
Иногда в экономической теории выделяют денежный агрегат L, который состоит из суммы M3 и всех существующих ценных бумаг.
Регулирование размеров эмиссии денег, величины и структуры денежной массы необходимо для предотвращения роста инфляции и поддержания устойчивого роста экономики.
Инфляция – обесценивание денег, сопровождаемое повышением цен и падением уровня жизни населения. Различают несколько типов инфляции (таблица 29).
Таблица 29.
Типы инфляции
Критерии | Типы | Характеристика |
Темп роста цен | умеренная | до 10% в год |
галопирующая | до 200% в год | |
гиперинфляция | свыше 1000% в год | |
Степень соответствия прогнозам | прогнозируемая | ожидаемая |
непрогнозируемая | неожидаемая | |
Внешнее проявление | открытая | рост цен |
скрытая | ухудшение качества товара при сохранении цен | |
подавленная | фиксированные цены при дефиците товаров | |
Соответствие темпов роста разных цен | сбалансированная | динамика роста цен не меняется |
несбалансированная | цены меняются в разных пропорциях |
Причины инфляции обуславливаются ее механизмами. Первый механизм – инфляция спроса есть результат увеличения совокупного спроса над предложением, когда дефицит товаров вызывает обесценивание денег и провоцирует развитие инфляционной спирали «избыточный спрос – цены». Второй механизм – инфляция предложениявызывается ростом издержек производства (особенно повышением зарплаты), который приобретает характер цепной реакции и порождает новый виток роста цен.
Уровень инфляции определяется на основе сопоставления среднего уровня цен, в свою очередь измеряемого индексом цен.
,
где Р2 – средний уровень цен в текущем году, а Р1- средний уровень цен в прошлом году.
Инфляция чревата рядом крайне неприятных для общества последствий. Так, происходит перераспределение доходов в пользу предприятий-монополистов, финансовых структур, теневой экономики и т. д. При этом больше всего выигрывают должники, в том числе государство, которое всегда имеет возможность покрыть свои инфляционные расходы выпуском необеспеченных денег. К последствиям инфляции относится и разрушение нормальных социально-экономических связей, включая отказ от товарно-денежных отношений и переход к бартеру. Опасным для страны явлением становится и возникающая в это время инфляционная психология – ситуация, когда люди, уверенные, что инфляция будет продолжаться, предпринимают соответствующие меры: запасают товары впрок, требуют опережающего роста заработной платы или закладывают ожидаемый уровень инфляции в цену товара. Инфляция отрицательно влияет на экономический рост страны и рациональность использования ею своих ресурсов, т. к. сокращаются инвестиции (вложения капитала) в производство, а население вкладывает деньги в недвижимость или иностранную валюту. Борьба с инфляцией является одним из важнейших составляющих элементов не только кредитно-денежной, но и антициклической политики.
Антиинфляционная политика может проводится как методами «шоковой терапии» (когда жесткая денежная политика помогает сбить инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путем многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не дает снизить инфляцию. В целом в современной экономической теории выделяют два основных виды антиинфляционной политики.
Активная антиинфляционная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию.
Адаптивная антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер, направленных на создание условий для приспособления экономики к инфляции, смягчение ее отрицательных последствий. Основные антиинфляционные меры показаны на схеме 67.
Схема 67.
Антиинфляционная политика государства
Адаптивная политика | Активная политика | |||
Индексация; соглашения с предпринимателями профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты | Монетарные рычаги Контроль за денежной эмиссией; осуществление текущего контроля за состоянием денежной массы путем операций на открытом рынке и резервной политики; недопущение эмиссионного финансирования госбюджета; пресечение обращения денежных суррогатов; проведение денежной реформы конфискационного типа | Немонетарные рычаги против инфляции спроса: уменьшение госрасходов; увеличение налогов; сокращение дефицита госбюджета; переход к жесткой кредитно-денежной политике; стабилизация валютного курса путем его фиксирования против инфляции предложения: сдерживание роста факторных доходов и цен; борьба с монополизмом в экономике | ||
Кредитно-денежная политика, также как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении. В то же время повышение значимости кредитно-денежных и финансовых методов воздействия государства на современную экономику отнюдь не исчерпывает проблемы регулирования рынка. Население оценивает деятельность государства, его органов прежде всего по динамике параметров экономического роста, динамике качества жизни. Это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Социальная политика
Статья 7 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Экономическая теория социального государства возникла после второй мировой войны и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальных отраслей и программ. Социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения на нем, механизмы функционирования и контроля для достижения следующих целей:
q развития и устойчивой работы отечественного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность для страны;
q реального участия граждан в управлении производством, общественной и государственной жизни;
q осуществления тарифной политики в интересах работодателя и работника;
q социальной защиты и поддержки нуждающихся;
q проведения политики справедливого распределения доходов, социальной солидарности граждан;
q активной социальной политики и социального партнерства.
Социальная политика всегда связана с отношениями между людьми по поводу использования ими материальных и духовных благ и должна рассматриваться как часть общей экономической политики, конечной целью которой является повышение благосостояния населения.
Социальная политика – совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми. Основные направления социальной политики государства показаны на схеме 68.
Схема 68.
Обеспечение определенного стандарта благосостояния для всех членов общества | Обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей для предпринимательства и труда |
· Перераспределение доходов в обществе · Выплаты пенсий и пособий нетрудоспособным, малообеспеченным и безработным · Общее образование и необходимая медицинская помощь для всех | · Либерализация бизнеса · Поощрение малого бизнеса · Поддержка высокой занятости · Регулирование трудовых отношений |
Важнейшим направлением социальной политики является государственная политика доходов. Она направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Государство перераспределяет доходы путем выплат социальных трансфертов, введением минимальных ставок заработной платы, а также изменения цен, устанавливаемых рынком. Однако перераспределение доходов внутри общества ведет к снижению экономической эффективности, которое американский экономист А. Оукен сравнил с «дырявым ведром». Масштабы утечки из этого ведра определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор.