Формы контроля самостоятельной работы, творческого задания студентов
1.Проверка составления презентаций по теме занятия.
2.Проверка составления глоссария основных категорий по теме.
3.Проверка рефератов и докладов.
4. Тестирование.
Форма текущего контроля знаний и освоенных компетенций
1.Собеседование о форме, содержании, принципах, тенденцях и направлениях, резервах повышениях конкурентоспособности региональной экономики
2. Фиксация внимания студентов на содержании тенденций и направлениях, резервах повышения конкурентоспособности в региональной экономике;
3. Защита докладов и тем рефератов. Дискуссия по итогам круглого стола.
Общие критерии оценки результатов освоения дисциплины
Нормы оценки знаний предполагают учёт индивидуальных особенностей студентов, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний, умений, уровня формирования компетенций.
В устных и письменных ответах студентов на практических (семинарских) занятиях, в сообщениях и докладах, эссе и других формах аудиторной и самостоятельной работы, а также в текущих контрольных работах учитываются: глубина знаний, владение необходимыми умениями (в объеме программы), логичность изложения материла, включая обобщения, выводы, соблюдение норм литературной речи.
Оценку «отлично» заслуживает студент, твёрдо знающий тему доклада, системно и грамотно излагающий его, демонстрирующий необходимый уровень компетенций, чёткие, сжатые ответы на дополнительные вопросы, свободно владеющий понятийным аппаратом.
Оценку «хорошо» заслуживает студент, проявивший полное знание излагаемого материала, демонстрирующий сформированные на достаточном уровне умения и навыки, указанные в программе компетенции, допускающий непринципиальные неточности при изложении ответа на вопросы.
Оценку «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знания излагаемого материала в целом, но не усвоивший детали, допускающий ошибки принципиального характера, демонстрирующий не до конца сформированные компетенции, умения систематизировать материал и делать выводы.
Оценку «неудовлетворительно» заслуживает студент, не раскрывший излагаемый материал, не умеющий систематизировать информацию, делать необходимые выводы, чётко и грамотно отвечать на заданные вопросы, демонстрирующий низкий уровень овладения необходимыми компетенциями.
Разработчик (и) ФОС к.э.н., доцент_____ ___________ Кулешова А.В.
подпись
«____»___________ 2015 г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Сочинский государственный университет»
Факультет экономики и процессов управления
Кафедра Административного управления и региональной экономики
ДЕЛОВАЯ ИГРА
По дисциплине «Конкурентоспособность региональной экономики»
Деловая игра
"Конкуренция, конкурентная разведка и конкурентоспособность»
Основное назначение игры - отработка "на практике" приемов завоевания рынка, стратегий развития компаний, изучения ключевых принципов конкурентной борьбы.
Концепция игры
В игре участвуют 4 команды. Длительность игры - 1 или 2 занятия в зависимости от уровня подготовки игроков.
Цели игры:
- Установление контроля над рынком. «пять сил: М. Портера
• угроза со стороны существующих конкурентов;
• угроза появления товаров-заменителей или услуг-заменителей, конкурентно-способных с точки зрения цены;
• угроза появления новых или потенциальных конкурентов;
• угроза со стороны поставщиков сырья и комплектующих;
• угроза со стороны потребителей товаров и услуг. - Выдавливание или поглощение конкурентов.
- Достижение личной победы (по очкам).
Ожидаемый результат: а) выявление сильных и слабых мест у конкурентов. б) потенциально возможный комплекс конкурентных преимуществ в результате шпионажа
Участники: роли: 1) заказчики исследования - представители органов управления в регионе; 2) исполнители - группа разведчиков региона;
Игра может проводиться в командном варианте (команда - отрасль, регион образуют 2 и более игроков). Две и более команды (в зависимости от игровой карты) могут образовывать союзы.
Особенность союзной игры в том, что у каждой из команд есть как общие цели (победа над противоположным союзом), так и конкурентные - победить в общем зачете. В свою очередь индивидуальная победа определяется числом и качеством сохраненных «основных средств», а также числом поглощенных/выдавленных с рынка средств оппонентов.
Игра идет на карте рынка. Можно называть ее схемой города,региона или страны. Каждая клетка на карте рынка – это сегмент (группа потребителей). Несколько сегментов объединяются в районы с ключевым сегментом в центре (центр дистрибуции района). Число потребителей или сегментов, которые обслуживаются в данной точке дистрибуции обозначено числом в клетке ключевого сегмента.
Каждые 10 клиентов (потребителей) приносят отрасли, другому субъекту 1 денежную единицу, которую можно направить на пополнение бюджетов продуктов, находящихся в данном районе на конец хода. Каждая отрасль имеет стартовый набор продуктов.
Для внедрения продуктов на рынок и получения контроля над ним отрасль пользуется услугами агентов. Скорость проникновения продуктов на рынок через агента определяется типом продукта и типом сегмента. Для установления контроля над группой сегментов необходимо ввести свой продукт в ключевой сегмент и удержать его в течение 1 хода.
Все действия и бездействия фирмы приводят к расходу финансов. У каждого продукта есть бюджет. В каждый тур из этого бюджета списываются финансы.
Бюджет продукта можно пополнить, если продукт находится на контролируемой фирмой территории (агент должен посетить офис/представительство отрасли, холдинга) в конце своего хода.
Если продукты вступают в конкурентную борьбу, то ее результаты зависят от сегмента рынка, на котором происходит конкуренция, типов конкурирующих продуктов и текущего рейтинга продуктов (насколько потребители доверяют этому продукту).
