Конкуренция: понятие, классификация видов
Выше мы отмечали, что рынок это место или сфера, где покупатели и продавцы находятся в контакте, в результате чего устанавливается цена на товар. В данном случае речь идет о том, что в контакте находятся не только продавцы и покупатели между собой, но также и покупатели между собой и продавцы между собой. «Находится в контакте» означает, что эти группы конкурируют между собой за цену, за условия производства, сбыта и т.д. Иначе говоря, имеет место конкуренция. Термин «конкуренция» (от позднелат. сoncurentia, от лат.concurro -сбегаюсь, сталкиваюсь) означает борьбу между субъектами рынка за наиболее выгодные условия функционирования на нем и прежде всего за влияние на цену. Фирма влияющая на цену представляет собой экономический субъект, который понимает, что его выбор количества продаваемых и приобретаемых товаров влияет на цену и соответственно выбирает стратегию. Иначе говоря, фирма обладает рыночной властью.
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция называются термином «рыночная структура». Структура рынка определяется количеством и размером фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации. Для чего необходимо знание структуры рынка? Данное понятие позволяет сформировать теорию предложения и максимизации прибыли, о которых речь пойдет далее. Размах конкуренции среди фирм и среди покупателей различается весьма значительно на разных рынках
Здесь мы попытаемся рассмотреть четыре основные типа рыночных структур. Исторически первой формой рыночной структуры была совершенная конкуренция. Мы говорим, что преобладает совершенная конкуренция, если на рынке выполняются условия:
Рынок состоит из многих конкурирующих продавцов, каждый из которых продает стандартизированную продукцию многим покупателям.
Каждая фирма имеет очень небольшую долю общего выпуска, продаваемую на рынке, как правило, менее 1% общих продаж за любой данный период времени
Таким образом, первая и вторая характеристики свидетельствуют о том, что на рынке совершенной конкуренции должно выполняться фундаментальное предположение, что продавцы и покупатели не влияют на цену, продавая стандартизированную продукцию.
3.Ни одна фирма не рассматривает конкурента как угрозу ее рыночной доле продаж. Фирмы, таким образом, не интересуются производственными решениями своих конкурентов. Эта характеристика обусловливает выполнение следующего фундаментального предположения: на рынке совершенной конкуренции поведение продавцов не является стратегическим.
4.Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободна и доступна, и существует возможность быстрого реагирования на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов (продажи одних факторов производства и вложение вырученных средств в другие).
5.Вход на рынок и выход с него для продавцов стандартизированной продукции свободны. Это означает, что не существует ограничений, не позволяющих фирме продавать товар на рынке, нет трудностей с прекращением операций на рынке.
В такой ситуации ни одна из фирм, находящихся на данном рынке не обладает рыночной властью.
Полной противоположностью совершенной конкуренции является монополия. Монополия представляет собой рынок, на котором единственная фирма осуществляет 100% продаж некоего продукта, не имеющего заменителей (субститутов). Обычно такой рынок образуется, когда существуют непреодолимые барьеры на входе в виде патентов, юридических рамок и т.п. Фирма обладает рыночной властью над ценами.
Совершенная конкуренция и монополия - это два противоположных полюса. И как правило, в реальной экономике они не присутствуют чистом виде. Это связано с тем, что не существует полной и доступной информации о всех процессах, идущих на рынках. Следовательно, не выполняется одно из условий. Тем не менее, в классических учебниках по экономической теории примерами рынков совершенной конкуренции приводятся рынки сельскохозяйственной продукции, а также акций и облигаций.
Таким образом, рынокявляется совершенно конкурентным,если все продавцы в отрасли - совершенные конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка в целом и действуют независимо.
Кроме рынка совершенной конкуренции и монополии существуют еще два вида - монополистическая конкуренция и олигополия.
Монополистическая конкуренцияназывается так в следствии того, что она напоминает совершенную конкуренцию за счет : наличия множества мелких фирм, а также легкости входа и выхода с рынка. Однако продукция различных фирм дифференцирована. Дифференциация продукта имеет место тогда, когда товар, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. Например, и минеральная вода «Дарида» и Кока-кола и пиво «Крыница» - это напитки. Но в данном случае товар является дифференцированным. Жажду утолить Вы можете различными напитками. Все они удовлетворяют одинаковую потребность в утолении жажды, являясь напитками, и конкурируют между собой за свою долю на этом рынке.
Олигополия представляет собой рынок нескольких фирм, причем некоторые их них контролируют значительную долю рынка. Классическим примером 80-х гг. в США был рынок автомобилестроения, на котором господствовали три фирмы - «Форд», «Крайслер», «Дженерал моторз».
