Тема 1. Основные этапы и направления развития экономической теории

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ.............................

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН........................................................ ……...

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА........................................................... …………

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.....................................................................................

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ....................................................................... ………..

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ………………………………………….

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К

ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ........................................... ………..

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Методические указания составлены в соответствии с (Ф) ГОС ВПО по направлению (специальности) 081100.62 Государственное и муниципальное управлениеутвержденного от 17.01.2011г. № 41, и учебного плана данного направления.

Целью дисциплины «Экономическая теория (микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика)» является подготовка в соответствии с квалификационной характеристикой бакалавра и рабочим учебным планом направления подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление.

Задачи изложения и изучения дисциплины – дать необходимые знания по экономической теории для решения задач профессиональной деятельности.

Требования к уровню подготовки бакалавра в рамках данной дисциплины.

Процесс изучения дисциплины «Экономическая теория (микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика)» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление (квалификация: бакалавр)

а) профессиональных (ПК):

организационно-управленческая деятельность:

умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-7)

информационно-методическая деятельность:

- умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные понятия и модели неоклассической институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики;

- основные макроэкономические показатели и методы их расчета.

Уметь:

- анализировать основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;

Владеть:

- навыками целостного подхода к анализу проблем общества.

Перечень дисциплин и их разделов, усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины

1. Философия - знание основных философских понятий, категорий, методов познания, общих закономерностей развития природы, общества и мышления.

2. История - знание сущности, форм, функций, методов и источников изучения истории, закономерностей и основных этапов социально-экономического развития России и зарубежных стран, владение навыками пользования историческими источниками.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание разделов и тем дисциплины Объем работы в часах Компетенции раздела (модуля)
Лекции ПЗ СР
Модуль 1. Введение в экономическую теорию. ПК-7, ПК-16
1. Основные этапы и направления развития экономической теории.    
2. Экономическая теория: предмет и метод исследования.      
Модуль 2. Общие проблемы экономической теории. ПК-7, ПК-16
3. Основные формы общественного хозяйства: рыночная (товарная) экономика. Основные характеристики.    
4. Товар и деньги.      
5. Рынок: содержание, функции, типы. Рыночная инфраструктура.    
6. Рыночный механизм и его элементы.      
7. Экономические институты и государство в рыночной экономике.    
8. Отношения собственности в рыночной экономике.      
Модуль 3. Основы микроэкономики. ПК-7, ПК-16
9. Предпринимательская деятельность: сущность, формы и современные особенности.      
10. Факторы производства и распределение факторов доходов.    
11. Издержки производства: основные характеристики.    
12. Ценообразование на факторы производства.      
13. Индивидуальное воспроизводство и движение инвестиционных ресурсов.      
14. Общее рыночное равновесие и социальная эффективность.    
Модуль 4.Основы макроэкономики. ПК-7, ПК-16
15. Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические цели и инструменты.    
16. Национальная экономика и общественное производство.    
17. Система национальных счетов.    
18. Теория экономического равновесия.      
19. Потребление, сбережение, инвестиции и макроэкономическое равновесие.      
20. Денежно-кредитная система.    
21. Финансовая система государства. Финансовая и фискальная политика государства.    
22. Инфляция: система антиинфляционных мер.    
23. Социальная политика государства.    
24. Экономический рост и его проблемы.    
25. Страны в мировой экономике.      
26. Международная торговля. Торговый и платежный баланс.    
27. Международная валютная система и валютный курс.      
28. Особенности переходной экономики России.      
  Итого:  

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература

  1. Киреев А.П. Микроэкономика для продвинутых: задачи и решения: учебное пособие для вузов/ А.П. Киреев, П.А. Киреев. - М.: Вузовский учебник, 2010.
  2. Тарасевич Л.С. Микроэкономика: учебник для вузов: рекомендовано Мин. образования/ Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский; СПбГУЭФ. - 6-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011.
  3. Васильева, Людмила Николаевна, Деева, Е. А. Моделирование микроэкономических процессов и систем../Л. Н. Васильева, Е. А. Деева.М., 2011
  4. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) :../под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова; Финансовая акад. при Правительстве Рос. Федерации..5-е изд., стер. М., 2009.
  5. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. –М.: Изд-во Юрайт. 2011.
  6. Черемных, Ю. Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень [Текст]: учебник / Ю. В. Черемных. – М.: ИНФРА-М, 2011. (Серия «Учебники экономического факультета МГУ им. Ломоносова»).

б) дополнительная литература

  1. Экономическая теория: Полный курс: учебник для вузов/ Фин. академ. при прав-ве РФ; ред. Т.В. Чечелова. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Либроком, 2010.
  2. Джейли, Дж.А. Микроэкономика. Продвинутый уровень [Текст] / Дж. А. Джейли, Ф. Дж. Рени ; пер. с англ. Е. А. Покатович. – М.: ГУ ВШЭ, 2011.
  3. Тарануха, Ю. В. Микроэкономика [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Ю. В. Тарануха ; под общ. ред. А. В. Сидоровича – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Дело и Сервис», 2009.

4. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. Н. Микроэкономика: В 3–х т./ Общая редакция В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 2008.

5. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник / Ин–т «Открытое о–во». – М.: Магистр, 2008.

6. Малыхин В.И. Математическое моделирование экономики. М.: УРАО. 2008.

7. Розанова Н.М. Фирма в экономической системе. М. ТЕИС. 2008.

8. Терехов Л.Л. Производственные функции. М.: Статистика, 2004.

9. Хикс Джон Р. Стоимость и капитал. М.: Издательская группа «Прогресс», 2003.

10. Черемных Ю. Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень. Учебник. М.: ИНФРА–М. 2008.

  1. Фридман, А. А. Лекции по курсу микроэкономики продвинутого уровня [Текст]: А. А. Фридман. – М.: ГУ ВШЭ, 2008.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические указания включают рекомендации по наиболее трудным вопросам, соответствующую литературу и вопросы для самопроверки. Для изучения курса необходимо использование материалов лекций, практических занятий, основной и дополнительной литературы, материалов периодической печати, Интернета.

Тема 1. Основные этапы и направления развития экономической теории

Общее представление о значении и состоянии теоретической экономики в современном мире. Возникновение экономической мысли. Экономические учения мира античности. Меркантилизм, физиократы. Классическая школа. Утопический социализм и коммунизм. Маржинализм. Неоклассицизм. Кейнсианство. Экономические теории послевоенного периода (теория экономики предложения, монетаризм, институционализм). Российская экономическая мысль и ее вклад в развитие теоретической экономики. Зарождение и становление экономической мысли в России. Российская экономическая мысль в 19 веке. Развитие теоретической экономики в трудах российских экономистов 20 века

Методические указания

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока.

Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в ХУ1-ХУП веках. (Меркантилизм, физиократия, классическая политическая экономия, марксизм, маржинализм, математическая школа).

К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX веков, главными направлениями которых являются: неоклассическое, кейнсианское, институциональтно-социологическое.

Существенную часть мировой экономической науки составляет Российская экономическая мысль.

Вопросы для самоконтроля

1.Когда возникла экономическая мысль и какие существуют документы древности об этом?

2. Охарактеризуйте учение меркантелистов и физиократов.

3. В чем заслуга А.Смита и Д. Рикардо?

4. В чем отличие марксистского экономического учения от предыдущих школ и теорий?

5. В чем принципиальное отличие маржиналистской теории от классической?

6. Охарактеризуйте взгляды институционализма и этапы его развития.

Наши рекомендации