Глава 3. Роль государства в формировании рыночных отношений в современной России
Реформы имеют смысл лишь в том случае, если они:
стимулируют рост производства;
улучшают жизнь народа;
умножают совокупную мощь страны.
Дэн Сяопин
§ 3.1 Способы и средства, принимаемые государством в целях развития экономики
Экономическая реформа народного хозяйства России имеет глубокие корни и является составным звеном радикального обновления сложившейся социально-экономической системы. Она знаменует собой переход к качественно новой модели хозяйствования. Необходимо определить систему целей и приоритетов ее будущего развития невозможно без учета современных общемировых социально-экономических тенденций и процессов, а также ее положения в мире, традиций и менталитета[28].
Экономика является одной из главнейших составляющих общественной жизни, оказывающей непосредственное влияние на все сферы деятельности человека. В силу уникальности природы человеческой сути и разной истории организации общества не может быть универсальной экономическая политика государства. Положительные подходы и критерии, используемые в странах с развитой европейской демократией, могут быть неприемлемы для стран мусульманского мира.
Поэтому экономическая политика каждого государства должна быть гибкой и находиться в тесном взаимодействии с решаемыми задачами на конкретном этапе его исторического развития.
Решаемые задачи должны иметь геостратегический характер. Только при этом условии экономика страны будет носить комплексный характер, позволяющий равномерно развивать не только "прибыльные" отрасли, но и затратные (например, сельское хозяйство в России).
Мировой опыт становления и функционирования современной рыночной экономики диктует необходимость создания развитого рыночного механизма; учета конкретно-исторических особенностей страны; функционирования сложной системы социальных институтов, создания нерыночного сектора (экология, фундаментальная наука).
Ход начального этапа реформ в зеркале цифр социально-экономического развития России показал, что не были учтены особенности российской экономики, психологические установки и стереотипы массового сознания. Государство не имело опыта регламентации рыночных отношений.
Достаточно отметить, что в 1996 г. в России было 27 видов федеральных и 70 местных налогов. Для сравнения: в США их значительно меньше: 10 федеральных и 4 местных. Ставки основных видов налогов в некоторых странах (в том числе и в России) с небольшим сроком развивающейся рыночной экономики (%) в 2005 г. выглядят следующим образом[29].
Налог | Россия | Польша | Чехия | Китай | Индия | Казахстан |
Налог на прибыль | 37,5 | |||||
НДС | 8 - 32 | |||||
Подоходный налог |
В мире наблюдается тенденция к снижению налогов на доходы корпораций. Лидером в этом процессе является Европейский союз с 25,32% до 25,04%.
По оценкам специалистов[30], бюджетная система России организована таким образом, что направляет (еще с советских времен) преобладающую долю бюджетных ресурсов на воспроизводство бюрократии.
В последние годы постоянно растет объем внешнеторгового оборота России. По информации Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат), в 2012 экспорт стал равен $520,9 млрд, а импорт $322,5 млрд [31]. С каждым последующим годом Россия начинает все больше отстаивать свои интересы на международной арене.
Особенная роль в развитии экономических отношений в стране принадлежит Москве. В бюджет страны она вносит примерно 25%.
Ее собственный бюджет является крупнейшим среди других субъектов Российской Федерации по объему. В 2004 г. он составил около 390 млрд. руб., в 2005 г. - около 430, а в 2006 г. - более 460 млрд. руб[32].
В целом по стране основные параметры жизни населения в 2006 - 2008 г. несколько ниже московского региона.
Таким образом, государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии устранить различные последствия внешних эффектов.
Этих сфер с развитием экономики становилось все больше, и тем сложнеестановились формы государственного вмешательства в экономические процессы. На нынешнем уровне развития рыночного способа производства формы вмешательства государства приобрели настолько сложный вид, что рассмотреть все последствия экономической деятельности государства невозможно. Однако на современном этапе именно от государственной экономической политики зависит здоровье частного сектора экономики – основы рыночного хозяйства, а значит и всей страны.§ 3.2 Государство, экономика и социальная стабильность в обществе
Несмотря на рост экономического благополучия, Российское государство по-прежнему стоит перед решением нелегких экономических и социальных проблем. За 90-е годы объем ВВП России сократился почти в 2 раза и в 1999 г. составил 4,476 трлн. руб. По совокупному размеру ВВП Россия уступает США почти в 10 и Китаю в 5 раз. Размер ВВП на душу населения в России примерно в пять раз ниже среднего показателя стран "большой семерки".
