Тема 1. Основные этапы и направления развития экономической теории
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ.............................
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН........................................................ ……...
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА........................................................... …………
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.....................................................................................
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ....................................................................... ………..
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ………………………………………….
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К
ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ........................................... ………..
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Методические указания составлены в соответствии с (Ф) ГОС ВПО по направлению (специальности) 081100.62 Государственное и муниципальное управлениеутвержденного от 17.01.2011г. № 41, и учебного плана данного направления.
Целью дисциплины «Экономическая теория (микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика)» является подготовка в соответствии с квалификационной характеристикой бакалавра и рабочим учебным планом направления подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление.
Задачи изложения и изучения дисциплины – дать необходимые знания по экономической теории для решения задач профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки бакалавра в рамках данной дисциплины.
Процесс изучения дисциплины «Экономическая теория (микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика)» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление (квалификация: бакалавр)
а) профессиональных (ПК):
организационно-управленческая деятельность:
умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-7)
информационно-методическая деятельность:
- умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные понятия и модели неоклассической институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики;
- основные макроэкономические показатели и методы их расчета.
Уметь:
- анализировать основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;
Владеть:
- навыками целостного подхода к анализу проблем общества.
Перечень дисциплин и их разделов, усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины
1. Философия - знание основных философских понятий, категорий, методов познания, общих закономерностей развития природы, общества и мышления.
2. История - знание сущности, форм, функций, методов и источников изучения истории, закономерностей и основных этапов социально-экономического развития России и зарубежных стран, владение навыками пользования историческими источниками.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание разделов и тем дисциплины | Объем работы в часах | Компетенции раздела (модуля) | ||
Лекции | ПЗ | СР | |||
Модуль 1. Введение в экономическую теорию. | ПК-7, ПК-16 | ||||
1. | Основные этапы и направления развития экономической теории. | ||||
2. | Экономическая теория: предмет и метод исследования. | ||||
Модуль 2. Общие проблемы экономической теории. | ПК-7, ПК-16 | ||||
3. | Основные формы общественного хозяйства: рыночная (товарная) экономика. Основные характеристики. | ||||
4. | Товар и деньги. | ||||
5. | Рынок: содержание, функции, типы. Рыночная инфраструктура. | ||||
6. | Рыночный механизм и его элементы. | ||||
7. | Экономические институты и государство в рыночной экономике. | ||||
8. | Отношения собственности в рыночной экономике. | ||||
Модуль 3. Основы микроэкономики. | ПК-7, ПК-16 | ||||
9. | Предпринимательская деятельность: сущность, формы и современные особенности. | ||||
10. | Факторы производства и распределение факторов доходов. | ||||
11. | Издержки производства: основные характеристики. | ||||
12. | Ценообразование на факторы производства. | ||||
13. | Индивидуальное воспроизводство и движение инвестиционных ресурсов. | ||||
14. | Общее рыночное равновесие и социальная эффективность. | ||||
Модуль 4.Основы макроэкономики. | ПК-7, ПК-16 | ||||
15. | Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические цели и инструменты. | ||||
16. | Национальная экономика и общественное производство. | ||||
17. | Система национальных счетов. | ||||
18. | Теория экономического равновесия. | ||||
19. | Потребление, сбережение, инвестиции и макроэкономическое равновесие. | ||||
20. | Денежно-кредитная система. | ||||
21. | Финансовая система государства. Финансовая и фискальная политика государства. | ||||
22. | Инфляция: система антиинфляционных мер. | ||||
23. | Социальная политика государства. | ||||
24. | Экономический рост и его проблемы. | ||||
25. | Страны в мировой экономике. | ||||
26. | Международная торговля. Торговый и платежный баланс. | ||||
27. | Международная валютная система и валютный курс. | ||||
28. | Особенности переходной экономики России. | ||||
Итого: |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
а) основная литература
- Киреев А.П. Микроэкономика для продвинутых: задачи и решения: учебное пособие для вузов/ А.П. Киреев, П.А. Киреев. - М.: Вузовский учебник, 2010.
