Направления деятельности ЯБМС в России

№ п/п Направление финансирования Виды кредитов (в зависимости от срока) Субъекты кредитования Направления использования заемных средств
1. Экспортное финансирование среднесрочные, долгосрочные японские поставщики, иностранные покупатели поставка оборудования, технологий
2. Импортное финансирование среднесрочные, долгосрочные японские импортеры, иностранные экспортеры закупки сырья, импорт высококачественных промышленных товаров и оборудования
3. Кредитование иностранных компаний; финансирование зарубежных инвестиций долгосрочные японские инвесторы; совместные предприятия; иностранные партнеры СП создание японскими компаниями заводов или совместных предприятий в других странах
4. Несвязанное кредитование долгосрочные правительства зарубежных стран развитие инфраструктуры, рынков капитала, отраслей промышленности, конкурентоспособных на международном рынке; решение проблемы загрязнения окружающей среды

ЯБМС взял на себя значительный объём обязательств по различным проектам в России, в первую очередь, в сфере энергетики. Так, в целях оказания содействия инвестиционной деятельности японских предприятий, участвующих в реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» банком были выделены следующие кредиты (см. таблицу 6):

Таблица 6

Кредитование энергетических проектов,
осуществленных ЯБМС в России

№ п/п Год выделения кредита Цели кредитования Заемщик(и) Объем кредита (млн. долл. США)
1. реализация проекта «Сахалин-2» японские компании, участвующие в реализации проекта
2. реализация проекта «Сахалин-1» японская компания «Содеко»
3. реализация проекта «Сахалин-2» японские компании, участвующие в реализации проекта
4. второй этап реализации проекта «Сахалин-2» японские компании, участвующие в реализации проекта 5 300

Крупные инвестиционные проекты с участием японских компаний сосредоточены в автомобилестроении и производстве автокомпонентов.

За весьма короткий срок был подготовлен крупный инвестиционный проект мировым производителем автомобилей «Тойота». В 2005 г. произошло подписание Меморандума о сотрудничестве, выбран участок, заложен «первый камень», проведены земляные работы, включая установку фундамента будущего завода под Санкт-Петербургом. Общий объем инвестиций в 2005 г. составил 25 млн. долл. США. В 2006 г. на сооружение здания завода, создание электросетей освоено инвестиций в размере 53 млн. долл. В 2007 г. осуществлялся ввоз и монтаж производственного оборудования на сумму около 63 млн. долл. США. 21 декабря 2007 г. компания «Тойота» официально объявила о завершении строительства завода в России. Таким образом, на первоначальном этапе общий объем инвестиций в проект составил около 141 млн. долл. США.

30 марта 2009 г. подписаны соглашения по строительству второй очереди завода по производству автомобилей. Общий объем инвестиций по проекту составит порядка 53 млн. долл. США. Запуск производства запланирован на 2015 г. Общие производственные мощности заводов составят порядка 70 тыс. автомобилей в год[27].

В соответствии с бизнес-планом проекта уровень локализации производства к 2014 г. должен составить 30%. В компании работает около 500 российских сотрудников, обученных уникальной корпоративной культуре «Тойота». В долгосрочной перспективе планируется увеличить объем общих инвестиций до 750 – 950 млн. долл. и довести объем годового выпуска автомобилей до 100 тыс. штук.

Финансово-экономический кризис существенно отразился на динамике продаж новых автомобилей в России. В частности, общий объем продаж новых автомобилей сократился на 49%, автомобилей компании «Тойота» – на 64%. Однако управляющий персонал компании считает, что российский рынок обладает огромным потенциалом и в перспективе будет динамично развиваться.

В настоящее время на российском рынке компания «Тойота» следует стратегии продвижения шести основных моделей: трех легковых автомобилей («Camry», «Avensis» и «Corolla») и трех внедорожников («Land Cruiser 100», «Land Cruiser Prado» и «RAV4»).

Важным фактором является то, что «Тойота», формируя свою маркетинговую стратегию, придает важнейшее значение вопросам повсеместного создания и расширения инфраструктуры, обеспечивающей не только продажу, но и послепродажное обслуживание автомобилей. Созданная компанией «Тойота» торгово-сбытовая инфраструктура по своим потенциальным возможностям значительно превосходит существующий объем ее продаж в России.

В декабре 2007 г. компания «Тойота» объявила о планах по созданию в России второго завода с целью удовлетворения растущего внутреннего спроса, а в перспективе – по налаживанию экспорта производимых в России автомобилей на рынки соседних стран. Согласно планам компании новое предприятие должно производить внедорожники «RAV 4», легковые автомобили «Corolla» и «Yaris». Однако в связи с разразившимся в 2008 г. финансово-экономическим кризисом «Тойота» отложила планы по расширению своего инвестиционного присутствия на российском рынке. После окончания строительства второго завода общий объем производства автомобилей «Тойота» в России может составить более 200 тыс. шт. в год.

