Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики
Экономический факультет
Кафедра Финансовый менеджмент
методические рекомендации
по прохождению УЧЕБНОЙ практики
ПО направлению 38.04.01 ЭКОНОМИКА
по ПРОГРАММе подготовки
«ЭКОНОМИКА ФИРМЫ И ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ»
Казань – 2015
УДК 658 (075.8)
ББК 65.291я73
М 24
Печатается по решению секции экономических дисциплин
учебно-методического совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Манушин Д.В.
М 24 Методические рекомендации по прохождению учебной практики по направлению 38.04.01 Экономика программа «Экономика фирмы и отраслевых рынков» / Манушин Д.В., Климанова А.Р. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2015. – 80 с.
Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании кафедры «Финансовый менеджмент»
Методические рекомендации по прохождению учебной практикипредназначены студентов, обучающихся по направлению 38.04.01 Экономика программа «Экономика фирмы и отраслевых рынков»
УДК 658 (075.8)
ББК 65.291я73
М 24
© Манушин Д.В., 2015
© Климанова А.Р., 2015
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2015
Содержание
1. Пояснительная записка.......................................................................................4
2. Организационные аспекты прохождения учебной практики........................23
3. Интерактивные формы обучения, реализуемые при подготовке отчета по учебной практике...................................................................................................29
4. Требования к оформлению отчета по учебной практике..............................30
5. Содержание учебной практики в рамках освоения порогового уровня компетенций.................................................................................................................31
6. Содержание учебной практики в рамках освоения повышенного уровня компетенций...........................................................................................................36
7. Состав дополнительных заданий….................................................................43
8. Рекомендуемые источники литературы..........................................................45
Глоссарий...............................................................................................................48
Приложения...........................................................................................................50
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В методических рекомендациях по прохождению учебной практики подробно объяснены ее основные организационные и содержательные аспекты. Помимо того, что объяснен процесс выполнения, содержания, и оформления каждого параграфа все сложные аспекты пояснены на соответствующих примерах, представленных как в тексте работы, так и в приложениях. При этом следует помнить, что учебная практика, в том числе должна быть связана с получением первичных профессиональных умений и навыков.
Все это подтверждает важность изучения данных методических рекомендаций, так как они облегчают понимание правил и особенностей прохождения учебной практики и соответственно предоставляют возможность получить более высокую оценку за отчет по данной практике.
В пояснительной записке показана взаимосвязь компетенций с заданиями, выполняемыми на учебной практике и балльно-рейтинговая система.
Взаимосвязь компетенций с заданиями, выполняемыми на учебной практике
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики
КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | |||||
В процессе освоения учебной практики обучающийся формирует и демонстрирует следующие | |||||
Общекультурные компетенции | |||||
КОМПЕТЕНЦИИ | Перечень компонентов | Технологии формирования | Форма оценочного средства | Ступени уровней освоения компетенции | |
ИНДЕКС | ФОРМУЛИРОВКА | ||||
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | Знать: Основы и особенности абстрактного мышления, анализа, синтеза Уметь: абстрактно мыслить, анализировать, синтезировать Владеть: опытом абстрактного мышления, анализа, синтеза | Консультация Самостоятельная работа Прохождение учебной практики | Собеседование Защита учебной практики | ПОРОГОВЫЙ: Знать: Основы абстрактного мышления, анализа, синтеза Уметь: абстрактно мыслить, анализировать, синтезировать в ситуациях созданных преподавателем Владеть: опытом абстрактного мышления, анализа, синтеза в ситуациях созданных преподавателем ПОВЫШЕННЫЙ: Знать: Основы и особенности абстрактного мышления, анализа, синтеза Уметь: абстрактно мыслить, анализировать, синтезировать в реальных экономических ситуациях Владеть: опытом абстрактного мышления, анализа, синтеза в реальных экономических ситуациях |
Общепрофессиональные компетенции | |||||
КОМПЕТЕНЦИИ* | Перечень компонентов | Технологии формирования | Форма оценочного средства | Ступени уровней освоения компетенции | |
ИНДЕКС | ФОРМУЛИРОВКА | ||||
ОПК-1 | готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности | Знать: Основы и особенности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности Уметь: коммуникатировать в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности Владеть: опытом коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности | Консультация Самостоятельная работа Прохождение учебной практики | Собеседование Защита учебной практики | ПОРОГОВЫЙ: Знать: Основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности Уметь: коммуникатировать в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (с использованием словарей) Владеть: опытом коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (с использованием словарей) ПОВЫШЕННЫЙ: Знать: Основы и особенности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности Уметь: коммуникатировать в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (без словарей) Владеть: опытом коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (без словарей) |
