Подпор и обработка статистических данных

Роль и значение курсовых работ в учебном процессе высшей школы

Выполнение и защита курсовой работы является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов над изучением экономической теории и других смежных экономических дисциплин.

По содержанию курсовая работа представляет собой краткое изложение результатов самостоятельно проведенного студентов научного исследования или обобщения опыта работы с выводами и предложениями ее совершенствованию. Она должна содержать элементы научного творчества, что предполагает изучение широкого круга экономической литературы, выявление дискуссионных вопросов, выработку собственного отношения к проблеме, обоснованную аргументами своих выводов и предложений.

Курсовая работа может выполняться с использованием фактологических данных, примеров из хозяйственной практики, нормативных и законодательных актов и других источников.

Успешное выполнение курсовой работы требует от студента известной самостоятельности мышления, умения логически правильно и убедительно излагать свои мысли при экономическом анализе сложных теоретических вопросов и проблем, обоснованно объединить теорию с практикой.

Основной целью выполнения и защиты курсовой работы по экономической теории является закрепление полученных на кафедре знаний и приобретение навыков самостоятельного анализа экономических процессов, происходящих на региональном, национальном или интернациональном уровнях, которые являются основой для планирования н прогнозировании тенденций их развития.

В процессе осознанного выбора, написании и защиты курсовой работы достигаются следующие учебные цели:

1) формируются навыки исследовательской работы с литературными источниками, нормативными актами и фактологическим материалом;

2) углубляются знания по отдельным разделам курса и в целом по экономической теории;

3) развиваются логическое мышление и умение обосновать целесообразность самостоятельных практических рекомендаций;

4) усваиваются разнообразные методы сбора, обработки и анализа статистических данных;

5) приобретаются умения лаконичного письменного изложения своих мыслей языком;

6) осуществляется взаимообмен знаниями, информацией по проблемам тематики работ во время их обсуждения на научно-методической конференции, семинарских и практических занятиях:

Кроме того, добросовестно выполненная курсовая работа, может быть, использовала в дальнейшем как первый этап разработки дипломного проекта, а также профессиональной деятельности будущего выпускника академии.

Студенты заочного отделения при выполнении курсовых работ по экономической теории имеют возможность связать теоретические вопросы с анализом хозяйственной деятельности конкретных предприятий с задачами форм бизнес-плана и повышения эффективности их работы. Тем самым обеспечивается более тесная связь теории с практикой, появляются возможности использовать оригинальный фактологический материал в теоретических исследованиях студентов. В конечном итоге это позволяет в курсовой работе фактологически обосновать авторские выводы и рекомендации.

Организация выполнения курсовых работ

Выбор темы работы

В организации учебного процесса кафедра придаст особое значение тематике курсовых работ. Она ежегодно пересматривается и обновляется с учетом новейших достижений научных исследований и особенностей экономического развития страны.

Выбор темы начинается с ознакомления перечня тематики курсовых работ (приложение 1), после чего студент выбирает интересующую его тему или предлагает свою.

выбранную тему необходимо согласовать с преподавателем и зафиксировать ее у методиста кафедры. Тем самым в учебной группе исключается дублирование по одной и той же теме курсовой, -,

Подбор литературы

Подбор литературы рекомендуется начать с выявления места избранной темы курсовой в кодификаторе нормативных актов. Необходимо изучить периодические издания, а также ведомственные газеты и журналы по экономике.

Отобранную литературу лучше всего записывать на отдельных карточках или специально отведенной для этого тетради. Такой метод позволяет сгруппировать литературу по вопросам будущего плана и изучить ее в определенной последовательности, а также существенно облегчает составление списка используемой в курсовой работе литературы.

Рекомендуется на каждой карточке оставить место для последующих пометок и записей (например, кратко изложить основное содержание литературного источника, переписать оглавление и т.п.)- После предварительного подбора литературы целесообразно пересмотреть ее перечень, исключить устаревшие издания и нормативные акты.

Затем студент подбирает необходимый фактологический материал, примеры из практики работы, анализирует информацию с целью предварительного определения проблемных вопросов для самостоятельного исследования.

Таким образом, подготовительный этап завершается выбором темы курсовой работы, накоплением аналитического материала и составлением библиографии по этой теме.

Изучение литературы

После выбора и согласования с кафедрой темы курсовой работы, а также предварительного ознакомления с литературой, начинается изучение основных источников. Как показывает опыт, для последующего изучения необходимо отобрать 10 - 12 источников. На этом этапе успех изучения литературных источников во многом зависит от правильной организации труда.

Начать рекомендуется с просмотра соответствующего раздела учебника или учебных пособий, рекомендованных кафедрой в планах семинарских занятий. Другая часть литературных источников собирается из ранее составленной студентом картотеки.

Далее можно перейти к изучению специальной литературы: монографий сборников статей, информационных бюллетеней, периодических изданий, учебно-методических пособий. При этом следует продумывать прочитанное, выделять наиболее важные и сложные места, делать пометки на рабочих листах или в тетрадях, чтобы при повторном чтении их лучше уяснить.

При прочтении специальной литературы могут встречаться незнакомые слова и выражения. Объяснения их значений можно найти в энциклопедическом словаре, словаре иностранных слов и другой справочной литературе. При необходимости следует проконсультироваться у преподавателей на кафедре.

Целесообразно каждый выписанный абзац озаглавить соответствующей проблемой. Это поможет сгруппировать собранный материал но соответствующим разделам и вопросам курсовой работы.

Подпор и обработка статистических данных

Использование статистических данных необходимо практически при работе по каждой теме экономической теории. Статистические данные должны быть широко привлечены для того, чтобы показать динамику роста илипричинную взаимосвязь экономических явлений, производительности интенсивности труда, а также других микроэкономических показателей.

Важными источниками статистических данных являются статистические сборники и отраслевые справочники. Аналитические .данные по экономике России и другим странам публикуются в ежемесячных журналах; «Вопросы экономики». «Российский экономический журнал», «Экономист», и др. Сведения о денежно-кредитных отношениях деятельности Банка России содержатся в таких изданиях, как «Деньги и кредит», «Финансы», «Коммерсант».

Используя рекомендуемые источники, следует помнить, что статистические данные являются ценными для исследователя только в том случае, если подтверждают какие-либо выводы автора или с их помощью делаются выводы и обобщения.

Очень важно правильно проанализировать статистический материал, научно обработать и привести его к сопоставимым единым измерением. Особенно внимательно нужно относиться к данным из различных источников, обращать внимание на их взаимосвязь и сопоставимость.

Цифровой материал лучше, представлять ввиде таблиц, графиков или диаграмм с пояснениями, анализом и выводами. Таблицы, графики, диаграммы должны быть пронумерованы, озаглавлены и иметь ссылку на источник данных.

Наши рекомендации