В результате конкуренции рейтинг продуктов снижается. Если рейтинг становится очень маленьким, продукт вытесняется с рынка. При значительном превосходстве одной конкурирующей стороны над другой (в данном сегменте) возможен захват продукта слабейшей стороны - продукт переходит под контроль более сильного конкурента (корпоративный захват).
Захват продукта может возникнуть и при полной растрате бюджета данного продукта (агент переходит на сторону конкурента из-за задержек в финансировании).
Подготовка кейсов к конкретным ситуациям. Данная деловая игра способствует формированию конкурентных преимуществ (отрасли, региональной экономике). Суть заданий для кейса:
а) проведение диагностики конкурентных преимуществ;
б) разработка конкурентных стратегий для стратегических единиц бизнеса региональной экономики;
в) формирование комплекса реальных и потенциальных конкурентных преимуществ;
. г) предложение мероприятий по практической реализации потенциальных конкурентных преимуществ;
Деловая игра предусматривает подробный анализ отчетов студентов о проделанной во внеурочное время самостоятельной работе:
- по проведению анализа конкурентных стратегий региональной экономики;
- выявлению конкурентных преимуществ;
- предложения по сохранению или изменению действующих конкурентных стратегий;
- формированию мероприятий по реализации потенциальных конкурентных преимуществ.
Основные положения |
Место деловой и конкурентной разведки в обеспечении экономической безопасности бизнеса. Понятие, базовые положения, способы конкурентной разведки. Цели конкурентов и анализ их стратегии. 2. Конкуренция и конкурентная разведка.Конкурентная среда, виды добросовестной и недобросовестной конкуренции. Конкурентная разведка и бенчмаркинг. Российская специфика конкурентной борьбы. 3. Роль бизнес-разведки в принятии управленческого решения. Бизнес-разведка и безопасность бизнеса. 4. Нормативно-правовая база ведения бизнес разведки. Комментарии к законам «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О частной детективной и частной охранной деятельности в Российской Федерации». 5. Основные направления ведения деловой разведки. Возможности деловой разведки. Особенности деловой разведки в Российской Федерации. Деловая разведка и управление фирмой (предприятием). Почему деловая разведка сегодня нужнее фирме, чем вчера? 6. Человеческий фактор в деловой разведке. Защита персонала и защита от персонала. Основные правила развития системы обеспечения персонала информацией о конкурентах. · 7. Технология деловой разведки: Информационно-поисковая работа и ее источники. Мировые информационные ресурсы. Российские информационные агентства. Информационно-аналитическая работа. Сбор и анализ, хранение, распространение, представление результатов лицу, принимающему решение поинформации. Классификация информации. Оценка информации по достоверности, полноте, ценности, актуальности, толерантности и другим характеристикам. Аналитические методы обработки информации. Методика проверки делового партнера и конкурента. Экспертные методы. Метод «мозгового штурма». Аналитическая обработка СМИ. Метод контент-анализа. Подготовка аналитических документов. Аналитическая справка. Аналитический отчет. Составление «профилей» предприятия и личности. Прогнозирование благонадежности партнеров предприятия. Анализ безопасности деловых предложений и контрактов. 8. Промышленная контрразведка. Общие положения и цикл промышленной контрразведки. Основные направления деятельности контрразведывательного подразделения службы безопасности предприятия. 9. Бизнес разведка и промышленный шпионаж – этика использования методов и средств.Технические средства промышленного шпионажа и средства их обнаружения. Практическая демонстрация средств противодействия промышленному шпионажу. 10. Организация Интернет-разведки на предприятии.Основные направления Интернет - разведки. Применение новейших информационных технологий для извлечения критичной информации из сети Интернет. Российские информационно-аналитические системы (Функциональные возможности, принципы работы, информационные источники). 11. Организация службы бизнес разведки. Цели и задачи службы. Взаимодействие службы Бизнес разведки с другими структурными подразделениями предприятия. Внешние и внутренние информационные потоки на предприятии. Требования к специалистам КР. |
Контролируемые компетенции: ОК-3, ПК-6,ПК-12; ПК-22;
ОК-3 - способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;
ПК-6- владение навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социавальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и уреждений, политических партий, оьщественно-политических, коммерческих и некомммрческих организаций;
ПК-12- способность разарабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации госудврственных (муниципальных) программ;
ПК-22- Умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов
6. Критерии оценки:
Оценку «отлично» заслуживает студент, твёрдо знающий программный материал, системно и грамотно излагающий его, демонстрирующий необходимый уровень компетенций, чёткие, сжатые ответы на дополнительные вопросы, свободно владеющий понятийным аппаратом.
Оценку «хорошо» заслуживает студент, проявивший полное знание программного материала, демонстрирующий сформированные на достаточном уровне умения и навыки, указанные в программе компетенции, допускающий непринципиальные неточности при изложении ответа на вопросы.
Оценку «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знания только основного материала, но не усвоивший детали, допускающий ошибки принципиального характера, демонстрирующий не до конца сформированные компетенции, умения систематизировать материал и делать выводы.
Оценку «неудовлетворительно» заслуживает студент, не усвоивший основного содержания материала, не умеющий систематизировать информацию, делать необходимые выводы, чётко и грамотно отвечать на заданные вопросы, демонстрирующий низкий уровень овладения необходимыми компетенциями.
Разработчик
К.э.н., доцент _________________ Кулешова А.В.
«___» ___________ 2015 г.