Международная миграция работников в современной мировой экономике
Мир рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы.
Межд. (внешняя) труд миграция – перемещение населения ч/з гос-е границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в др стране. Внешняя миграция подразделяется на:- трудовую эмиграцию, т.е. выезд трудоспособного населения из страны пребывания; - труд иммиграцию, т.е. приезд, реэмиграция— возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.
Виды труд миграции: 1) безвозвратная; 2) временно – постоянная (от1 до 6 лет); 3) сезонная (до 1 года); 4) маятниковая (челночная, приграничная) – ежедневный переезд из 1 страны в др. и обратно; 5) нелегальная; 6) «утечка умов» - межд. миграция высококвалиф кадров. Размеры межд. миграции рабочей силы растут. В сер. 90-х гг в мире насчитывалось около 30 млн. трудовых мигрантов. С учётом членов их семей, сезон мигрантов, нелегальных иммигрантов и беженцев больше в 5-6 раз. В США нелегалов 4,5 млн., всё большее число стран вовлекается в процесс одновременной эмиграции и иммиграции. Например, Италия, Испания, Греция, Польша. Эк. рост в этих странах привёл к созданию большого числа новых рабочих мест, а соответственно к уменьшению безработицы. Повышение благосостояния населения значительно снизило привлекательность тяжелого, непрестижного труда для местных работников в последние гг. – тенденция к росту эмиграции высококвалифицированных специалистов. Влияние миграции рабочей силы на страны-импортёры в целом положительное. Они используют её как важный фактор развития пр-ва, особенно отраслей, непривлекательных для местных работников. В периоды ухудшения эк. конъюнктуры – иностранцы теряют работу первыми. Готовность иммигрантов трудиться за сравнительно низкую по стандартам данной страны зарплату позволяет сдерживать рост оплаты труда местных работников. Высококвалифицированные иностранные специалисты могут повысить конкурентосп-сть, способность освоения новых пр-в, экономить значительные ср-ва на подготовке специалистов. Отрицательные последствия: - усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной зарплаты соотв-х категорий местных работников. Страны – экспортёры рабочей силы получают дополнительные доходы от экспорта рабочей силы в форме валютных поступлений от эмигрантов. «утечка умов» ведёт к ослаблению интеллектуального потенциала страны-донора. Цель гос-го регулирования – достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников. Регулирование осущ-ся посредством 2-сторонних и многосторонних межправительственных соглашений, которые определяют числ-ть мигрантов, возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. (Россия с Германией и Финляндией). Ограничения на въезд: - профессиональная квалификация, -возрастной ценз, состояние здоровья, соц. и полит. ограничения. Метод гос. регулирования – количественное квотирование, иногда из определенных «нежелательных» стран экон. регулирование вкл: -уплату иммигрантами пошлины за трудоустр-во; -первоочередной приём иммигрантов, осущ-х инвестиции в эк-ку страны – реципиента; -налог на предпринимателей, исп-х труд иммигрантов; -ограничение времени пребывания. Развитые страны реализуют программы стимулирования реэмиграции (денежные выплаты при добровольном увольнении отъезде, профессиональная подготовка, которая позволила бы им претендовать на более высокооплачиваемую и престижную работу на родине). Также программы экон. помощи развитых стран регионам массовой эмиграции (созд-е в странах-донорах новых предприятий с целью приостановить новые потоки труд эмиграции, предоставление кредитов иммигрантам, желающим открыть на родине собственные предприятия)
В соответствии с классификацией МОТ различают пять основных типов современной международной миграции:переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;нелегальные иммигранты, в том числе иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся, тем не менее, трудовой деятельностью;беженцы — лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.
На труде иммигрантов держатся целые отрасли промышленности: во Франции они составляют 1/4 занятых в строительстве и 1/3 в автомобилестроении, в Бельгии — 50% всех горняков, в Швейцарии — 40% строительных рабочих..Общепризнанным остается факт разделения причин международной трудовой миграции на экономические и неэкономические.