В апреле 2006 г. компания «Ниссан» объявила о своих планах
по созданию сборочного производства автомобилей в Санкт-Петербурге. Подписание соглашения с Минэкономразвития России состоялось
13 июня 2006 г. в ходе Х Петербургского международного экономического форума. 12 июля 2007 г. в Санкт-Петербурге проведена церемония закладки «первого камня» в строительство завода. Проектом предусмотрено создание производства полного цикла, включая сварку, сборку, окраску автомобилей. 3 июня 2009 г. завод был пущен в эксплуатацию. Общий объем инвестиций в проект оценивается на уровне 200 млн. долл. США.

В декабре 2007 г. Минэкономразвития России подписало соглашение с компанией «Мицубиси моторз» о строительстве в России предприятия по сборке автомобилей. 19 мая 2008 г. «Мицубиси Моторз» заключила соглашение с группой «РSА Реugeot Citroen» о создании совместного автосборочного предприятия ООО «ПСМА Рус». Проект предусматривает общий объем капиталовложений на уровне 600 млн. долл. США; осуществление сборки на территории индустриального парка «Росва»,
выпуск до 45 тыс. автомобилей «Peugeot 308», «Peugeot 4007», «Citroen C4», «Citroen c-Crosser» и «Mitsubishi Outlander XL» на первоначальном этапе; возможность увеличения объемов производства до 300 тыс. машин в год[28].
23 апреля 2010 г. сборочное предприятие «ПСМА Рус» начало производство автомобилей.

В декабре 2005 г. ОАО «Северсталь-Авто» (ныне ОАО «СОЛЛЕРС») и японской компанией «Исудзу» подписано соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым в июле 2006 г. открыто производство коммерческих автомобилей NQR71Р в г. Ульяновске. В июле 2007 г. ОАО «Северсталь-Авто» и японская компания «Исудзу» подписали учредительные документы по созданию в России российско-японского СП по производству грузовиков на территории особой экономической зоны «Алабуга» (Республика Татарстан). В феврале 2008 г. на предприятии началось производство грузовиков, первым из которых стала новая модификация грузовика NQR75Р грузоподъемностью 5,5 тонн с двигателем Евро-3. В соответствии с проектом СП производственные мощности завода рассчитаны на выпуск 25 тыс. автомобилей в год. Общий объем инвестиций в проект оценивается на уровне 14,5 млн. долл. США.[29]

В конце декабря 2009 г. ОАО «Соллерс» при содействии японских партнеров создало в Приморском крае новую сборочную площадку по производству автомобилей «Исудзу». Предполагается, что уровень локализации проекта составит не менее 50%[30].

Появление на российском рынке ряда крупных инвесторов в области автомобилестроения способствовало широкому вовлечению других японских компаний в создание на территории России производств запчастей и автокомпонентов. В течение 2007 – 2010 гг. на российский рынок вышло более 10 крупных компаний такого типа.

В апреле 2006 г. компаниями «Тойота Босёку» и «Тойота Цусё» принято решение об учреждении под Санкт-Петербургом предприятия
по производству сидений для автомобилей (объем инвестиций – 2,8 млн. долл. США). В апреле 2007 г. ООО «Тойота Босёку»[31] приступила к реализации проекта по организации на заводе под Санкт-Петербургом производства сидений для автомобилей «Тойота», изготавливаемых компанией «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия». Производственные мощности по проекту составят порядка 20 тыс. комплектов в год.

В апреле 2008 г. компания «Исикавадзима-Харима дзюкогё» и «ЗИЛ» заключили соглашение о создании СП по производству и продаже дверей, капотов и других кузовных деталей легковых и грузовых автомобилей. Производство запущено в июле 2008 г. на заводе «ЗИЛ» в Подмосковье. Японская компания поставила СП «ноу-хау» и прессовое оборудование на сумму 25 млн. долл. США.

В июне 2007 г. компания «Тирадо» приняла решение приступить к производству в России алюминиевых радиаторов для охлаждения автомобильных двигателей. В этих целях создано СП по производству радиаторов в Нижнем Новгороде. Объем инвестиций в проект оценивается на уровне 30 млн. долл. США[32].

В августе 2008 г. компания «Дайдо мэтару» приняла решение о приобретении российской компании «ЗМЗ-Подшипники скольжения» (Заволжье, Нижегородская область), являющейся дочерней компанией «Северсталь-Авто». Общая сумма сделки составила около 20 млн. долл. США. Компания намерена обеспечивать подшипниками крупных японских, европейских и американских автопроизводителей, принявших решение о сборке автомобилей в России.

