Осмотр автомототранспортных средств
Согласно ст.16 Закона Республики Казахстан от 1 июля 2003 года №446-II«Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственностивладельцев транспортных средств», при причинении вреда имуществу, потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику, для осмотра и организации независимой экспертизы (оценки),в целях определения размера, подлежащих возмещению убытков.
Подготовка к осмотру.
Подготовка к осмотру зависит от поставленных перед экспертом или оценщиком в договоре задач.
Для оценщика – юридического лица – осмотр проводит специально подготовленный специалист оценщика (оценщик, помощник оценщика) (далее в этом разделе – специалист).
Для проведения квалифицированного осмотра специалист должен быть оснащен фотокамерой и, по необходимости, простейшим мерительным инструментом.
В случае необходимости, (по требованию специалиста) место осмотра должно быть оснащено смотровой ямой, подъемником, диагностическим оборудованием и т.п.
Автомототранспортное средство предъявляется на осмотрв чистом виде и осматривается в условиях, обеспечивающих возможность проведения качественного осмотра.
Заказчиком предоставляетсясвидетельство о регистрации ТС или паспорт ТС. Для поврежденного ТС желательно предоставить протокол об административном правонарушении (справку об аварии - ДТП), с приложением схемы ДТП, объяснительными участников ДТП, описанием зафиксированных на месте ДТП повреждений. При отсутствии регистрационных документов для идентификации ТС, допускается использовать данные справки-счета, договора купли-продажи или контракта на поставку ТС.
В случае необходимости специалист имеет право затребовать нотариально заверенный перевод содержания сопроводительных документов на ТС.
Заинтересованные лица извещаютсязаказчиком. Извещение в обязательном порядке должно быть персонифицировано, в нем указывается дата, время и место проведения осмотра. Извещение, осуществляется телеграммой с уведомлением о вручении, либо вручается лично.
Извещениедолжно быть отправлено адресату не позднее, чем за 3 рабочих дня, до проведения осмотра, не считая дня отправления и необходимого времени на дорогу до места осмотра.
Осмотр.
Осмотр ТС осуществляется в присутствиизаказчика услуги (или его доверенного представителя) и, всех других заинтересованных лиц (сторон).
Осмотр ТС может проводиться в отсутствии заинтересованных лиц (с обязательной отметкой в Акте осмотра), если они не явились на осмотр.
Осмотр ТС проводится специалистом оценщика визуально(органолептическим методом), а в случае необходимости (по решению специалиста) с использованием и диагностических и технических средств.
Фотосъемка ТС.
Фотосъемку ТС следует проводить в дневное время, при этом ТС должно быть равномерно освещено естественным источником освещения (солнцем), по возможности фотосъемка не проводится в тени деревьев, зданий и т.п.
При проведении фотосъемки в условиях недостаточной освещенности используется фотовспышка или дополнительные источники освещения.
Фотосъемка ТС должна обеспечивать идентификацию и полноту фиксации повреждений ТС. С целью систематизации, запечатленного на фотоснимках материала, и раскрытия его содержания в логической последовательности фотографирование производится от общего к частному.
В этих целях выполняют три вида фотосъемки ТС методом последовательного прилежания:
-обзорную;
- узловую;
- детальную.
При фотосъемке фотоаппарат располагают на центральной оси объекта съемки или на высоте повреждений, при этом задняя стенка фотоаппарата должна быть параллельна фотографируемой плоскости объекта.
При проведении фотосъемки следует избегать искажения фотоснимков, за счет пользования трансфокатором. Масштаб изображения рекомендуется изменять за счет изменения расстояния от фотокамеры до объекта. Если объект съемки не входит в кадр, допускается изменение ориентации кадра с горизонтального на вертикальное и наоборот.
Обзорная фотосъемка
Обзорная фотосъемка (средний и общий план) – это съемка самого поврежденного ТС без охвата или с охватом окружающей его обстановки.
В зависимости от расположения повреждений допускается съемка передней, задней или боковой частей кузова ТС - угловая съемка. В кадре просматривается вся передняя или задняя часть и вся боковая поверхность с повреждениями.
При проведении обзорной фотосъемки ТС, объект фотосъемки должен занимать весь кадр или значительную (более 85%) его часть, с оставлением по границам кадра минимального свободного пространства.
Узловая фотосъемка
Узловая фотосъемка (крупный план) – съемка отдельных, наиболее важных частей ТС с повреждениями.
На узловом фотоснимке объекты изображаются крупным планом, таким образом, чтобы можно было определить форму и характер повреждений, взаиморасположение следов на поврежденном ТС.
Если повреждения расположены в передней части кузова ТС (капот, решетка радиатора, блок-фары, указатели поворота, накладка номерного знака, бампер), то фотографируется передняя часть кузова ТС.
Если повреждения расположены в задней части кузова ТС (задний бампер, крышка багажника, панель задка, задний фонарь), то фотографируется задняя часть кузова ТС.
Если повреждения находятся на угловой детали в передней части кузова ТС (правое или левое крыло, боковые указатели поворота, молдинги крыльев, законцовки переднего бампера), то фотографируется как боковая, так и передняя части кузова ТС в месте их сопряжения.
Если повреждения находятся на боковой поверхности кузова ТС (правое или левое крыло в месте соприкосновения с передней дверью, передняя и задняя дверь, правое или левое заднее крыло в месте соприкосновения с задней дверью), то фотографируется поврежденный узел кузова ТС с ближайшим конструктивным элементом.
Если повреждения находятся на угловой детали в задней части кузова ТС (правое или левое крыло, молдинги крыльев, законцовки заднего бампера), то фотографируется как боковая, так и задняя части кузова ТС в месте их сопряжения.
Детальная фотосъемка.
Детальная фотосъемка – проводится для фиксации отдельных деталей, повреждений кузова и следов столкновения ТС. Детальные фотоснимки должны нести максимум информации, чтобы по ним было возможно определить степень и характер повреждений ТС, пространственные характеристики запечатленных на фотоснимке повреждений.
Детальная фотосъемка производится таким образом, чтобы оптическая ось (центр) объектива располагались на одном уровне с повреждениями или следом столкновения, при этом масштабная линейка и повреждения (следы) должны быть четкими.
Все повреждения ТС, описанные в Акте осмотра, в том числе находящиеся внутри отсеков (подкапотное пространство, пассажирский отсек, багажное отделение), должны быть зафиксированы на фотоснимках.
Детальная фотосъемка проводится в случаях, когда с помощью обзорных или узловых фотоснимков невозможно определить форму, размеры и характер повреждений, взаиморасположение следов на поврежденном ТС.
При детальной фотосъемке в плоскости повреждений и следов столкновения должна располагаться масштабная линейка. Масштабная линейка может располагаться как вертикально, так и горизонтально.
Если имеется возможность установить направление следа столкновения или деформации, по характеру деформации или другим признакам, это направление и признаки необходимо зафиксировать на фотоснимке.
Для получения более полной информации об идентификации, износе ТС необходимо зафиксировать на фотоснимках:
- показания одометра;
- идентификационный (VIN) номер ТС, номер кузова ТС, по возможности номер двигателя и шасси (рамы);
- шины и диски с маркировкой.