Создание основ послевоенной экономики
Одной из неотложных задач, вставших перед народами Европы после того, как были удовлетворены основные потребности выживания, было восстановление законности, правопорядка и государственной администрации. В Германии и в союзных с ней странах военные администрации союзников приняли на себя
функции, связанные с завершением перехода к мирной жизни. Большинство стран, ставших жертвами нацистской агрессии, в период войны сформировали правительства в изгнании в Лондоне. Эти правительства вернулись на родину вслед за армиями союзников и вскоре стали осуществлять свои обычные функции.
Их возвращение, однако, не означало просто «возврата к нормальному положению дел» — химере 1920-х гг. Память об экономических потрясениях 1930-х гг. сохранилась, и никто не хотел повторения этого опыта. На европейском континенте лидеры подпольного сопротивления нацистской Германии сыграли важную роль в послевоенной политике, и товарищеский дух этого движения, в котором доминировали социалисты и коммунисты, во многом содействовал преодолению довоенного классового антагонизма, а также привел много новых людей во властные структуры. В Великобритании участие лейбористской партии в коалиционном правительстве Черчилля принесло ее лидерам большое уважение и влияние в стране, что дало им возможность одержать первую безоговорочную победу на выборах вскоре после окончания войны в Европе. Наконец, сама масштабность задачи восстановления хозяйства указывала на возросшую роль государства в экономике и общественной жизни по сравнению с довоенным периодом.
Во всех странах последствия развития этих тенденций вызвали потребность общества в политических, социальных и экономических реформах. Реакция на эту потребность в экономической сфере приняла форму национализации ключевых секторов экономики (таких, как транспорт, энергетика и отчасти банковская система), развития системы социального страхования и социального обслуживания (включая пенсии по старости, пособия многодетным семьям, бесплатное или субсидируемое медицинское обслуживание и расширение возможностей получения образования), возложения на правительства большей ответственности за поддержание удовлетворительного функционирования экономики. Даже Соединенные Штаты приняли в 1946 г. Закон о занятости, в соответствии с которым был создан Совет экономических консультантов при президенте, а на федеральное правительство была возложена обязанность поддерживать высокий уровень занятости.
На международном уровне планирование послевоенного устройства мира началось еще в ходе войны. Уже в августе 1941 г. на своей драматической встрече на борту военного корабля в Северной Атлантике (точнее, в заливе Пласеншия у берегов Ньюфаундленда) Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль подписали Атлантическую хартию, которая обязала их страны (а впоследствии и других членов ООН) осуществить восстановление многостороннего режима регулирования мировой торговли вместо двухстороннего режима 1930-х гг. Разумеется, это была только декларация о намерениях, не предусматривавшая каких-либо конкретных
действий сторон; но, по крайней мере, это была декларация о добрых намерениях.
Затем в 1944 г. на международной конференции на курорте Бреттон-Вудс в Нью-Гемпшире, на которой ключевую роль играли американские и британские делегаты, был заложен фундамент двух крупнейших международных институтов. На Международный валютный фонд (МВФ) была возложена ответственность за управление структурой обменных курсов различных мировых валют, а также за финансирование краткосрочных дисбалансов в международных платежных отношениях. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), также известный как Всемирный банк, должен был предоставлять долгосрочные займы для реконструкции разрушенных войной экономик, а впоследствии — для содействия развитию беднейших стран мира. Эти два института начали функционировать лишь в 1946 г. и по причинам, которые будут рассмотрены позднее, наладили эффективную работу лишь спустя несколько лет. Однако начало восстановлению мировой экономики было положено.