В 2008 г. крупная японская компания по производству автомобильных деталей «Сакура когё» создала в Санкт-Петербурге дочернее предприятие по производству деталей для тормозной и топливной систем. Компания планирует поставлять детали крупным японским автопроизводителям, в первую очередь компании «Ниссан», которая в июне 2009 г. начала производство автомобилей в России. Инвестиции в проект оцениваются в
10 млн. долл. США.

Важным реализованным проектом является запуск завода по производству листового стекла в г. Клин, построенного при финансово-технологическом содействии японской компании «Асахи Глас» (официальное открытие состоялось в сентябре 2005 г.). Это второе предприятие, созданное в России при участии «Асахи Глас». Первое (по выпуску автомобильного стекла) построено в 1997 г. в Нижнем Новгороде. Его продукция предназначена для оснащения автомобилей, выпускаемых в России «Тойотой».

В августе 2009 г. универсальная торговая компания «Итотю» достигла соглашения с японским производителем автопокрышек «Йокохама Гому» о создании совместного предприятия по производству на территории ОЭЗ «Липецк» покрышек марки «Yokohama» в основном для легковых автомобилей. Доля «Йокохама Гому» в СП составила 80%, «Итотю» – 20%. Общий объем инвестиций в проект на первоначальном этапе оценивается в 160 млн. долл. США[33]. В марте 2010 г. состоялась церемония закладки первого камня в строительство завода, запущенного в мае 2012 г. Объем инвестиций в первую очередь предприятия, которая будет производить 1,4 млн. шин в год, составил 4,8 млрд. рублей. В дальнейшем «Yokohama» планирует довести объем инвестиций в проект до 11,7 млрд. рублей, а производственную мощность предприятия – до 3,5 млн. шин в год[34].

В декабре 2009 г. компания «Исудзу» приняла решение о строительстве производственных мощностей по сборке дизельных двигателей «Исудзу». Компанией также рассматривается возможность создания инжинирингового центра для разработки и адаптации продуктов специально под потребителей российского рынка.

В связи с тем, что многие японские инвесторы переориентируют свои капиталовложения не только в создание новых компаний, но и в развитие действующих российских предприятий, реализация инвестиционных проектов в форме создания СП остается весьма перспективной. Инвестиционная привлекательность регионов России для Японии очевидна: богатые запасы и разнообразие биоресурсов, растущий потребительский спрос и, соответственно, емкость внутреннего рынка, а также относительно низкий уровень стоимости земли, электроэнергии и прочих составляющих себестоимости продукции, повышающий конкурентные преимущества товаров, произведенных в России.

В частности, в сфере лесной и деревообрабатывающей промышленности примерами успешно реализованных японских проектов может послужить сотрудничество компании «Сумитомо Корп.» содним из крупнейших в России лесоперерабатывающих предприятийОАО «Тернейлес». В июле
2007 г. компания «Сумитомо Корп.» увеличила свою долю в уставном капитале ОАО «Тернейлес» до 45%. В 2009 г. японская компания открыла новые лесоперерабатывающие линии общей производительностью 420 тыс. куб. м в год. Общий объем японских инвестиций составил 18,1 млрд. иен (около150 млн. долл. США)[35].

В последние годы возрос интерес японских компаний к сфере российских телекоммуникаций и другим высокотехнологичным отраслям российской промышленности.

В этом контексте примерами успешного сотрудничества являются инвестиционные проекты, осуществленные компаниями «NTT-Com» и ЗАО «Компания ТрансТелеКом», а также «KDDI» и «Ростелеком» по введению в действие новых оптоволоконных линий связи, соединивших Дальний Восток России с Японией.

В октябре 2006 г. российский магистральный оператор связи
ЗАО «Компания ТрансТелеКом» и японская телекоммуникационная корпорация «NTT-Com» подписали договор о межсетевом взаимодействии, а в феврале 2007 г. компании заключили контракт о соединении своих сетей
оптоволоконным кабелем от о. Сахалин до о. Хоккайдо, что позволило организовать прямое высокоскоростное соединение телекоммуникационных сетей России и Японии.

В начале 2008 г. «ТрансТелеКом» и «NTT-Com» завершили прокладку, а в июле запустили в коммерческую эксплуатацию подводную волоконно-оптическую кабельную систему «Hokkaido-Sakhalin Cable System» (HSCS) на маршруте Невельск (о. Сахалин) – Исикари (о. Хоккайдо). Протяженность кабельной системы от Сахалина до Хоккайдо составила 570 км, пропускная способность системы – 640 Гбит/с. Общий объем инвестиций в проект составил более 50 млн. долл. США. «Hokkaido-Sakhalin Cable System» позволила организовать кратчайший телекоммуникационный маршрут для передачи данных из Токио в Лондон и стала неотъемлемой частью трансконтинентальной цифровой магистрали «TranTelecom Eurasia Highway», которая соединяет Юго-Восточную Азию и Западную Европу[36].

