Тема 12. Цикличность развития экономики. Инфляция и безработица
Задание №12.Изучить теорию циклов экономического развития, выяснить сущность и взаимосвязи безработицы и инфляции
Обсуждение с преподавателем следующих вопросов:
1.Экономический цикл: причины циклических колебаний.
2. Аграрные кризисы их отличия от промышленных. Структурные кризисы.
3. Взаимодействие инфляции и безработицы, Кривая Филлипса. Закон Оукена.
4. Особенности экономических кризисов в постсоветской экономике.
5 .Сущность и форма безработицы. Влияние безработицы на ВНП. Закон Оукена.
6. Причины, сущность и виды инфляции.
7.Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
Методические рекомендации по выполнению задания: при подготовке использовать лекции, рекомендованную литературу и вопросы для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем причины циклических колебаний в экономике?
2. Каковы разновидности экономических циклов?
3. Какова структура экономического цикла?
4. Что такое инфляция? Каковы ее причины?
5. Назовите виды инфляции, дайте их характеристики.
6. Кто считается безработным? Назовите виды безработицы.
7. Как измеряется безработица? Что такое безработица?
8. Какую зависимость отражает кривая Филлипса?
Тема 13. Государственное регулирование экономики.
Финансовая система и финансовая политика государства.
Задание №13Выяснение сущности денежной, финансовой, кредитной, экономической политики государства.
Обсуждение с преподавателем следующих вопросов:
. Понятие и типы денежной системы.
2. Сущность и формы кредита.
3. Финансовая система и ее основные звенья. Государственный бюджет. Государственный долг.
4. Принципы и формы налогообложения
Методические рекомендации по выполнению задания: при подготовке использовать лекции, рекомендованную литературу и вопросы для самоконтроля
Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте характеристику элементов денежной системы.
2. Дайте характеристику денежных агрегатов.
3. Выявите факторы, оказывающие влияние на спрос, предъявляемый на денежном рынке.
4. Дайте характеристику кредита.
5. Рассмотрите структуру банковской системы.
Тема 14. Социальная и региональная политика государства.
Задание №14.Изучение сущности социальной и региональной политики государства.
Обсуждение с преподавателем следующих вопросов:
1.Проблема неравенства.
2.Основные направления социальной защиты населения в РК.
3.Сосотяние и перспективы регионального развития РК.
Методические рекомендации по выполнению задания: при подготовке использовать лекции, рекомендованную литературу и вопросы для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля:
1. Основные инструменты социальной политики?
2. Распределение дохода в обществе?
3. Состояние и перспективы регионального развития РК?
Тема 15. Международные аспекты экономического развития.
Задание №15.Изучение сущности международного разделения труда и места Казахстана в нем.
Обсуждение с преподавателем следующих вопросов:
1.Теория сравнительных преимуществ.
2. Влияние глобализации на социально-экономические процессы страны.
3. Участие Казахстана в мировых интеграционных процессах и международных экономических организациях.
Методические рекомендации по выполнению задания: при подготовке использовать лекции, рекомендованную литературу и вопросы для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое теория сравнительных преимуществ?
2. Назовите цели и инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности?
3. Назовите основные приоритеты экономической интеграции?
Казахско-Американский университет
Факультет «Экономика и право»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТА ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
(СРСП)
По дисциплине «Основы экономической теории»
Для специальностей: 5В070300 – ИС, 5В070400 – ВТиПО,
5В090200 – Туризм, 5В090400 – СКС,
5В020200 – Международные отношения
Алматы 2014 г.
Тема 1. «Возникновение и развитие экономической теории».
Задание №1.К лекциям и семинарским занятиям изучите литературу по теме и подготовьте следующие вопросы:
- Что является предметом экономической теории?
- Какова связь экономической теории с другими науками?
- Что вы знаете о методологии?
- Дайте характеристику основных методов экономического исследования.
- Что вы понимаете под экономическими законами?
- Как характеризуются экономические категории?
- Что вы можете сказать о хозяйственной деятельности человека?
- Что вы понимаете под экономической и социальной средой жизнедеятельности
- человека?
Цель самостоятельной работы:Изучить предмет и методы экономической теории.
Методические рекомендации по выполнению задания:при подготовке использовать лекции, рекомендованную литературу, упражнения и задачи.
Упражнения
1. Раскройте содержание функции «Экономической теории», соотношение «Экономической теории» и «Экономической политики».
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ | |||||||||||||||
ПРЕДМЕТ - Экономическое поведение людей - закономерности общественного воспроизводства, - факторы экономического роста | ФУНКЦИИ - познавательная - практическая - идеологическая - планово-прогностическая | ИНСТРУМЕНТАРИЙ - категориальный аппарат - математический аппарат - кибернетика - реформирование | МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ - позитивный и нормативный - анализ и синтез - индукция и дедукция - научная абстракция | ||||||||||||
ПОЗНАЕТ | |||||||||||||||
УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ | ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПОРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА | |||||||||||||
ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |||||||||||||||
ПРОИЗВОДСТВО - материальное - нематериальное | РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - ресурсов - товаров и услуг - рабочей силы | ОБМЕН - деятельностью - продуктами труда - информацией | ПОТРЕБЛЕНИЕ - производственное - личное | ||||||||||||
ФОРМИРУЕТ | |||||||||||||||
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ: меркантилисты, физиократы, классическая политэкономия, марксизм, маржинализм, кейнсианство, неоклассическое направле-ние, институционализм, неокейнсианское направление и др. | ПРИКЛАДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: менеджмент, маркетинг, финансы, банковское дело, бухгалтерский учет, коммерческая логистика и др. | ||||||||||||||
ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ | |||||||||||||||
Рисунок 1. Экономическая теория и ее значение
2. Раскройте взаимосвязь потребностей и экономических интересов, используя рисунок 2.
Потреб-ности | Инте-ресы | Заинте- ресованность | Деятель-ность | Результат деятель-ности | Удовлет-ворениеперво-начальной потребности | Новая потреб-ность | |||||||||
3. При характеристике типов экономических законов воспользуйтесь рисунком 3. Приведите примеры этих законов.
Экономические законы | |||||||||||||
Объективные | Субъективно- психологические | ||||||||||||
Законы, тенденции | Абсолютные законы | Специфические | Особенные | Общие | |||||||||
Рисунок 3. Типы экономических законов
14. Изучение экономической теории должно способствовать выработке научного мышления. Используя рисунок 4., дайте характеристику научного мышления:
Типы экономического мышления | ||||
Обыденное: - субъективные взгляды на экономику; - отрывочные и односторонние сведения; - поверхностные представления о событиях. | Научное: - объективные сведения о действительности; - всесторонний, целостный взгляд на экономику; - выявление сущности явлений. | |||
Рисунок 4. Типы экономического мышления
Форма контроля:Опрос, выполнение упражнений, задач
Список рекомендуемой литературы:
1.Курс экономической теории. Под общ.ред.проф.Чепурина М.Н. и проф.Кисилевой Е.А. Киров, 2009, гл.2, с.24-44.
2.Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей. Под ред.А.В.Сидоровича, Ф.М.Волкова. М., Изд-во МГУ, 2010, гл.1, с.12-33.
3. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник. Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. М., ПРОМО-Медиа, 2009, гл.1, с.5-57.