На конференции в Бреттон-Вудсе был также рассмотрен вопрос о создании Международной торговой организации (МТО), на которую предполагалось возложить задачу выработки правил справедливой международной торговли. Конференции по этому вопросу проводились и в дальнейшем, однако максимум, чего удалось достичь — это заключение более ограниченного Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанного в Женеве в 1947 г. Подписавшие его страны обязались использовать принцип наибольшего благоприятствования в торговле (т.е. не прибегать к дискриминационным мерам), предпринимать усилия по снижению тарифов, ликвидировать существующие количественные ограничения торговли (квоты) и не прибегать впредь к их установлению, а также проводить взаимные консультации перед тем, как осуществлять важные изменения во внешнеторговой политике. Эти условия были значительно скромнее того, что ожидалось от МТО, и они не всегда соблюдались на практике. Однако под эгидой ГАТТ было проведено несколько международных конференций, которые многое сделали для сокращения тарифных барьеров. Количество участников ГАТТ, которых в 1947 г. было лишь 23, превысило 80 спустя два десятилетия.
План Маршалла и экономические «чудеса»
К середине или к концу 1947 г. большинство стран Западной Европы, кроме Германии, восстановили свой довоенный уровень промышленного производства. (О Германии речь пойдет ниже.) Однако, разумеется, довоенный уровень производства был далеко не удовлетворительным. Более того, зима 1946—1947 гг. выдалась
чрезвычайно суровой, а за ней последовала длительная засуха, поразившая большую часть Европы, в результате чего урожай 1947 г. оказался самым плохим в XX в. Было ясно, что многое еще предстоит сделать.
В условиях валютного и финансового хаоса 1930-х гг. практически все европейские и многие другие страны ввели меры валютного контроля. Иными словами, их валюты нельзя было конвертировать в валюты других стран без специальной лицензии, выданной правительственными органами. Другим аспектом валютного контроля было требование о сбалансированности двусторонних торговых потоков, которое явилось главной причиной радикального сокращения международного товарооборота. Эти меры валютного контроля, равно как и многие другие, с неизбежностью сохранялись в период войны. После ее завершения дефицит многих товаров — продовольствия, сырья, запасных частей и т.д. — диктовал, казалось бы, необходимость продолжения валютного контроля. Товары, импорт которых мог способствовать устранению дефицита, можно было приобрести главным образом за океаном, особенно в Северной и Южной Америке. Но для их приобретения необходимы были доллары, а доллары в Европе были самым большим дефицитом.
Американская финансовая помощь, как указывалось выше, содействовала некоторому ослаблению «долларового голода» в первые два послевоенных года. Кроме того, Соединенные Штаты и Канада совместно предоставили Великобритании в декабре 1945 г. займ в размере 5 млрд долл., который помог не только этой стране, но — благодаря импорту товаров с континента — также и другим странам. Тем не менее, в конце весны 1947 г. становилось все более очевидным, что послевоенное восстановление находилось под серьезной угрозой. Более того, обострявшаяся «холодная война» между США и СССР и роль коммунистических партий в политике некоторых западно-европейских государств, особенно Франции и Италии, дали американским властям повод для беспокойства относительно политической стабильности Западной Европы. 5 июня 1947 г. генерал Джордж Маршалл, назначенный президентом Трумэном на пост государственного секретаря США, в своем выступлении в Гарвардском университете заявил, что, если страны Европы скоординированно выступят с просьбой об оказании помощи, то встретят поддержку со стороны администрации США. Это явилось началом так называемого плана Маршалла.
Министры иностранных дел Франции и Великобритании немедленно рассмотрели это предложение и пригласили своего советского коллегу встретиться в Париже для обсуждения европейского ответа на американское предложение. (Маршалл специально подчеркивал, что помощью в соответствии с его предложением могут воспользоваться Советский Союз и другие страны Восточной Европы. Трудно сказать, предвидел он или нет, что СССР откажется от сотрудничества. В любом случае, советский министр
иностранных дел, хотя и прибыл в Париж, вскоре покинул его, заклеймив план Маршалла как «империалистический заговор».) С необычной в дипломатических делах оперативностью представители 16 государств встретились в Париже 12 июля 1947 г., объявив себя Комитетом европейского экономического сотрудничества (КЕЭС). Он включал в себя все демократические страны Западной Европы (и Исландию), нейтральные Швецию и Швейцарию, все еще находившуюся под военной оккупацией Австрию, а также недемократические Португалию, Грецию и Турцию (которой США уже предоставили военную помощь для борьбы с угрозой коммунистического переворота). Финляндия и Чехословакия проявляли заинтересованность в участии, но были «поставлены на место» Советским Союзом. Ни СССР, ни другие страны Восточной Европы представлены не были. Франкистская Испания не была приглашена, а Германия, все еще оккупированная, не имела правительства, которое могло бы участвовать в переговорах.