Профессиональные компетенции | |||||
КОМПЕТЕНЦИИ* | Перечень компонентов | Технологии формирования | Форма оценочного средства | Ступени уровней освоения компетенции | |
ИНДЕКС | ФОРМУЛИРОВКА | ||||
ПК-1 | Способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований | Знать Правила обобщения и критической оценки результатов, полученных отечественными и зарубежными исследователями, выявления перспективных направлений, составления программы исследований Уметь обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований Владеть Опытом обобщения и критической оценки результатов, полученных отечественными и зарубежными исследователями, выявления перспективных направлений, составления программы исследований | Консультация Самостоятельная работа Прохождение учебной практики | Собеседование Защита учебной практики | ПОРОГОВЫЙ Знать Основные правила обобщения и критической оценки результатов, полученных отечественными и зарубежными исследователями, выявления перспективных направлений, составления программы исследований Уметь обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований на основе условных примеров Владеть Опытом обобщения и критической оценки результатов, полученных отечественными и зарубежными исследователями, выявления перспективных направлений, составления программы исследований на основе условных примеров ПОВЫШЕННЫЙ Знать Полностью правила обобщения и критической оценки результатов, полученных отечественными и зарубежными исследователями, выявления перспективных направлений, составления программы исследований Уметь обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований в рамках реального изучения экономической действительности Владеть Опытом обобщения и критической оценки результатов, полученных отечественными и зарубежными исследователями, выявления перспективных направлений, составления программы исследований в рамках реального изучения экономической действительности |
ПК-2 | Способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования | Знать Правила обоснования актуальности, теоретической и практической значимости избранной темы научного исследования Уметь обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования Владеть Опытом обоснования актуальности, теоретической и практической значимости избранной темы научного исследования | Консультация Самостоятельная работа Прохождение учебной практики | Собеседование Защита учебной практики | ПОРОГОВЫЙ Знать Основные правила обоснования актуальности, теоретической и практической значимости избранной темы научного исследования Уметь обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования на условных примерах Владеть Опытом обоснования актуальности, теоретической и практической значимости избранной темы научного исследования на условных примерах ПОВЫШЕННЫЙ Знать Полностью правила обоснования актуальности, теоретической и практической значимости избранной темы научного исследования Уметь обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования в рамках реального изучения экономической действительности Владеть Опытом обоснования актуальности, теоретической и практической значимости избранной темы научного исследования в рамках реального изучения экономической действительности |
ПК-3 | Способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой | Знать Правила проведения самостоятельных исследований в соответствии с разработанной программой Уметь проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой Владеть Опытом проведения самостоятельных исследований в соответствии с разработанной программой | Консультация Самостоятельная работа Прохождение учебной практики | Собеседование Защита учебной практики | ПОРОГОВЫЙ Знать Основные правила проведения самостоятельных исследований в соответствии с разработанной программой Уметь проводить самостоятельные исследования в соответствии с сутью разработанной программы Владеть Опытом проведения самостоятельных исследований в соответствии с сутью разработанной программы ПОВЫШЕННЫЙ Знать Полностью правила проведения самостоятельных исследований в соответствии с разработанной программой Уметь проводить самостоятельные исследования в полном соответствии с разработанной программой Владеть Опытом проведения самостоятельных исследований в полном соответствии с разработанной программой |
ПК-4 | Способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада | Знать Способы представления результатов проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада Уметь представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада Владеть Опытом представления результатов проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада | Консультация Самостоятельная работа Прохождение учебной практики | Собеседование Защита учебной практики | ПОРОГОВЫЙ Знать Основные способы представления результатов проведенного исследования научному сообществу в виде статьи Уметь представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи Владеть Опытом представления результатов проведенного исследования научному сообществу в виде статьи ПОВЫШЕННЫЙ Знать Полностью способы представления результатов проведенного исследования научному сообществу в виде статьи и доклада Уметь представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи и доклада Владеть Опытом представления результатов проведенного исследования научному сообществу в виде статьи и доклада |
