Предмет и метод экономической науки
Система экономических знанийвключает собственно экономические знания, научный язык, предмет и метод исследования. Эти компоненты взаимосвязаны и представляют собой единую систему.
Различают несколько уровней экономических знаний - обыденные, эмпирические, научные.
Обыденные знания - это наши знания, не систематизированные, сложившиеся в результате нашего восприятия наблюдаемых экономических процессов.
Эмпирические знания - это знания об экономических фактах, осмысленные и переработанные в устойчивые знания, в исходный материал для науки.
Обыденные и эмпирические знания еще не позволяют объяснить другие экономические явления.
Научные знания - это общеэкономические, прикладные и междисциплинарные научные теории. Научные знания позволяют объяснять и прогнозировать экономические процессы.
В процессе развития экономической науки уточняются уже имеющиеся знания, создаются новые знания, новые теории. Сохранение и передача научных знаний осуществляется с помощьюнаучного языка, включающего категории и законы.
Экономические категории - это понятия, теоретически обобщающие свойства, черты экономических процессов. Следующей, более высокой ступенью абстракции являются экономические законы.
Экономические законы выражают существенные, устойчивые, повторяющиеся связи в экономических процессах.
Предмет ЭТ.Становление ЭТ как науки относится к 16-17 векам, к моменту развертывания капиталистических отношений в Европе. Представления о предмете и методах исследования ЭТ менялись от 16 к 20 веку.
Начальная школа меркантилизма (16 - 17 вв) трактовала предмет ЭТ как объяснение накопления национального богатства торгующими странами в виде золотого запаса. Основной метод меркантилизма - эмпирический. Французская физиократия 18 века, считая предметом ЭТ также источник богатства, причиной богатства объявляла сельскохозяйственное производство. Английская классическая политэкономия 18- начала 19 века наряду с источником общественного богатства поставила в качестве предмета ЭТ справедливое, гармоничное социально-экономическое устройство общества. Этот подход к предмету ЭТ позднее развили Маркс и марксисты. Основные методы английских классиков и марксистов - абстрактно-логический и диалектико-материалистический. Современная трактовка предмета сформулирована в конце 19 начале 20 веков школами маржинализма и кейнсианства.
Предметом ЭТ является исследование деятельности субъектов экономики по использованию ограниченных ресурсов для производства благ с целью максимального удовлетворения все возрастающих потребностей человека.
Методология ЭТ.Методология должна включать все стадии работы с экономической информацией: сбор, систематизацию и анализ фактов, построение теоретических моделей и их верификацию, разработку рекомендаций для практики (экономической политики).
Экономисты применяют методологию общепринятую для естественных и общественных наук, но рассматривают факты с позиции принципа «издержки - выгода». Экономистов интересует динамика издержек и выгод, затрат и результатов. В изучении экономических явлений можно продвигаться как от теории к фактам, так и от фактов к теории.
Многие науки базируются на фактах, проверяя свои гипотезы практикой. Это эмпирический метод исследования.
Анализ фактов и их обобщение до принципов и теорий - это индуктивный метод исследования.
Выдвижение гипотез, сопоставление (проверка) их с фактами - это дедуктивный метод.
Метод, использующий индукцию и дедукцию, называют абстрактно-логическим.
Методом исследования экономики является системный подход. Это общенаучный метод, включающий в себя такие методы как научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, логическое и историческое. В системном подходе исследуются не только односторонние причинно-следственные связи явлений, но и функциональные связи,то есть прямые и обратные зависимости между величинами (пример цена и спрос).
Системный подход предполагает разные уровни исследования экономики: уровень одной экономической единицы (рынка, фирмы, потребителя) и уровень всей экономики в целом (производство общественного продукта, уровень цен, величина безработицы, уровень инфляции). Первый уровень является предметом исследования микроэкономики, второй уровень - макроэкономики.
Системный подход предполагает рассмотрение экономики в динамике, развитии. Экономика по-разному себя ведет в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде, когда параметры экономической системы практически неизменны, действуют одни правила, в долгосрочном периоде, когда учитываются изменения параметров системы, - другие правила. Функциональные связи, динамика и развитие являются элементами диалектического метода.
В экономическом анализе учитывается ограниченность ресурсов, что вынуждает производителей выбирать оптимальные технологии, позволяющие получить максимальный выпуск продукции в сложившихся условиях. Учитывается также рациональность поведения человека,например, в инфляционной обстановке рациональным поведением является увеличение расходов на потребление (избавление от наличных денег, которые обесцениваются, и перевод их в товары) и уменьшение расходов на сбережение.
В ЭТ широко используется моделирование, которое позволяет исследовать экономические процессы путем построения и изучения их условных, виртуальных образов - моделей. Поскольку экспериментальное моделирование в экономике невозможно, то используется теоретическое моделирование, то есть создаются словесные, графические, математические модели процессов. При этом, используются статические(для определенного момента времени) и динамические(для прогнозирования развития системы в будущем), балансовые (с единственным вариантом решения при заданных внешних параметрах) и оптимизационные (с расчетом оптимального варианта использования ресурсов по заданным критериям), линейные (когда параметры системы связаны линейной зависимостью) и нелинейные(в которых зависимости между параметрами системы носят сложный характер и требуют других приближенных методов решения) модели.
Итак, в ЭТ используют следующие общенаучные методы исследования: эмпирический, абстрактно-логический, диалектический, математический, системный.