Администрации США предстояло убедить население и Конгресс в том, что дальнейшая экономическая помощь Европе отвечала их интересам. С этой целью администрация начала мощную лоббистскую кампанию, и весной 1948 г. Конгресс утвердил Закон о зарубежной помощи, в соответствии с которым была учреждена Программа восстановления Европы (European Recovery Program, ERP), реализация которой была поручена Администрации экономического сотрудничества (Economic Cooperation Administration, ЕСА). В то же время в Европе не было единодушного мнения о целях программы. Британские официальные лица надеялись получить больше помощи непосредственно от США, чем через каналы европейской организации. (В этом, возможно, заключалась и главная причина неучастия СССР в первой организационной встрече: советские руководители также напрасно надеялись на поступление помощи в рамках двусторонних отношений.) Французы беспокоились относительно будущей роли Германии в любых вновь создаваемых организациях. Менее крупные страны имели свои собственные основания для беспокойства. Тем не менее, после того как Конгресс США утвердил программу, Комитет европейского экономического сотрудничества был реорганизован в Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), которая вместе с Администрацией экономического сотрудничества отвечала за распределение американской помощи. Члены ОЕЭС также должны были выделить средства в своих национальных валютах, распределение которых осуществлялось с согласия Администрации экономического сотрудничества.
В целом, включая помощь, предоставленную Франции, Италии и Австрии в конце 1947 г. в режиме неотложных мер, в рамках Программы восстановления Европы к началу 1952 г. США выделили около 13 млрд долл. экономической помощи в форме займов и безвозмездных трансфертов. Это дало возможность странам ОЕЭС закупить необходимые импортные товары в странах
долларовой зоны. Почти одна треть (32,1%) импорта состояла из продуктов питания, кормов и удобрений, закупки которых осуществлялись в основном на протяжении первого года реализации программы. Затем приоритеты сдвинулись в сторону импорта средств производства, сырья и топлива, который был призван способствовать восстановлению европейской промышленности и росту ее экспорта.
Германия поначалу занимала аномальное положение в Программе восстановления Европы. После ее поражения в мае 1945 г. главы правительств США, Великобритании и СССР встретились в июле в Потсдаме, недалеко от Берлина, для определения судьбы Германии, но их решение предусматривало только продолжение военной оккупации. (Франция, хотя и не представленная в Потсдаме, получила разрешение Великобритании и США оккупировать часть Германии, непосредственно примыкавшую к ее границам.) Это решение не подразумевало постоянного разделения страны и должно было действовать на временной основе. Однако впоследствии разногласия между Россией и западными союзниками привели последних к необходимости предоставлять все больше и больше автономии немцам в их зоне оккупации. Советские власти отвечали такими же номинальными уступками в восточной зоне, хотя и поддерживали строгий контроль через своих политических марионеток и присутствие советских войск. Конечным результатом стало разделение Германии на два отдельных государства: Федеративную Республику Германия (Западная Германия) и Германскую Демократическую Республику (Восточная Германия). Берлин, хотя и находился в глубине советской зоны, также был разделен на четыре сектора, впоследствии сокращенные до двух: Восточный Берлин, столицу ГДР, и Западный Берлин, входивший в состав ФРГ. В отсутствие немецкого правительства верховную власть номинально осуществлял союзнический Контрольный совет, хотя на деле каждая оккупационная держава управляла своей зоной самостоятельно.
