Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения

Примечание к решению типовых задач.

При решении типовых задач в табличном процессоре EXCEL и вручную, на калькуляторе из-за особенностей программы при округления цифр промежуточных расчётов некоторые из итоговых результатов могут отличаться. Это не является ошибкой, а лишь особенностью пакетного и ручного решения.

Задача 1.

Приводятся данные за 2000 год по территориям Северо-Западного федерального округа

Таблица № 1.

Территории Северо-Западного федерального округа Оборот розничной торговли за год, млрд. руб. Общая сумма доходов населения за год, млрд. руб.
А Y X
1.Респ. Карелия 9,4 19,1
2.Респ. Коми 16,7 37,3
3.Архангельская обл. 16,3 30,0
4.Вологодская обл. 12,1 27,5
5.Калининградская обл. 14,0 19,0
6.Ленинградская обл. 15,6 26,2
7.Мурманская обл. 20,5 39,5
8.Новгородская обл. 9,3 14,8
9.Псковская обл. 7,3 11,6
10.г.Санкт-Петербург1) 83,1 133,6
Итого 121,2
Средняя 13,47 25,0
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru 4,036 9,120
Дисперсия, D 16,289 83,182

1) Предварительный анализ исходных данных выявил наличие одной территории (г.Санкт-Петербург) с аномальными значениями признаков. Эта территория исключена из дальнейшего анализа. Значения показателей в итоговых строках приведены без учёта указанной аномальной единицы.

Задание:

1. Расположите территории по возрастанию фактора X. Сформулируйте рабочую гипотезу о возможной связи Y и X.

2. Постройте поле корреляции и сформулируйте гипотезу о возможной форме и направлении связи.

3. Рассчитайте параметры а1 и а0 парной линейной функции Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru

4. Оцените тесноту связи с помощью показателей корреляции (r) и детерминации (r2), проанализируйте их значения.

5. Надёжность уравнений в целом оцените через F-критерий Фишера для уровня значимости a=0,05.

6. По уравнению регрессии рассчитайте теоретические значения результата ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ), по ним постройте теоретическую линию регрессии и определите скорректированную среднюю ошибку аппроксимации - ε'ср., оцените её величину.

7. Рассчитайте прогнозное значение результата Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru , если прогнозное значение фактора ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ) составит 1,062 от среднего уровня ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ).

8. Рассчитайте интегральную и предельную ошибки прогноза (для a=0,05), определите доверительный интервал прогноза ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ; Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ), а также диапазон верхней и нижней границ доверительного интервала ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ), оценивая точность выполненного прогноза.

Решение:

1.Для построения графика расположим территории по возрастанию значений фактора Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru . См. табл.2. Если график строится в табличном процессоре EXCEL, то в исходной таблице фактор должен находиться на первом месте, а результат – на втором. Из графика может быть сделан вывод о возможной форме связи оборота розничной торговли (Y) с общей суммой доходов населения (X). В этом случае для описания зависимости следует построить несколько моделей разного вида и на основе оценочных характеристик выбрать оптимальную форму модели.

Таблица № 2.

Территории Северо-Западного федерального округа Общая сумма доходов населения за год, млрд. руб. Оборот розничной торговли за год, млрд. руб.
А Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru
1.Псковская обл. 11,6 7,3
2.Новгородская обл. 14,8 9,3
3.Калининградская обл. 19,0 14,0
4.Респ. Карелия 19,1 9,4
5.Ленинградская обл. 26,2 15,6
6.Вологодская обл. 27,5 12,1
7.Архангельская обл. 30,0 16,3
8.Респ. Коми 37,3 16,7
9.Мурманская обл. 39,5 20,5
Итого 225,0 121,2
Средняя 25,0 13,47
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru 9,120 4,036
Дисперсия, D 83,182 16,289

2.Обычно моделирование начинается в построения уравнения прямой: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru , отражающей линейную форму зависимости результата Y от фактора X.