В феврале 2007 г. «Ростелеком» и «KDDI» заключили соглашение о прокладке телекоммуникационного кабеля между городами Находка и Дзёэцу (преф. Ниигата), которое позволило наладить прямую передачу из Японии большого объема информации не только российским, но и европейским потребителям. В июле 2008 г. компании объявили о завершении работ по прокладке кабеля и с сентября 2008 г. компании приступили к его коммерческой эксплуатации. Общая протяженность подводного кабеля составила около 1800 км (две кабельные трассы по 900 км), а пропускная способность – 640 Гб/с. Суммарный объем инвестиций «KDDI» и «Ростелеком» в реализацию проекта оценивается в 5 млрд. иен (около 42 млн. долл. США)[37].

В 2006 г. «Сумитомо Корп.» инвестировала в проект по предоставлению высокоскоростного беспроводного выхода в Интернет, основанного на технологии Wimax. Для реализации проекта на территории России была создана компания «Энфорта» (100%-е дочернее предприятие голландско-российской компании «Престиж Интернет»). В 2006 г. услугами по доступу было обеспечено 12 городов, в 2007 г. – 14 городов России. Технология Wimax позволяет обеспечить телекоммуникационными услугами российские регионы, в которых в настоящий момент доступ к сетям Интернет отсутствует или ограничен.

В 2007 г. станкостроительные компании «Ясукава» и «Фанук», контролирующие 20% мирового рынка индустриальных роботов, приняли решение о выходе на российский рынок промышленных многофункциональных роботов с целью обеспечения потребностей японских автомобильных компаний. Помимо центров продаж, компании организовали в РФ центры технического обслуживания роботов и сборку устройств по требованию заказчика.

В 2007 г. компания «Комацу» приняла решение о строительстве
в Ярославской области завода по сборке экскаваторов и погрузчиков. Общий объем японских инвестиций должен составить 8,5 млрд. иен (около 71,5 млн. долл. США). 2 июня в 2010 г. состоялось торжественное открытие завода. Производственные мощности на первоначальном этапе составят 3 тыс. экскаваторов и 7 тыс. погрузчиков. В настоящее время «Комацу» контролирует около 20% российского рынка дорожно-строительной техники и занимает 3-е место (после «Катерпиллера» и «Хитати Кэнки») по поставкам в Россию данной продукции[38].

По мере увеличения емкости российского рынка товаров народного потребления японские компании стали активно инвестировать как в производство товаров повседневного спроса, так и в сферу российской оптово-розничной торговли, создавая в крупных городах России свои представительства и налаживая торгово-сбытовые сети.

В декабре 2008 г. японская компания «Ниссин» приобрела 15% акций «Энглсайд», являющейся владельцем российского ООО «Маревен фуд сэнтрал» (производитель продовольственных товаров под торговыми марками «Роллтон» и «БигБон») и объявила о намерении в перспективе довести свою долю до 33% (инвестиции составили около 103 млн. долл. с последующим увеличением до 300 млн. долл. США) [39].

В 2009 г. японская компания «Юничарм Корп.» приняла решение об инвестировании около 50 млн. долл. США в создание собственных производств стерильных платков и детских подгузников в России. С целью обеспечения успешного выхода на российский рынок японская компания создала совместное предприятие со шведской компанией «SCA», доля продаж которой составляет 20% российского рынка. В 2010 г. состоялось торжественное открытие завода.

В конце 2008 г. компания «Фаст Ритэйлинг», занимающаяся выпуском повседневной одежды под маркой «Uniqlo», приняла решение выйти на российский рынок. В 2010 г. в Москве состоялось открытие первого розничного магазина «Uniqlo». В течение трех лет «Uniqlo» планировала открыть в России до десяти торговых центров [40], однако по состоянию на 31 января 2012 г. было открыто только два[41].

В августе 2008 г. компания «Асикс» приняла решение учредить в России дочернюю компанию. С 2009 г. эта компания начала осуществлять продажи спортивной обуви через 400 российских торгово-сбытовых точек, расположенных преимущественно в Москве. В перспективе компания планирует создание собственных дистрибьюторских сетей в России[42].

В 2008 г. компания «Сэйко» учредила в России дочернюю компанию «Сэйко-Россия» с уставным капиталом 210 млн. иен. По мнению руководства компании, спрос на дорогие часы в среде бизнесменов будет постепенно расти, и настало время перейти от поставок моделей стоимостью 500 – 1000 долл. США к дорогим вариантам ценой до 5000 долл. США[43].

Наши рекомендации