Решения Потсдамской конференции предусматривали демонтаж военных и других отраслей тяжелой промышленности Германии (уже начатый русскими), выплату репараций победителям и жертвам нацистской агрессии, жесткое ограничение производственных мощностей и последовательную программу денацификации, включавшую суд над нацистскими лидерами как военными преступниками. В действительности только последняя цель была реализована так, как задумывалось первоначально. Советские власти демонтировали многие предприятия в своей зоне и вывезли их в Россию в счет репараций. После краткой попытки западных держав получить материальные репарации и распустить крупные промышленные объединения в своих зонах ответственности, они поняли, что немецкую экономику нужно сохранить не только для того, чтобы поддержать немецкий народ, но и для того, чтобы помочь восстановлению экономики Западной Европы. Они пере-
смотрели свою политику и, вместо того чтобы ограничивать германское производство, сделали шаги в сторону его стимулирования. Одним из способов добиться этой цели было обеспечение экономического объединения, — процесс, начатый созданием в конце 1946 г. «Бизоний» (Bizonia), объединения американской и британской зон оккупации, к которому впоследствии присоединилась французская зона. Так же, как в свое время Таможенный союз стал предшественником создания Германской империи, так и экономическое объединение западных зон оккупации определило очертания будущей ФРГ.
Тем временем возникли новые трудности. Для обеспечения выживания населения в западных зонах оккупации (быстро возраставшего вследствие притока беженцев с востока), американская военная администрация в период 1945 — 1948 гг. профинансировала около двух третей необходимого импорта, преимущественно продовольствия. Для стимулирования экономического восстановления в своих зонах западные державы в июне 1948 г. провели денежную реформу, заменив обесцененные и презираемые рейхсмарки на дойчмарки в соотношении 10 к 1. (Реформа облегчалась тем, что население фактически отказалось от старых денег и перешло к бартерной системе обмена, в которой кофе, шелковые чулки и особенно сигареты выполняли роль как меры ценности, так и средства обращения.) Результат, быстрый и ошеломляющий, стал именоваться Wirtschaftswunder (экономическим чудом). Товары, которые прежде припрятывались и продавались на черном рынке, стали продаваться открыто. Склады заполнялись, фабрики заработали, и Западная Германия начала свое поразительное экономическое возрождение.
Советский Союз, с которым не консультировались по поводу денежной реформы и который воспринял ее как нарушение Потсдамского соглашения (каковым она и являлась на самом деле), ответил закрытием всех дорог и железнодорожных линий между западными зонами оккупации и Западным Берлином. Советское руководство надеялось таким способом заставить западные державы вывести свои войска из Берлина или, по крайней мере, добиться от них уступок по спорным вопросам. Вместо этого западные союзники быстро ответили широкомасштабной доставкой стратегических запасов в Западный Берлин по воздуху. В грандиозной операции, продолжавшейся более года, воздушные силы США и Великобритании совершили почти 300 тыс. вылетов в Берлин, перевозя в разгар операции более 8000 тонн грузов ежедневно. «Воздушный мост» снабжал не только западные войска, но также и 3 млн жителей Западного Берлина.
Тем временем Западная Германия постепенно интегрировалась в Программу восстановления Европы. Поначалу, в 1948 г., помощь для западных зон оккупации распределялась американской военной администрацией. Затем западно-германским землям разрешили выбрать представителей на конституционное совещание, и
в мае 1949 г. была создана ФРГ. В ответ Советский Союз вскоре после этого создал так называемую Германскую Демократическую Республику. В сентябре блокада Берлина была снята.
