Регионализация и интеграция субьектов РФ
Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного хозяйства.
В России интеграционные процессы тесно взаимосвязаны с происходящими преобразованиями.
Интеграция в России была и остаётся важным индикатором общей социально – экономической ситуации в стране и, одновременно, важнейшим механизмом улучшения этой ситуации.
Региональная интеграция – явление многих факторов и составляющих, происходит в различных сферах (экономике, политики, социальной сфере). К тому же в настоящий момент данное явление становится всё более важным внешним фактором общественно экономического развития стран. В этой связи исследование интеграционных процессов имеет большое практическое и теоретическое значение для эффективного использования возможностей.
Процесс региональной интеграции обуславливает возникновение различных политических, социальных и экономических противоречий и негативных явлений. Поэтому исследование таких явлений обладает нарастающей актуальностью в плане обнаружения причинной обусловленности, закономерностей их оптимального развития.
Под интеграцией понимается постепенное сближение хозяйств регионов при создании ими определённого экономического пространства со своими механизмами взаимодействия.
К настоящему времени в отечественной экономической науке сформировались различные подходы к определению содержания региональной политики. Региональная экономическая политика подразумевает дифференцированную диагностику экономических регионов страны с целью выработки направлений развития. Помимо чисто экономических, можно отметить такие задачи, как социальные, политические, а также охрану окружающей среды. Экономические мотивы обычно рассматриваются как наиболее важные, однако их относительная важность неодинакова в зависимости от страны.
Региональная экономическая политика, или местное планирование, включает все формы общественного вмешательства, направленные на улучшение территориального распределения экономической деятельности.
Регионализация экономики, являющаяся одной из форм её трансформации, получили дополнительный импульс в результате преобразований в общественной и экономической сфере России. Преодоление присущего плановой экономике отраслевого принципа управления хозяйственной жизнью страны открыло возможность для полноправного развития территориально – институциональных форм организации производственно – экономической деятельности в регионах.
Исследователи пришли к выводу, о необходимости проведении политики поэтапной интеграции региональных социально- экономических комплексов в единое экономическое пространство национальной экономики.
Такая точка зрения обусловлена тем, что на состоянии экономики регионов России отрицательно сказывается ослабление и распад складывавшихся десятилетиями хозяйственных связей между регионами, хозяйствующими субъектами. Особенно усиленно экономическая дезинтеграция сказалась на экономических связях между регионами страны
в 90-е годы XX столетия. Это был в значительной мере естественный процесс, диктуемый необходимостью адаптации к рыночным отношениям, вхождением в мировую экономику.
Вместе с тем фактическая потеря контроля со стороны государства над происходящим в экономике и социальной сфере, допущенные в ходе реформ ошибки привели к тому, что перевод экономики страны на рыночную основу сопровождался большими экономическими, социальными, политическими издержками.
К наиболее существенным последствиям, влияющим в настоящее время на экономическое развитие страны, относятся следующие:
1. Сжатие внутреннего рынка, обусловленного падением внутреннего производственного и потребительского спроса, существенным ростом тарифов на энергоносители и грузовые перевозки, приходом на российский рынок конкурентоспособной зарубежной продукции.
2. Фактический распад реального сектора народного хозяйства на две, в значительной мере, самостоятельные части: внутреннеориентировочные и экспертно- ориентированные отрасли. Точки пересечения этих двух секторов находятся в основном в сфере инфраструктуры.
3. Возникновения крупных финансово – промышленных групп, вертикально - интегрированных многоотраслевых холдингов, контролирующих значительную часть производства и сбыта важнейших видов продукции (так называемые олигополии). В своей деятельности они зачастую не учитывают долговременные интересы государства, конкретных субъектов Российской Федерации, среднего у малого бизнеса, населения, а эффективных действий федеральной власти, направленных на ограничение монопольных устремлений и политического влияния олигополий, пока не просматривается.
4. Фрагментация единого экономического пространства на множество мелких, локальных рынков, сопровождающаяся концентрацией успешно работающих предприятий в одних регионах. Формирование бюджетов субъектов Российской Федерации, напрямую зависит прежде всего от наличия на их территории успешных предприятий экспортно – ориентированных отраслей.
В условиях рыночной экономике происходящие в нашей стране исследование данной проблемы должно основываться на теории управления. Специализация, кооперация и интеграция различных территориальных структур играют важную роль в повышении эффективности их функционирования, т.к. территориальная экономическая интеграция должна сопровождаться диверсификацией основных видов деятельности территориальных комплексов под рыночный спрос. В таком толковании теоретической трактовке территориальная экономическая интеграция получит наиболее ощутимый социально- экономический результат. При этом интеграцию различных объектов и различных видов деятельности, следует рассматривать как объективную категорию общественного воспроизводства.