Динамика роста экономики в ВВП в России за последние годы такова: 2003г.-7,3%; 2004г.-7,2%; 2005г.-6,4%; 2006г.-8,2%; 2007г.-8,5%; 2008г.-5,2%; 2009г.- -7,8%; 2010г.-4%; 2011г.-4,3%. Рост ВВП России в 2012 году, по предварительной оценке, составил 3,4%, что ниже официального прогноза и озвученной ранее правительством оценки в 3,5%.[33] ВВП России в феврале 2013 года вырос в годовом выражении на 0,1% по сравнению с январем 2013 года, а с исключением сезонного и календарного факторов показатель снизился на 0,1%. Об этом сообщил заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач. За январь-февраль 2013 года рост ВВП составил 0,9%.[34]
В России продолжается рост дифференциации населения по доходам. Отмеченные негативные факторы не прибавляют стабильности общественным отношениям и являются предупреждением государственным структурам о необходимости внесения изменений в проводимую социально-экономическую политику.
Население страны связывало большие надежды с происходящими во всех сферах общественной жизни изменениями в начале 90-х годов XX столетия. "Ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд. Более того, некоторые представители этих сообществ, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан"[35]
Начиная с начала 90-х годов XX столетия продолжается ежегодный отток капитала из России. Например, в 2004 г. он увеличился в 4 раза и составил порядка 8 млрд. долл. Объем инвестиций в 2004 г. вырос на 39% и составил 9,4 млрд. долл. Для сравнения отметим, что в экономику коммунистического Китая в 2004 г. было вложено почти 60 млрд. долл. иностранных инвестиций.
Однако в последние годы наблюдается положительный инвестиционный климат в России: В 2010 году более половины общемирового объема прямых иностранных инвестиций было направлено в экономику динамично развивающихся стран, и Россия, как один из лидирующих развивающихся рынков, в предкризисные годы представляла собой центр притяжения иностранных инвестиций. Согласно данным Ernst & Young European Investment Monitor за 2011 год, Россия заняла в 2010 году четвертое место среди европейских стран по уровню инвестиционной привлекательности[36].
По инвестиционной привлекательности Россия находится на 116 месте, а по уровню развития инфраструктуры - на 115 месте. Именно эти характеристики определяют приоритеты государства в формировании национальных программ.
По ежегодно составляемому Всемирным экономическим форумом докладу о конкурентоспособности разных стран Россия в 2012 г заняла 67 место, возглавила рейтинг Швейцария.[37]
Уровень инфляции в России стабилизировался и наблюдается неустойчивая тенденция его снижения, но пока он еще достаточно высок –7 %. за 2012 год. Для сравнения, в Германии в том же году инфляция составила 2,1%.
Внешнеторговый оборот России в 2012 году составил 876,9 млрд. долларов.
Сальдо внешнеторгового баланса 191,5 млрд. долларов и было положительным[38].
По оценке Международной организации труда (МОТ), средняя ежемесячная зарплата за 2012 г. в ряде стран составляла: Япония - 3600 долл.; США - 4100; Германия - 3900; Швеция-3400; Казахстан-600; Россия – 760.[39]
Приведенные экономические показатели наглядно свидетельствуют о прямой связи между уровнем жизни населения и политической стабильностью в государстве. В этом заключается одна из главных составляющих, характеризующих взаимосвязь государства, права и экономики. Народное недовольство никогда не возникает из ничего. Чаще всего в его основе лежит экономический фактор.