Теперь, когда Западная Германия была полностью интегрирована в ОЕЭС и в план Маршалла, экономическое восстановление Западной Европы можно было считать законченным, но предстояло сделать еще очень многое. План Маршалла был завершен в 1952 г.; его результаты превзошли ожидания многих его участников и даже некоторых авторов. Он не привел к созданию Соединенных Штатов Европы, как надеялись некоторые, и не решил многие серьезные проблемы. Однако Западная Европа не только восстановила свою экономику и превзошла довоенный уровень производства; были также созданы ОЕЭС и другие институты, которые стимулировали подъем экономики до новых высот.
Одним из наиболее важных новых институтов был Европейский платежный союз (ЕПС). Как уже говорилось раньше, одним из главных препятствий к расширению торговли в первые послевоенные годы была нехватка иностранной валюты, особенно долларов, и связанная с ней необходимость взаимного сбалансирования торговли. Был предпринят ряд попыток преодолеть это ограничение, но они были неуклюжими и не очень эффективными. Наконец, в июне 1950 г. страны ОЕЭС с помощью гранта в размере 500 млн долл., предоставленного США, создали ЕПС. Этот механизм позволил осуществлять свободную многостороннюю торговлю внутри ОЕЭС. В конце каждого месяца подводился баланс внутриевропейских торговых потоков. Страны с общим дефицитом дебетовались по центральным счетам; если их дефициты были большими, эти страны должны были осуществлять их частичное погашение золотом или долларами. С другой стороны, страны с активным сальдо внутриевропейской торговли кредитовались по центральным счетам; в случае большого активного сальдо часть соответствующей суммы страны получали в золоте или в долларах, что давало им возможность импортировать больше товаров из так называемых зон твердой валюты (главным образом из долларовой зоны). Это стимулировало страны ОЕЭС увеличивать экспорт в торговле друг с другом и уменьшать свою зависимость от США и других заокеанских поставщиков.
Результаты оказались весьма примечательными. В течение двух десятилетий после создания ЕПС мировая торговля росла в среднем на 8% в год; иными словами, темпы ее роста были самыми высокими в истории, за исключением нескольких лет после заключения торговых договоров в 1860-е гг. Основной прирост, конечно, приходился на Европу — как на внутриевропейскую торговлю, так и на торговлю между Европой и странами других континентов. Деятельность ЕПС была настолько успешной, что, в сочетании с совокупным ростом торговли, позволило странам ОЕЭС восстановить свободную конвертируемость своих валют и полноценную многостороннюю торговлю в 1958 г.
468 В 1961 г. ОЕЭС
469 была преобразована в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), к которой присоединились Соединенные Штаты и Канада (а позднее Япония и Австралия). Это — организация передовых промышленных держав, созданная для координации помощи развивающимся странам, принятия решений по вопросам макроэкономической политики и для обсуждения других проблем, представляющих взаимный интерес.
Примерно четверть века после Второй мировой войны были самым длительным периодом непрерывного роста индустриальных стран мира и самых высоких темпов экономического роста в истории (рис. 15.1). Для промышленно развитых стран в целом (ОЕЭС, США, Канада и Япония) средние темпы роста валового внутреннего продукта в расчете на одного занятого с 1950 г. по 1973 г. составляли около 4,5% в год. Темпы роста в отдельных странах составляли от 2,2% в Великобритании до 7,3% в Японии. Рост был наиболее быстрым в тех странах, которые имели изобилие трудовых ресурсов либо в результате сокращения доли сельского населения (например, Япония, Италия, Франция), либо в результате притока беженцев (Западная Германия). Рост в Соединенных Штатах, Канаде и Великобритании, которые имели самый высокий доход на душу населения к концу войны, был более медленным, чем рост в континентальной Западной Европе и Японии, но более быстрым, чем на протяжении любого другого периода их истории аналогичной продолжительности. В то же время темпы роста стран со сравнительно низким доходом на душу населения внутри индустриальной группы — Италии, Австрии, Испании, Греции и Японии — были выше средних по группе.