3.Расчёт неизвестных параметров уравнения выполним методом наименьших квадратов (МНК), построив систему нормальных уравнений и решая её, относительно неизвестных а0 и а1. Для расчёта используем значения определителей второго порядка Δ, Δа0 и Δа1. Расчётные процедуры представим в разработочной таблице, в которую, кроме значений Y и X, войдут X2, X*Y, а также их итоговые значения, средние, сигмы и дисперсии для Y и X. См. табл.3.

Расчётная таблица № 3

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru
А
11,6 7,3 134,6 84,7 8,1 -0,8 0,6 5,9
14,8 9,3 219,0 137,6 9,4 -0,1 0,0 0,7
19,0 14,0 361,0 266,0 11,1 2,9 8,4 21,5
19,1 9,4 364,8 179,5 11,1 -1,7 2,9 12,6
26,2 15,6 686,4 408,7 13,9 1,7 2,9 12,6
27,5 12,1 756,3 332,8 14,5 -2,4 5,7 17,8
30,0 16,3 900,0 489,0 15,5 0,8 0,6 5,9
37,3 16,7 1391,3 622,9 18,4 -1,7 2,9 12,6
39,5 20,5 1560,3 809,8 19,3 1,2 1,4 8,9
Итого 225,0 121,2 6373,6 3331,0 121,2 0,0 25,4 98,5
Средняя 25,0 13,5 10,9
Сигма 9,12 4,04
Дисперсия, D 83,18 16,29
Δ= 6737,76
Δа0= 23012,4 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru 3,415
Δа1= 2708,91 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru 0,402

3.Расчёт определителя системы выполним по формуле:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru 9*6373,6 – 225,0*225,0 = 6737,76;

Расчёт определителя свободного члена уравнения выполним по формуле:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru 121,2*6373,6 – 3331,0*225,0 = 23012,4.

Расчёт определителя коэффициента регрессии выполним по формуле:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru 9*3331,0 – 121,2*225,0 = 2708,91.

4.Расчёт параметров уравнения регрессии даёт следующие результаты:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ; Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru .

В конечном счёте, Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru получаем теоретическое уравнение регрессии следующего вида:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru

В уравнении коэффициент регрессии а1 = 0,402 означает, что при увеличении доходов населения на 1 тыс. руб. (от своей средней) объём розничного товарооборота возрастёт на 0,415 млрд. руб. (от своей средней).

Свободный член уравнения а0 = 3,415 оценивает влияние прочих факторов, оказывающих воздействие на объём розничного товарооборота.

5.Относительную оценку силы связи даёт общий (средний) коэффициент эластичности:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru

В нашем случае, когда рассматривается линейная зависимость, расчётная формула преобразуется к виду:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru

Это означает, что при изменении общей суммы доходов населения на 1% от своей средней оборот розничной торговли увеличивается на 0,744 процента от своей средней.

6.Для оценки тесноты связи рассчитаем линейный коэффициент парной корреляции:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru

Коэффициент корреляции, равный 0,9075, показывает, что выявлена весьма тесная зависимость между общей суммой доходов населения за год и оборотом розничной торговли за год. Коэффициент детерминации, равный 0,824, устанавливает, что вариация оборота розничной торговли на 82,4% из 100% предопределена вариацией общей суммы доходов населения; роль прочих факторов, влияющих на розничный товарооборот, определяется в 17,6%, что является сравнительно небольшой величиной.

7.Для оценки статистической надёжности выявленной зависимости дохода от доли занятых рассчитаем фактическое значение F-критерия Фишера – Fфактич. и сравним его с табличным значением – Fтабл. По результатам сравнения примем решения по нулевой гипотезе Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru , то есть, либо примем, либо отклоним её с вероятностью допустить ошибку, которая не превысит 5% (или с уровнем значимости α=0,05).

В нашем случае, Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ; где Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru -число факторов в уравнении; Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru - число изучаемых объектов. Фактическое значение критерия показывает, что факторная вариация результата почти в 33 раза больше остаточной вариации, сформировавшейся под влиянием случайных причин. Очевидно, что подобные различия не могут быть случайными, а являются результатом систематического взаимодействия оборота розничной торговли и общей суммы доходов населения. Для обоснованного вывода сравним полученный результат с табличным значением критерия: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru при степенях свободы d.f.1=k=1 и d.f.2=n-k-1=9-1-1=7 и уровне значимости α=0,05.