К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся:различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, различие уровней заработной платы в разных странах, жизни, социального обеспечения;различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами;
несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;состояние национального рынка труда.
К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.
Международная миграция рабочей силы — явление сложное и, по своим последствиям, неоднозначное как для стран иммиграции, так и для стран эмиграции.
Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции.
Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г. по Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.
Согласно уставу, целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраной труда, безопасностью и распространением всех названных норм на иммигрантов и т.п.
Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства — от правительства, работодателей и профсоюзов.
Россия вышла на международный рынок труда на рубеже 1980-90-х. гг. Количество иностранных граждан, законно осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ, в 2007 г. возросло в 1,5 раза и составило 1 млн. 717 тыс. чел. С учетом нелегальной иммиграции общая численность трудовых мигрантов в России оценивается в 7 млн. Несмотря на значительное увеличение притока в Россию иностранной рабочей силы, внешняя трудовая миграция пока не оказывает существенного влияния на российский рынок труда. Удельный вес трудовых мигрантов не превышает 10% занятого населения России. Однако более весомо влияние иностранных работников на локальные рынки труда (Москвы, Московской и Амурской областей, Приморского и Хабаровского краёв).
Несмотря на то, что число государств-экспортеров рабочей силы в Россию давно превышает сотню стран, подавляющая часть въезжающей в РФ иностранной рабочей силы приходится на ограниченное количество государств. Так, на долю «большой пятерки» (Узбекистан, Таджикистан, Китай, Украина, Турция) приходится почти 70% всей иностранной рабочей силы. Трудовая иммиграция имеет положительные последствия для России. Как правило, иностранные рабочие заняты в России на трудоемких производствах, на которых не стремится работать местное население (в строительстве, в торговле, на транспорте, в лесном хозяйстве). Кроме того, увеличение масштабов легальной иммиграции позволит снять остроту демографической проблемы.
Российские нормативные акты предусматривают с 2007 г. новые формы работы с мигрантами. Это позволит сократить их нелегальную часть. На это работает и более упрощённый порядок регистрации, а также большая квота в 6 млн. чел. для безвизовых стран. Надо создавать благоприятные условия для тех иностранных граждан, которые наиболее полезны для России: это касается возраста, образования, близости культуры. С 2008 г. Россия перешла на использование иммиграционных квот, которые формируются по профессиям и уровням квалификации.
Отъезд россиян на заработки получил в 1990-х гг. значительно меньшее распространение, чем импорт рабочей силы. В среднем 1 млн. 150 тыс. россиян в год выезжают на работу за границу. Лишь 12% из них устраиваются работать легально через частные лицензированные организации и государственные структуры. Остальные трудоустраиваются самостоятельно, без социальных гарантий и отчислений в российский бюджет. Следовательно, среднегодовое соотношение экспорта и импорта легальной рабочей силы составляет 1:12, то есть Россия является по-преимуществу «принимающей страной». Маршруты российской трудовой миграции в основном совпадают с направлением потоков международной миграции – в страны ЕС (прежде всего на Кипр) и США. Меньше половины россиян направляются в страны ближнего зарубежья.
Кроме нелегального характера большей части трудовой эмиграции негативное значение имеет и «утечка умов»: среди трудовых эмигрантов 30% составляют высококвалифицированные работники (ученые, врачи, инженеры, программисты, писатели, музыканты, художники) и потенциальные специалисты (аспиранты, студенты, стажеры). Убытки России оцениваются специалистами в $25 млрд. ежегодно. С другой стороны, экспорт трудовых ресурсов с учетом высокой квалификации российских мигрантов может стать важным фактором валютных поступлений в нашу страну. По оценке, российские граждане, работающие за рубежом, ежегодно переводят на родину $10 млрд.
Основ направ: 30% занятых иност в Ливии,Саудов Аравии,Кувейте,Катаре.20-30% занят населе-Австралия, Ю-Африкан респ,Израиль,Сингапур.10-20%-Канада, Германия,Нидерланды