Особенности трактовки предмета и метода
Послевоенные учебные курсы микроэкономики практически полностью присоединились к определению предмета экономической теории, данному Л. Роббинсом в 1935 г. в статье «Предмет экономической науки». Л. Роббинс писал: «Экономическая наука — это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление». Это определение полемически противопоставляется определению, данному А. Маршаллом в его «Принципах экономической теории». А. Маршалл считал, что «экономическая наука занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния».
Л. Роббинс полагал, что Маршалл понимает предмет экономической науки слишком узко и слишком «материально». На самом деле предмет — шире. Экономическая наука должна изучать скорее процесс принятия решений субъектом в определённых ограничениях при определённой целевой функции. Уточняя, о каких именно решениях идёт речь, Л. Роббинс ограничил предмет сугубо экономическими процессами. Г. Беккер в книге «Экономический подход к человеческому поведению» (1976) и в статье «Экономический анализ и человеческое поведение» (1987) расширил трактовку Л. Роббинса, выдвинув экономическую науку в качестве универсальной науки о человеческой деятельности.
Современные учебные курсы, стараясь впитывать все новые веяния науки, в то же время сохраняют преемственность и стабильность основного содержания. В учебнике Д. Хаймана предмет исследования формулируется в самом общем виде следующим образом: «Современная микроэкономика — наука о принятии решений ...микроэкономика детально рассматривает экономические взаимоотношения... Анализ бесчисленных Решений, принимаемых ежедневно менеджерами, потребителями, рабочими, инвесторами — ключ к пониманию того, как функционирует экономика». Далее Д. Хайман уточняет своё определение науки и её предмета:
«Экономическая теория изучает решения, принимаемые в обществе при распределении дефицитных ресурсов между различными вариантами их использования. Такие ресурсы, как труд, здания и сооружения, оборудование, сырье — ограничены».
Таким образом, Д. Хайман воспроизводит умеренное, ориентированное именно на экономику, понимание предмета, избегая как слишком «материалистической» трактовки А. Маршалла, так и слишком общей трактовки Г. Беккера.
С начала XX в. в учебных курсах микроэкономического анализа изменялось и понимание метода экономической теории. Менялись и взгляды на методику её преподавания. В 1940-1950-е гг. главной задачей преподавания стало внедрение методов математического анализа. Об этом свидетельствует учебник Гарвардского университета, написанный Дж. Хендерсоном и Р. Квандтом в 1958 г. Он был высоко оценён такими выдающимися исследователями, как Э. Хансен, У. Баумоль, Э. Чемберлин. В учебнике излагается курс микроэкономического анализа для неэкономических специальностей, полностью переложенный на язык математики. Повсеместное внедрение математических методов как в научные исследования, так и в изложение учебного материала, позволило более строго и стройно изложить основные теоретические положения, проверить теоретические системы на внутреннюю логику, облегчило проверку теорий с помощью статистических данных.
Главной опасностью повсеместного изучения микроэкономического анализа в математической форме стала возможность отрыва абстрактных моделей от практических задач, стоящих перед конкретными людьми в потреблении, производстве и сбыте. Поэтому математические модели дополнялись фактическим материалом: приводились примеры реальных задач, которые можно решить с применением математических методов, моделирования. В работе У. Баумоля «Экономическая теория и исследование операций» (1962) обращается особое внимание на вопросы применения математических моделей в реальной экономической деятельности. Эта тенденция усиливалась, начиная с 1970-х гг. В этот период, как заметил П. Самуэльсон, усилился массовый интерес к неоклассическим теориям, росло разочарование в кейнсианских методах анализа и регулирования экономики. Поэтому микроэкономический анализ стал широко внедряться в прикладные области экономических исследований. Курсы микроэкономики также стали все больше ориентироваться на рассмотрение практических проблем. В результате произошло как бы «раздвоение» курсов: прикладные (с облегчённым математическим аппаратом) и «продвинутые» (с усложнённым изложением математических методов анализа экономики).
Из прикладных в качестве примера можно привести учебники Ч. Коула «Микроэкономический анализ. Современный подход» (1973) и Д. Хаймана «Современная микроэкономика: анализ и применение» (1988). Последний относится к «новой волне» учебной литературы. Из сложных, насыщенных высшей математикой учебников можно назвать «Микроэкономический анализ» Х.Р. Вериена (1984).
В методе, используемом для изложения микроэкономики, отразилась компьютеризация учебного процесса, произошедшая в 1980-е гг. Широко стали внедряться таблицы, графики, задачи, упражнения, которые легко заложить в компьютер и приспособить для самостоятельного изучения в режиме диалога с компьютером.
Дидактический подход к преподаванию микроэкономики в послевоенные годы быстро эволюционировал в сторону массового применения тестового контроля, решения задач, разбора ситуаций, моделирования экономических процессов в играх, в том числе и компьютерных.
Структура курса микроэкономики в целом сохраняет «костяк», заложенный ещё в работе А. Маршалла. После вводных определений предмета и метода исследования идут определения рынка, его структура, а затем — изложение теории цен, начиная с изложения законов спроса, поведения потребителя и кончая законами равновесия фирмы. Потом излагается теория рынков и условия рыночного равновесия. Третья часть посвящается вопросам распределения ресурсов, формирования доходов. За этим разделом следует раздел общего рыночного равновесия, который дополняется в послевоенные годы теорией благосостояния.
Эта структура меняется и дополняется в зависимости от развития экономической науки и смены лидирующих теоретических школ.
По сравнению со структурой, предложенной А. Маршаллом, более поздние курсы микроэкономики расширили изложение теории рыночного поведения потребителя; стандартизировался подход к изложению теории фирмы, особенно теории периодов производства, закономерностей движения отдачи факторов производства и издержек; теория рынков была дополнена рассмотрением видов несовершенной конкуренции, изменены акценты в изложении теории рынка ресурсов, введены в изложение теории неопределённости и информации, «человеческого капитала». Отличие современных курсов от микроэкономики начала века заключается в рассмотрении ограниченности рыночного механизма, возможности «провалов рынка», куда включаются внешние эффекты, производство общественных благ, обеспечение социальной справедливости.
В 1970-е гг. учебные курсы все большее внимание стали уделять таким явлениям, как неопределённость, риск, ожидания. Признавая, что рыночный механизм имеет недостатки, авторы учебников сделали акцент на свободе выбора отдельного человека как на основном атрибуте рынка. Сказать влияние австрийской школы на неоклассическую теорию. В 1980-е гг. в учебных курсах усилился индивидуализм и психологизм в подходе к микроэкономическому анализу.