Значения Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru представлены в таблице «Значения F-критерия Фишера для уровня значимости 0,05 (или 0,01)». См. приложение 1 данных «Методических указаний…».

В силу того, что Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru , нулевую гипотезу о статистической незначимости выявленной зависимости оборота розничной торговли от общей суммы доходов населения и её параметрах можно отклонить с фактической вероятностью допустить ошибку значительно меньшей, чем традиционные 5%.

8.Определим теоретические значения результата Yтеор. Для этого в полученное уравнение последовательно подставим фактические значения фактора X и выполним расчёт.

Например, Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru . См. гр. 5 расчётной таблицы. По парам значений Yтеор. и Xфакт. строится теоретическая линия регрессии, которая пересечётся с эмпирической регрессией в нескольких точках. См. график 1.

 
  Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru

График 1

9.Оценку качества модели дадим с помощью скорректированной средней ошибки аппроксимации:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru .

В нашем случае, скорректированная ошибка аппроксимации составляет 10,2%. Она указывает на невысокое качество построенной линейной модели и ограничивает её использование для выполнения точных прогнозных расчётов даже при условии сравнительно небольшого изменения фактора X (относительно его среднего значения Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ).

10.Построение логарифмической функции предполагает предварительное выполнение процедуры линеаризации исходных переменных. В данном случае, для преобразования нелинейной функции Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru в линейную введём новую переменную Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru , которая линейно связана с результатом. Следовательно, для определения параметров модели Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru будут использованы традиционные расчётные приёмы, основанные на значениях определителей второго порядка. См. расчётную таблицу №4.

Расчётная таблица № 4

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru
А
11,6 2,451 7,3 6,007 17,892 7,0 0,3 0,1 2,2
14,8 2,695 9,3 7,261 25,060 9,3 0,0 0,0 0,0
19,0 2,944 14,0 8,670 41,222 11,6 2,4 5,8 17,8
19,1 2,950 9,4 8,701 27,727 11,6 -2,2 4,8 16,3
26,2 3,266 15,6 10,665 50,946 14,6 1,0 1,0 7,4
27,5 3,314 12,1 10,984 40,102 15,0 -2,9 8,4 21,5
30,0 3,401 16,3 11,568 55,440 15,8 0,5 0,3 3,7
37,3 3,619 16,7 13,097 60,437 17,9 -1,2 1,4 8,9
39,5 3,676 20,5 13,515 75,364 18,4 2,1 4,4 15,6
Итого   28,316 121,2 90,468 394,190 121,2 0,0 26,2 93,4
Средняя   3,146 13,5 2,9 10,4
Сигма   0,391 4,04
Дисперсия, D   0,153 16,29

Расчёт определителей второго порядка даёт следующие результаты:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ; Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ; Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru . Отсюда получаем параметры уравнения:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru

Полученное уравнение имеет вид: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru .

Оценочные показатели позволяют сделать вывод, что линейно-логарифмическая функция описывает изучаемую связь хуже, чем линейная модель: оценка тесноты выявленной связи ρ=0,9066 (сравните с 0,9075), скорректированная средняя ошибка аппроксимации здесь выше и составляет 10,4%, то есть возможности использования для прогноза данной модели более ограничены.

Таким образом, можно придти к выводу, что по сравнению с линейной моделью данное уравнение менее пригодно для описания изучаемой связи.

11.Выполним расчёт параметров уравнения параболы второго порядка. В этом случае используются определители третьего порядка,расчёт которых выполняется по стандартным формулам и требует особого внимания и точности. См. расчётную таблицу 5.

