Проблемы развития предпринимательства
Ключевыми проблемами в постсоциалистических странах при переходе к рыночной экономике являются реформирование отношений собственности и развитие предпринимательства.
Переход к рыночной экономике в обязательном порядке предполагает формирование субъектов рыночных отношений – независимых, самостоятельных экономически ответственных товаропроизводителей. Для этого почти при абсолютном преобладании государственной собственности в экономике Беларуси этого периода требовалось осуществить разгосударствление и приватизацию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства.
Разгосударствление – это передача имущества из государственной собственности в иную – акционерную, коллективную, кооперативную, частную, смешанную.
Приватизация – это передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.
Формы собственности в нашей стране определяются Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. от 24 ноября 1996 г.) и Гражданским кодексом Республики Беларусь. В соответствии с этими основополагающими документами в нашей стране существуют две формы собственности – государственная и частная.
Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной (собственность административно-территориальных единиц). Исключительную собственность государства составляют недра, вода, леса. В собственности государства находятся также земли сельскохозяйственного назначения.
Реформирование государственной собственности в Беларуси началось в 1991 г. в соответствии с Основными положениями Программы перехода Белорусской ССР к рыночной экономике.
В преобразовании форм собственности в Беларуси выделяются три этапа.
На первом этапе (199 –1992 гг.) осуществлялась приватизация только за денежные средства, в основном по инициативе «снизу». Такие предприятия после приватизации преобразовались в коллективные (народные) предприятия, а впоследствии – в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. До 1993 г. приватизация проходила на основе отдельных временных нормативных актов и в целом не имела законодательной базы.
Второй этап приватизации начался с принятием в 1993 г. законов «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках», Государственной программы приватизации, других законодательных и нормативно-правовых актов. При приватизации каждого объекта 50 % стоимости оплачивалось деньгами и 50 % – чеками «Имущество». Средние и крупные предприятия промышленности, строительства, транспорта могли преобразоваться в открытые акционерные общества.
Третий этап – этап совершенствования стратегии и тактики преобразований отношений собственности. Его основные направления определяются указами Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию реформирования государственной собственности» (март 1995 г.), «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом», «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами» (ноябрь 1997 г.).
В 1998 г. принят Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», который позволил обеспечить единую государственную политику по реформированию государственной собственности, усилить социальную направленность этого процесса, создать благоприятные условия для привлечения отечественных и иностранных инвесторов.
В Республике Беларусь, согласно законодательству, используются следующие методы приватизации:
§ преобразование государственных организаций в акционерные общества (ОАО);
§ выкуп арендованного имущества арендной организацией;
§ продажа на аукционе и по конкурсу.
Главной целью разгосударствления и приватизации остается повышение эффективности производства и создание конкурентной среды, активизация инвестиционной и инновационной деятельности, привлечение иностранных инвестиций. При этом учитываются социальные и экологические последствия приватизации.
Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь, хозяйствующими субъектами могут быть коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Некоммерческими являются организации, не имеющие цели извлечения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для уставных целей, ради которых они созданы.
Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным фондом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и коммандитного товарищества. Хозяйственные общества – в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью.
Участниками полных товариществ и полными товарищами в коммандитных товариществах могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах – граждане и юридические лица.
Государственные органы и органы местного управления и самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах, если иное не установлено законодательством.
Полным является товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Коммандитным признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее размера, установленного законодательными актами.
Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Открытым акционерным обществом (ОАО) признается общество, если его участник может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную продажу их на условиях, устанавливаемых законодательством.
Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, признается закрытым акционерным обществом. (ЗАО). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.Число участников ЗАО не должно превышать числа, установленного законодательством. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право покупки акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Производственным кооперативом (артелью) является коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше полученного годового дохода в производственном кооперативе.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия.
По решению Правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в республиканской собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления – казенное предприятие. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Советом Министров. Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства.
Реструктуризация – это структурная организация, управленческая и финансовая адаптация предприятия к успешной работе в рыночных условиях. Процесс реструктуризации может быть пассивным и активным.
Пассивная реструктуризация осуществляется за счет рационального использования имеющегося оборудования, совершенствования форм и методов управления, маркетинговой деятельности, без значительных дополнительных финансовых средств. Пассивная реструктуризация осуществляется в сжатые сроки и, как правило, до приватизации.
Активная реструктуризация происходит за счет средств стратегического инвестора в постприватизационный период и рассчитана на более продолжительный период.
Важнейшими задачами реструктуризации белорусских предприятий являются снижение энерго- и материалоемкости производств и уменьшение их зависимости от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Особой формой реструктуризации является создание финансово-промышленных групп (ФПГ). Многие крупные предприятия во взаимодействии с банковскими структурами при широком использовании маркетинговых форм работы могут стать эффективными субъектами мирохозяйственных связей.