Примерами совершенной конкуренции являются, как мы уже отмечали, рынок сельскохозяйственной продукции и рынок ценных бумаг. Монополистическая конкуренция присутствует на рынке ресторанного бизнеса, аптечного бизнеса. Примером мировой олигополии является автомобильный рынок. Фирма «Де Бирс» обладает монопольной властью на рынке алмазов и поэтому характеризует монополию в чистом виде. Таким же монополистом является и Microsoft. Монополистами также могут быть актеры, музыканты, художники, обладающие уникальными способностями.
Следует отметить, что конкуренция имеет место, как между продавцами, так и между покупателями. Бывают ситуации, когда на рынке присутствует множество продавцов, но - один покупатель. Такая ситуация называется монопсонией.Классический пример этого следующий. В Советском Союзе кинофильмы производились большим количеством киностудий, но все они «прокатывались» только единственной организацией «Госпрокатом», которая могла выбрать фильм, а могла и не выбрать.
Более того, монополия может существовать одновременно и со стороны производителя и со стороны покупателя. Такая ситуация называется двухсторонней монополией.
Такие же ситуации могут иметь место и на олигополистическом рынке. Иначе говоря, может возникать олигопсония (несколько, немного покупателей) и множество продавцов.
«De Beers», алмазы и Центральная организация по продажам в действии
«De Beers Consolidated Mines, Ltd» является огромной алмазодбывающей фирмой, действующей в Южной Африке, которая оладает практически полной монополией на добычу и продажу алмазов для драгоценностей. Как частная фирма De Beers была основана в 1880 году Сесилем Родсом и двумя владельцами крупных алмазных копий. Первоначяально большая часть производства осуществлялась на участке земли в Южной Африке, где семейство Де Бирс когда-то владело фермой. В 1888 году была основана корпорация «De Beers Consolidated Mines». До 1902 года компания обладала контролем над более чем 99% мирового производства алмазов. В настоящее время компания добывает только около 15% общего производства алмазов (измеренного в каратах).Однако компания контролирует ежегодные продажи более чем 80% алмазов, годных для производства драгоценностей Центральная организация по продажам (ЦОП) компании «De Beers» со штаб-квартирой в Лондоне контролирует реализацию большей части новых необработанных алмазов, имеющихся в наличии в любой данный год.
В 1925 году Эрнестом Оппенгеймером, который контролировал компанию «De Beers» в то время, была предложена система синдиката. Через свою ЦОП компания реализует на рынке не только собственную продукцию, но также и продукцию других стран. У компании есть также дочерние компании-синдикаты такие, как «Dimond Trading Company» и «Dimond Trading and Purchasing Company».
Ясно, что «De Beers» использует своё монопольное положение, чтобы контролировать цену алмазов. Она может диктовать условия и цены, по которым будут продавать. Она раздает огранщикам необработанные алмазы по тем нормам, которые вбирает сама. Она хранит большой запас камней, которые могла бы использовать, чтобы наводнить рынок и сокрушить потенциальных конкурентов, вызвав падение цен...
Огранщики, игнорирующие разработанные «De Beers» правила по покупке алмазов, могут оказаться без источника снабжения. Необработанные алмазы продаются на торгах, проводимых обычно в Лондоне. «De Beers» принимает от огранщиков предварительные заказы. На торгах огранщикам предъявляенют «короб» алмазов разного качества и стоимостью по меньшей мере 1 млн. долл, Компания не разрешает покупателям рассматривать набор в «коробе». Он предлагается на условиях «взял-не взял». Ожидается, что «сайт-холдеры», как называются приглашенные покупатели, купят товар независимо от того, довольны они или нет. Редкие покупатели игнорируют выработанные «De Beers» правила и обычаи.
Д.Н.Хайман Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 1992, с.6.
Рассматривая рыночные структуры следует заметить, что в борьбе за долю рынка в конкуренции участвуют не только непосредственные претенденты. Скорее, конкуренция в отрасли, лежащая в основе экономики, и конкурирующие силы простираются значительно дальше обычного противостояния сторон в отдельной отрасли промышленности. Потребители, поставщики, потенциальные участники и продукты-заменители - все являются конкурентами, в той или иной степени, оказывающими влияние на отрасль (См. схему 4.1.)
Схема 4.1. Силы, управляющие конкуренцией в отрасли
Знание этих основных источников конкурентного давления обеспечивает прочный фундамент для стратегического плана действий. Оно позволяет выявить сильные и слабые стороны компании, дать четкое обоснование позиционирование компании в своей отрасли, понять в каких областях стратегические изменения дадут наивысший положительный эффект, и определить потенциальные возможности и факторы угрозы для компаний в конкретной отрасли.