По материалам табл. 5 выполним расчёт четырёх определителей третьего порядка по следующим формулам:

Δ = n*Σx2*Σx4 + Σx*Σx3*Σx2 + Σx*Σx3*Σx2 – Σx2*Σx2*Σx2 – Σx*Σx*Σx4 – Σx3*Σx3*n =

= 331.854.860,7;

Δa0 = Σy*Σx2*Σx4 + Σx*Σx3*Σ(y*x2)+ Σ(y*x)*Σx3*Σx2 – Σ(y*x2)*Σx2*Σx2

— Σ(y*x)*Σx*Σx4 – Σx3*Σx3*Σy = 751.979.368,8

Δa1 = n*Σ(y*x)*Σx4 + Σy*Σx3*Σx2 + Σx*Σ(y*x2)*Σx2 – Σx2*Σ(y*x)* Σx2 – Σx*Σy* Σx4 -

— Σ(y*x2)*Σx3*n = 167.288.933,1

Δa2 = n*Σx2*Σ(y*x2) + Σx*Σyx*Σx2 + Σx*Σx3*Σy – Σx2*Σx2*Σy – Σx*Σx*Σ(y*x2) –

- Σx3*Σ(y*x)*n = - 656.926,8

В результате получаем следующие значения параметров уравнения параболы:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ; Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ; Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru

Уравнение имеет следующий вид: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru . Для него показатель детерминации составляет 82,7%, Fфактич.= 14,3, а ошибка аппроксимации Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru 10,6%.

Как видим, по сравнению с линейной функцией построить уравнения параболы гораздо сложнее, а изучаемую зависимость она описывает почти с той же точностью, хотя надёжность уравнения параболы значительно ниже (для линейной модели Fфактич.= 32,8,а для параболы Fфактич.= 14,3). Поэтому в дальнейшем анализе парабола второго порядка использоваться не будет.

Расчётная таблица № 5

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru
А
11,6 7,3 84,7 134,56 1560,90 18106,39 982,3 7,8 -0,5 0,3 4,1
14,8 9,3 137,6 219,04 3241,79 47978,52 2037,1 9,3 0,0 0,0 0,0
19,0 266,0 361,00 6859,00 130321,00 5054,0 11,1 2,9 8,4 21,5
19,1 9,4 179,5 364,81 6967,87 133086,34 3429,2 11,2 -1,8 3,2 13,3
26,2 15,6 408,7 686,44 17984,73 471199,87 10708,5 14,1 1,5 2,3 11,1
27,5 12,1 332,8 756,25 20796,88 571914,06 9150,6 14,6 -2,5 6,3 18,5
30,0 16,3 489,0 900,00 27000,00 810000,00 14670,0 15,6 0,7 0,5 5,2
37,3 16,7 622,9 1391,29 51895,12 1935687,86 23234,5 18,3 -1,6 2,6 11,9
39,5 20,5 809,8 1560,25 61629,88 2434380,06 31985,1 19,1 1,4 2,0 10,4
Итого 225,0 121,2 3331,0 6373,64 197936,15 6552674,11 101251,3 121,2 0,0 25,6 95,6
Средняя 25,0 13,5 2,8 10,6
Сигма 9,12 4,04
D 83,18 16,29

12.Проведём расчёт параметров степенной функции, которому также предшествует процедура линеаризации исходных переменных. В данном случае, выполняется логарифмирование обеих частей уравнения, в результате которого получаем уравнение, в котором линейно связаны значения логарифмов фактора и результата. Исходное уравнение Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru после логарифмирования приобретает следующий вид: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru . Порядок расчёта приведён в табл.6.

Расчётная таблица № 6

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru
А
11,6 7,3 2,4510 1,9879 4,8723 4,8723 2,0330 0,0020 7,6 2,2
14,8 9,3 2,6946 2,2300 6,0091 6,0091 2,2148 0,0002 9,2 0,7
19,0 14,0 2,9444 2,6391 7,7705 7,7705 2,4011 0,0566 11,0 22,2
19,1 9,4 2,9497 2,2407 6,6094 6,6094 2,4050 0,0270 11,1 12,6
26,2 15,6 3,2658 2,7473 8,9719 8,9719 2,6408 0,0113 14,0 11,9
27,5 12,1 3,3142 2,4932 8,2629 8,2629 2,6770 0,0338 14,5 17,8
30,0 16,3 3,4012 2,7912 9,4933 9,4933 2,7419 0,0024 15,5 5,9
37,3 16,7 3,6190 2,8154 10,1889 10,1889 2,9044 0,0079 18,3 11,9
39,5 20,5 3,6763 3,0204 11,1040 11,1040 2,9471 0,0054 19,1 10,4
Итого   121,2 28,3162 22,9651 73,2824 73,2824 22,9651 0,1467 120,3 95,6
Средняя   13,5 3,1462 2,5517 10,6
Сигма     0,3914 0,3187
D     0,1532 0,1016