Термин «экономическое чудо», как указывалось ранее, был впервые использован для описания поразительного роста экономики Западной Германии после денежной реформы 1948 г. Когда выяснилось, что высокие темпы роста сохранились и на протяжении 1950-х и 1960-х гг., этот термин стал применяться ко всей эпохе. Вскоре было замечено, что темпы роста в ряде других стран, особенно в Италии и Японии, были даже более высокими, чем в Германии. Чудеса множились! Или их не было? Высокие темпы экономического роста в большинстве промышленно развитых стран были, конечно, замечательны и не имели прецедентов в истории, но они едва ли были чудом. В каждом случае для них существовали веские причины.
Американская помощь сыграла решающую роль в запуске механизма восстановления. Затем европейцы обеспечили продолжение его работы благодаря высоким уровням сбережений и инвестиций. Временами рост потребления и инвестиционных расходов приводил к возникновению серьезного инфляционного давления, но оно никогда не было столь разрушительным, как гиперинфляции после Первой мировой войны. Большая часть инвестиций пошла в закупку оборудования для выпуска новых продуктов и внедрения новых производственных процессов. В период Великой
Рис. 15.1. Экономическое восстановление и рост в Западной Европе,
Гг.
Источник: United Nations Statistical Yearbook, издания за различные годы.
470-471депрессии и войны накопился существенный задел технологических инноваций, который как будто ждал, чтобы капитал и квалифицированный труд обеспечили его применение. Фактически европейские экономики находились в застое на протяжении жизни целого поколения. Помимо того, что при этом они лишились потенциальных плодов ускорения роста, они работали с устаревшим оборудованием и отстали от США в области технологического прогресса. Таким образом, технологическая модернизация не только сопровождала так называемое экономическое чудо, но и явилась важным фактором, ему содействующим.
Другим существенным фактором стала роль правительства. Оно прямо и косвенно участвовало в экономической жизни в гораздо более крупных масштабах, чем раньше. Правительства национализировали некоторые базовые отрасли экономики, разрабатывали экономические планы и предоставляли широкий спектр социальных услуг. Тем не менее, частное предпринимательство отвечало за основную часть экономической деятельности. В среднем от одной четверти до одной трети национального дохода в Западной Европе создавалось в государственном секторе. Хотя эта доля была гораздо больше, чем до войны, она была более чем в 2 раза меньше той, которую обеспечивал частный сектор экономики. Экономические системы послевоенной Западной Европы были в равной степени далеки и от стереотипа капитализма XIX в., и от доктринальных социалистических экономик Восточной Европы. В смешанных экономиках, или государствах благосостояния, как стали характеризоваться западные демократии, правительства приняли на себя решение задач обеспечения общей стабильности и климата, благоприятного для роста, а также предоставления минимальной защиты экономически слабым и необеспеченным, но отдали в руки частного сектора решение задачи производства товаров и услуг, необходимых населению.
На международном уровне относительно высокая степень межправительственного сотрудничества сыграла значительную роль в повышении эффективности экономической деятельности. Сотрудничество не всегда было спонтанным (иногда оно даже требовало давления со стороны Соединенных Штатов), и некоторые многообещающие проекты провалились именно из-за недостатка сотрудничества. Но в целом контраст с довоенными годами был очевиден.
Наконец, в долгосрочном периоде большая заслуга принадлежит человеческому капиталу, которым была богата Европа. Высокий уровень грамотности и деятельность специализированных учебных заведений (от детских садов до технических школ, университетов и исследовательских учреждений) гарантировали наличие квалифицированного персонала и интеллектуальную мощь, обеспечивавшие эффективное освоение новых технологий. В первом упоении успехами плана Маршалла многие наблюдатели сделали неверный вывод о том, что для экономического развития достаточно только материального и финансового капитала. Было
предпринято несколько грандиозных проектов, основанных на этом ошибочном предположении, такие как Альянс за прогресс между Соединенными Штатами и странами Латинской Америки, которые закончились неудачей и разочарованием.