- Тарасевич Л.С. Микроэкономика: учебник для вузов: рекомендовано Мин. образования/ Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский; СПбГУЭФ. - 6-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011.
- Васильева, Людмила Николаевна, Деева, Е. А. Моделирование микроэкономических процессов и систем../Л. Н. Васильева, Е. А. Деева.М., 2011
- Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) :../под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова; Финансовая акад. при Правительстве Рос. Федерации..5-е изд., стер. М., 2009.
- Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. –М.: Изд-во Юрайт. 2011.
- Черемных, Ю. Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень [Текст]: учебник / Ю. В. Черемных. – М.: ИНФРА-М, 2011. (Серия «Учебники экономического факультета МГУ им. Ломоносова»).
б) дополнительная литература
- Экономическая теория: Полный курс: учебник для вузов/ Фин. академ. при прав-ве РФ; ред. Т.В. Чечелова. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Либроком, 2010.
- Джейли, Дж.А. Микроэкономика. Продвинутый уровень [Текст] / Дж. А. Джейли, Ф. Дж. Рени ; пер. с англ. Е. А. Покатович. – М.: ГУ ВШЭ, 2011.
- Тарануха, Ю. В. Микроэкономика [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Ю. В. Тарануха ; под общ. ред. А. В. Сидоровича – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Дело и Сервис», 2009.
4. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. Н. Микроэкономика: В 3–х т./ Общая редакция В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 2008.
5. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник / Ин–т «Открытое о–во». – М.: Магистр, 2008.
6. Малыхин В.И. Математическое моделирование экономики. М.: УРАО. 2008.
7. Розанова Н.М. Фирма в экономической системе. М. ТЕИС. 2008.
8. Терехов Л.Л. Производственные функции. М.: Статистика, 2004.
9. Хикс Джон Р. Стоимость и капитал. М.: Издательская группа «Прогресс», 2003.
10. Черемных Ю. Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень. Учебник. М.: ИНФРА–М. 2008.
- Фридман, А. А. Лекции по курсу микроэкономики продвинутого уровня [Текст]: А. А. Фридман. – М.: ГУ ВШЭ, 2008.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические указания включают рекомендации по наиболее трудным вопросам, соответствующую литературу и вопросы для самопроверки. Для изучения курса необходимо использование материалов лекций, практических занятий, основной и дополнительной литературы, материалов периодической печати, Интернета.
Тема 1. Основные этапы и направления развития экономической теории
Общее представление о значении и состоянии теоретической экономики в современном мире. Возникновение экономической мысли. Экономические учения мира античности. Меркантилизм, физиократы. Классическая школа. Утопический социализм и коммунизм. Маржинализм. Неоклассицизм. Кейнсианство. Экономические теории послевоенного периода (теория экономики предложения, монетаризм, институционализм). Российская экономическая мысль и ее вклад в развитие теоретической экономики. Зарождение и становление экономической мысли в России. Российская экономическая мысль в 19 веке. Развитие теоретической экономики в трудах российских экономистов 20 века
Методические указания
Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока.
Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в ХУ1-ХУП веках. (Меркантилизм, физиократия, классическая политическая экономия, марксизм, маржинализм, математическая школа).
К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX веков, главными направлениями которых являются: неоклассическое, кейнсианское, институциональтно-социологическое.
Существенную часть мировой экономической науки составляет Российская экономическая мысль.
Вопросы для самоконтроля
1.Когда возникла экономическая мысль и какие существуют документы древности об этом?
2. Охарактеризуйте учение меркантелистов и физиократов.
3. В чем заслуга А.Смита и Д. Рикардо?
4. В чем отличие марксистского экономического учения от предыдущих школ и теорий?
5. В чем принципиальное отличие маржиналистской теории от классической?
6. Охарактеризуйте взгляды институционализма и этапы его развития.