Основным принципом реструктуризации предприятий должна быть рыночная самоорганизация и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Регулярно стал составляться Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси. Основным критерием для включения в данный реестр является доля хозяйствующего субъекта на рынке конкретного товара, превышающая предельно установленную величину. Для хозяйствующих субъектов производителей товаров и услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) она составляет: для одного – 30 %, двух – 54, трех – 72, четырех – 95 %; для хозяйствующих субъектов – производителей продукции производственно-технического назначения – соответственно 45, 67, 86 и 100 %.
Наибольшее количество предприятий-монополистов в Республике Беларусь – в машиностроении и металлообработке, а по удельному весу в выпускаемой продукции предприятиями-монополистами лидируют химическая и нефтехимическая, стекольная и фарфорово-фаянсовая промышленность, черная металлургия. Для успешного осуществления антимонопольной политики первостепенное значение имеет всемерное развитие конкуренции.
Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).
В зависимости от условий, в которых происходит конкуренция, различают совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цены товара.
Чистая монополия является антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.
Особое место занимают «естественные монополии» (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна. Как правило, «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем.
Монополистическая конкуренция (или монополия по дифференцированному продукту) предполагает относительно большое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, практичностью (дифференцированный продукт).
Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Чаще всего олигополистический рынок представляют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Товары, выпускаемые олигополией, могут быть стандартными (как при совершенной конкуренции) и дифференцированными (как при рынке монополистической конкуренции).
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты. Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большой надежностью и сроком службы, более высокой производительностью.
Процесс развития конкуренции в переходной экономике во многом зависит от темпов преобразования отношений собственности.
Гражданский кодекс Республики Беларусь дает следующее определение предпринимательству: «Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления».
Предпринимательство может быть как частным, так и государственным и осуществляется как в индивидуальной, так в коллективной форме.
Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Основной формой юридического лица, осуществляющего государственное предпринимательство, является предприятие. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги.
Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении).
Для повышения эффективности государственного предпринимательства необходимо:
§ провести техническое обновление предприятий, перейти на высокие наукоемкие технологии, освоить новые образцы продукции, имеющие спрос на внутреннем и внешних рынках;
§ снизить издержки производства и расходов на управление;
§ усилить ответственность руководителей государственных унитарных предприятий за эффективное использование закрепленного за этими предприятиями на праве хозяйственного ведения государственного имущества;
§ обеспечить государственные инвестиционные проекты по обновлению и расширению производства.
Разновидностью государственного предпринимательства является также предоставление концессий – сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.
Переход к рыночной экономике связан с неуклонным увеличением негосударственной собственности и развитием частного предпринимательства.
Предприниматель – это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью (по производству либо реализации товаров и услуг). Результатом предпринимательства является коммерческий эффект, воплощенный в деньгах (прибыль).
Частное предпринимательство – это экономическая система, где хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица или фирмы при минимальном вмешательстве государства.
Фирма – это обобщенное название, используемое по отношению ко всем (или почти ко всем) организациям бизнеса. Фирмы бывают разные – от гигантских корпораций типа «Дженерал моторс» с многомиллиардным объемом выпуска и сотнями тысяч работников до мелких лавочек, где со всеми делами справляется один хозяин, а дневная выручка не превышает нескольких десятков долларов.
В странах с развитой рыночной экономикой существуют три формы организации предпринимательства:
§ Единоличное владение – такое индивидуальное частное предприятие, владельцем которого является одно лицо или одна семья, получающая весь доход (за вычетом расходов и налогов) и несущая весь риск за свою деятельность;
§ Партнерство возникает в случае, когда с целью ведения бизнеса объединяются ресурсы и предпринимательские навыки двух или более лиц;
§ Корпорация (акционерное общество) – доминирующей формой предпринимательства. Для нее характерно централизованное управление, длительный срок существования, превышающий продолжительность жизни отдельных держателей акций; ограничение ответственности акционеров в соответствии с долей их капиталовложений.
В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом
Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство в Республике Беларусь представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства – юридическим лицам – относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:
§ в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
§ сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек;
§ строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
§ других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговли – до 30 человек;
§ других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.
Развитие малого предпринимательства способствует созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни. Малый бизнес позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
В Беларуси последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве и государственной поддержке малого предпринимательства. Разрабатываются и реализуются ежегодные программы государственной поддержки и соответствующие региональные программы. В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования. На республиканском уровне, в областях, некоторых районах и городах работают советы по развитию предпринимательства.
Вместе с тем государственные меры по поддержке малого бизнеса осуществляются недостаточно последовательно. Местные органы управления не всегда заинтересованы в развитии малого предпринимательства.
Для субъектов негосударственной формы собственности по-прежнему сохраняются неравные условия функционирования по сравнению с государственными предприятиями, в частности, при выделении квот на приобретение сырья, формировании цен на сырье, материалы и комплектующие.
Государственная политика сфере малого бизнеса должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования и, как следствие, рост эффективности национальной экономики.