В результате расчёта получены следующие значения определителей второго порядка:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru 12,4075;

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru 2,5371;

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru 9,25642.

Параметры степенной функции составляют:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ; Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru .

Уравнение имеет вид: lnY=ln a0 + a1*ln X = 0,2045 + 0,7460*X , а после процедуры потенцирования уравнение приобретает окончательный вид:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru или Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru .

Полученное уравнение несколько лучше описывает изучаемую зависимость и более надёжно по сравнению с линейной моделью. Степенная модель имеет детерминацию на уровне 84,0% (против 82,4% по линейной модели), Fфакт.=36,6 (против 33,1 для линейной модели) и ошибку аппроксимации на уровне 10,6% (сравните с 10,9% для уравнения прямой).

Очевидно, что преимущества степенной модели по сравнению с линейной не столь значительны, но её построение заметно сложнее и требует значительно больших усилий. Поэтому окончательный выбор, в данном конкретном случае, сделаем в пользу модели, которая является более простой при построении, анализе и использовании, то есть в пользу линейной модели:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru

Заключительным этапом решения данной задачи является выполнение прогноза и его оценка.

Если предположить, что прогнозное значение общей суммы доходов населения, например, Новгородской области, (см. табл.2 строка 2) возрастёт с 14,8 млрд. руб.на 5,7% и составит 15,6 млрд. руб., то есть Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Xпрогнозн.= 14,8*1,057=15,6, тогда прогнозное значение результата сформируется на уровне: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Yпрогнозн. =3,415+0,402*15,6=9,7 (млрд. руб.). То есть, прирост фактора на 5,7% приводит к приросту результата на 4,2 процента ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru .

Рассчитаем интегральную ошибку прогноза - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru , которая формируется как сумма двух ошибок: из ошибки прогноза как результата отклонения прогноза от уравнения регрессии- Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru и ошибки прогноза положения регрессии - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru . То есть, Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru .

В нашем случае Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru , где k- число факторов в уравнении, которое в данной задаче равно 1. Тогда Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru (млрд. руб.).

Ошибка положения регрессии составит:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru =

= Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru = Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru = 0,914 (млрд. руб.).

Интегральная ошибка прогноза составит: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru = Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru = 2,1 (млрд. руб.).

Предельная ошибка прогноза, которая не будет превышена в 95% возможных реализаций прогноза, составит: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru = 2,365*2,1 = 5,011 ≈ 5,0 (млрд. руб.). Табличное значение t-критерия для уровня значимости α=0,05 и для степеней свободы n-k-1 = 9-1-1=7 составит 2,365. (См. табл. приложения 2). Следовательно, ошибка большинства реализаций прогноза не превысит Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru млрд. руб.

Это означает, что фактическая реализация прогноза будет находиться в доверительном интервале Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru . Верхняя граница доверительного интервала составит

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru = 9,7 + 5,0 = 14,7(млрд. руб.).

Нижняя граница доверительного интервала составит: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru = 9,7 - 5,0 = 4,7(млрд. руб.).

Относительная величина различий значений верхней и нижней границ составит: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru = Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru раза. Это означает, что верхняя граница в 3,12 раза больше нижней границы, то есть точность выполненного прогноза весьма невелика, но его надёжность на уровне 95% оценивается как высокая. Причиной небольшой точности прогноза является повышенная ошибка аппроксимации. Здесь её значение выходит за границу 5-7% из-за недостаточно высокой типичности линейной регрессии, которая проявляется в присутствии единиц с высокой индивидуальной ошибкой. Если удалить территории с предельно высокой ошибкой (например, Калининградскую область с Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ), тогда качество линейной модели и точность прогноза по ней заметно повысятся.