ПК-13 | Способность применять современные методы или методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования | Знать современные методы или методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования Уметь применять современные методы или методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования Владеть Опытом применения современных методов или методик преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования | Консультация Самостоятельная работа Прохождение учебной практики | Собеседование Защита учебной практики | ПОРОГОВЫЙ Знать Основные современные методы или методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования Уметь применять современные методы или методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования на условных примерах Владеть Опытом применения современных методов или методик преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования на условных примерах ПОВЫШЕННЫЙ Знать Полностью современные методы или методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования Уметь применять современные методы или методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования в реальных ситуациях Владеть Опытом применения современных методов или методик преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования в реальных ситуациях |
ПК-14 | Способность разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования | Знать Правила разработки учебных планов, программ и соответствующего методического обеспечения для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования Уметь разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования Владеть Опытом разработки учебных планов, программ и соответствующего методического обеспечения для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования | Консультация Самостоятельная работа Прохождение учебной практики | Собеседование Защита учебной практики | ПОРОГОВЫЙ Знать Основные правила разработки учебных программ и соответствующего методического обеспечения для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования Уметь разрабатывать учебные программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования на условных примерах Владеть Опытом разработки учебных программ и соответствующего методического обеспечения для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования на условных примерах ПОВЫШЕННЫЙ Знать Полностью правила разработки учебных планов, программ и соответствующего методического обеспечения для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования Уметь разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее реальное методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования Владеть Опытом разработки учебных планов, программ и соответствующего реального методического обеспечения для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования |
Освоение компетенций в процессе прохождения педагогической практики способствует формированию знаний, умений и навыков в области, а также объектов и видов профессиональной деятельности.
ОК-1 «способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу» будет освоена при реализации всех разделов учебной практики, так как все они предусматривают осуществление абстрактного мышления, анализа и синтеза.
В рамках первого раздела учебной практики будет освоена ПК-14.
Работа по разработке конспекта лекций, материала для семинарских и самостоятельных работ, а при необходимости и учебных программ позволяет раскрыть такую профессиональную компетенцию как ПК-14. А именно: способность разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования. Отличие повышенного уровня от порогового в том, что, во-первых, вместо разрозненного материала для семинарских и самостоятельных работ готовится полноценное учебно-методическое издание. Во-вторых, происходит смена объекта изучения с известных им программ магистратуры на неизвестную им область финансового менеджмента.
В рамках второго раздела учебной практики будут освоены ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3 и ПК-4.
При выборе темы научного исследования и составления его программы, в соответствии с этой целью будет полностью раскрыта ПК-1, то есть способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований. Наличие готовности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности позволит освоить ОПК-1. Это связано с тем, что при составлении плана и программы научного исследования нужно изучить схожие планы отечественных и зарубежных исследований, обсудить их и составить свой план и свою программу. Предполагается, что изучение зарубежных планов и программ научного исследования предполагает наличие способности свободно пользоваться иностранными языками, как средством профессионального общения. Результатом этих работ будет разработанная программа научного исследования.
В процессе подготовке статьи при написании введения будет освоена ПК-2, то есть способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую важность избранной темы научного исследования. При подготовке обзорной части статьи повторно будет освоена такая часть ПК-1 как «способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями». Оценка переведенных зарубежных научных работ в тексте статьи, изначально излагавшихся на иностранном языке позволит освоить ОПК-1, то есть готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности. Готовая статья позволит освоить ПК-3, то есть способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой и такую часть ПК-4 как «способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи». В рамках порогового уровня предлагается подготовить обзорную статью, а для освоения повышенного уровня компетенции – научно-практическую статью.
В рамках третьего раздела учебной практики будет освоена ПК-13 и такая часть ПК-4, как «способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде доклада». Если студент решит набрать дополнительные баллы и провести лекционное занятие, то им будет освоена ПК-13, то есть способность применять современные методы или методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования. Критическая оценка его выступления студентами-слушателями, советы преподавателя, на занятии которого он вел занятия, рекомендации руководителя практики позволят ему повысить уровень преподавания экономических дисциплин в ВУЗах. В процессе выступления обучающегося с докладом на заседании научного кружка будет освоена такая часть ПК-4, как «способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде доклада».