Как уже отмечалось, уровень жизни населения является одним из основных показателей эффективности (и стабильности) государственного управления. Государство может применять различные методы в формировании экономических отношений: жесткое государственное регулирование (Казахстан); сочетание рыночных и административных методов (Белоруссия и в определенной степени Россия). При этом они в обязательном порядке не должны допускать многолетнюю нищету населения. Этот фактор является благодатной почвой для возникновения "цветных революций" с различными негативными последствиями для населения (в любом случае), государства (падение экономических показателей) и стоящих у власти руководителей (в первую очередь).
§ 3.3 Проблемы формирования рыночных отношений в современной России
Экономика России на данном этапе развития находится в переходном периоде. И от принятых сейчас мер зависит будущее нашей великой державы. После тяжелого кризиса 90-х годов Россия, наконец, выходит на путь развития и подъема экономики.
Представляются перспективными следующие направления в использовании правовых методов решения экономических проблем в России:
- нельзя допускать чрезмерного скопления денег на одних рынках и их нехватки – на других[40].
- не только установление целей социального развития, но и принятие конкретных мер по их достижению посредством разработки и принятия обоснованных концептуальных подходов к развитию экономики России;
- обеспечение реального равноправия различных форм собственности;
- правовое определение круга субъектов рыночных отношений и их полномочий в процессе возникновения различных правоотношений;
- запрещение антиобщественных, а значит, и противоправных форм и методов хозяйствования и коммерции под страхом возможности применения жесткой юридической ответственности;
- четкая регламентация досудебного и судебного порядка разрешения спорных ситуаций по поводу "рыночных" дел.
Таким образом, жизнь в очередной раз подтвердила, что нельзя, руководствуясь даже самыми благими намерениями, ускорить ход преобразований, игнорировать уроки мирового опыта и отрываться от жизни. Возрождение экономической мощи России возможно лишь при всемерной поддержке отечественного предпринимательства, сохранения и умножения интеллектуального и научно-технического потенциала, обращения к лучшим традициям ее многонационального народа.
Одной из первоочередных задач выхода из кризиса является стимулирование производства, деловой активности. Для этого со стороны государства необходимо осуществить:
- налоговые льготы;
- снижение процентных ставок по кредитам;
- освобождение от налогообложения прибыли, идущей на инвестиции
Помимо этого существует необходимость формирования институтов и субъектов рыночной экономики, ее правовой базы. Это позволит последовательно выдерживать магистральное направление реформы экономики. Кроме принятия "рыночной" правовой базы очень важно заставить ее работать на практике. В противном случае намеченные планы так и останутся нереализованными.
Российская экономика несет очень большие потери из-за того, что в основном ориентирована на торговлю сырьем. В 2012 году Россия заняла первые места в мире по экспорту нефтепродуктов, природного газа, азотных удобрений, чугуна, стальных полуфабрикатов, никеля, алюминия, круглого леса. 2-е место по нефти, вооружений, пиломатериалов, смешанных удобрений, аммиака. 3-е место угля, газетной бумаги, синтетического каучука, калийных удобрений[41]. В результате экономика России в целом зависит от цен на энергоресурсы, и при каждом их падение наблюдает и спад экономики.
Среди управленческих аспектов управления экономической реформой подчеркивается важность проведения жестких мер со стороны государства по осуществлению антимонопольной политики.
На первом этапе формирования фундамента нового типа экономики очень важным и своевременным был такой аспект управленческой деятельности, как поиск и обучение предпринимателей, знающих условия рыночной экономики и умеющих работать в новых условиях. Мировой опыт свидетельствует, что одной из постоянных задач государства является формирование управленческой культуры и деловой этики.
В.В. Путин, исполняя обязанности Президента России (после добровольной отставки Президента России Ельцина Б.Н., последовавшей в конце декабря 1999 г.), заявил, что на данном этапе роль государства в экономике не должна сводиться только к выработке правил игры (нормотворчеству) и контролю за их соблюдением. Для России это вопрос будущего.
Сейчас государство в этой сфере общественной жизни должно руководствоваться следующим принципом: "Государства там и столько, сколько необходимо; свободы там и столько, сколько нужно". По прошествии нескольких лет согласно приведенным выше показателям экономическая ситуация в стране заметно стабилизировалась. Однако от этого государство не должно утрачивать свою ведущую роль в разработке приоритетных направлений дальнейшего развития экономики.