Задача № 2.

Выполняется изучение социально-экономических процессов в регионах Южного федерального округа РФ по статистическим показателям за 2000 год.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru – Оборот розничной торговли, млрд. руб.;

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru – Инвестиции 2000 года в основной капитал, млрд. руб.;

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru – Средний возраст занятых в экономике, лет;

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru – Среднегодовая численность населения, млн. чел.

Требуется изучить влияние указанных факторов на оборот розничной торговли.

Предварительный анализ исходных данных по 12 территориям выявил наличие двух территорию (Краснодарский край и Ростовская обл.) с аномальными значениями признаков. Эти территории должны быть исключены из дальнейшего анализа. Значения приводимых показателей рассчитаны без учёта указанных аномальных единиц.

При обработке исходных данных получены следующие значения:

а) - линейных коэффициентов парной корреляции, средних и средних квадратических отклонений -σ:

N=10.

  Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru 0,7938 0,2916 0,8891
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru 0,7938 0,2994 0,6693
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru 0,2916 0,2994 0,0113
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru 0,8891 0,6693 0,0113
Средняя 8,878 5,549 38,79 1,160
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru 8,7838 5,1612 1,0483 0,90107

б) - коэффициентов частной корреляции

  Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru 0,4726 0,5169 0,8511
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru 0,4726 0,0521 -0,0793
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru 0,5169 0,0521 -0,5598
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru 0,8511 -0,0793 -0,5598

Задание:

1. По значениям линейных коэффициентов парной и частной корреляции выберите неколлинеарные факторы и рассчитайте для них коэффициенты частной корреляции. Произведите окончательный отбор информативных факторов во множественную регрессионную модель.

2. Выполните расчёт бета коэффициентов (b) и постройте с их помощью уравнение множественной регрессии в стандартизованном масштабе. Проанализируйте с помощью бета коэффициентов (b) силу связи каждого фактора с результатом и выявите сильно и слабо влияющие факторы.

3. По значениям b-коэффициентов рассчитайте параметры уравнения в естественной форме (то есть a1, a2, и a0). Проанализируйте их значения. Сравнительную оценку силы связи факторов дайте с помощью общих (средних) коэффициентов эластичности - Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru .

4. Оцените тесноту множественной связи с помощью R и R2, а статистическую значимость уравнения и тесноту выявленной связи - через F-критерий Фишера (для уровня значимости a=0,05).

5. Рассчитайте прогнозное значение результата Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru , предполагая, что прогнозные значения факторов ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru )составят 101,3 процента от их среднего уровня.

6. Основные выводы оформите аналитической запиской.

Решение.

1. Представленные в условии задачи значения линейных коэффициентов парной корреляции позволяют установить, что оборот розничной торговли -Y более тесно связан со среднегодовой численностью населения- Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ) и с инвестициями 2000 года в основной капитал – Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ); наименее тесно результат Y связан со средним возрастом занятых в экономике – Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru . Поэтому, в силу небольшой информативности фактора Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ,, предполагаем, что его можно исключить из дальнейшего анализа. Проверим наши предположения с помощью анализа матрицы коэффициентов частной корреляции. Очевидно, что наиболее тесная связь результата Y со среднегодовой численностью населения ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ) и примерно одинаково тесно связан результат с инвестициями ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ) и со средним возрастом занятых ( Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru ). Поэтому для уточнения окончательного вывода выполним расчёт серии коэффициентов частной корреляции Y с двумя возможными комбинациями факторных признаков: для Y с Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru и с Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru , а также для Y c Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru и Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru .

Расчёты частных коэффициентов корреляции выполним по следующим формулам:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru

Как видим, факторы Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru и Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru , действительно, тесно связаны с результатом, а между собой практически не взаимодействуют.

Расчёт аналогичных показателей по следующей паре факторов приводит к иным результатам:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения - student2.ru

Наши рекомендации