Регион (Приморский край) – Объект управления

Регион, как объект управления, включает в себя три крупных взаимосвязанных блока: природная среда, население, экономика. Рассмотрим систему показателей, характеризующих экономику региона по этим блокам.

Региональный блок – "Природная среда" описывается показателями, характеризующих природно-ресурсный потенциал региона. К основным характеристикам земельных ресурсов государства и региона в частности относятся, помимо его общей площади (земли), наличие природно-минеральных ресурсов, водные, морские ресурсы, площадь населения на единицу площади и прочие показатели. Земли, находящиеся в пределах региона, составляют земельный фонд региона (Приморского края в частности). Выгодное положение и большой природно-ресурсный потенциал Приморского края являются основными условиями развития хозяйства края: горно-добывающей промышленности, морского транспорта, рыбной, лесной промышленности и сельского хозяйства. Требования блока "Природная среда", предъявляемые к управлению, достаточно однозначны – это охрана и мероприятия по восстановлению первоначального состояния окружающей среды.

Региональный блок – "Население" характеризуют показатели определяющие:

численность и структуру населения, трудовые ресурсы;

рост уровня жизни, благосостояние, в т. ч.: валовой региональный продукт, объемы дохода и расхода (бюджета) на душу населения и пр.;

средняя заработная плата.

Требования блока "Население", предъявляемые к управлению состоят в повышении, в росте перечисленных выше показателей.

Региональный блок "Экономика" в большой степени зависит от организации региональной экономической системы и включает в себя производство, движение материальных, финансовых и информационных потоков между основными агентами экономики региона: предприятиями, объединенных в отрасли, домашними хозяйствами и государственными учреждениями.

· Движение материальных потоков представляет собой движение товаров, услуг в последовательности: Межрегиональные материальные потоки - рынок материальных ресурсов - производство товаров, услуг в регионе - реализация рынке товаров и услуг – их потребление. В процессе производства товаров, услуг формируется предложение, а в процессе их реализация рынке формируется спрос на все товары и услуги, потребляемые в регионе. При производстве и реализации отдельных товаров и услуг формируются региональные рынки: материальных и трудовых ресурсов, мощностей, которые характеризуют конкурентоспособность региона.

· Движение финансовых потоков проходящих через регион представляет собой движение финансов по схеме: Межрегиональные финансовые потоки - рынок товаров и услуг - финансы региона (накопление) - оплата за материальные и трудовые ресурсы, налоги государству, проценты за финансовые услуги, дивиденды учредителям - получение прибыли. В совокупности это движение формирует финансовые рынки.

Каждая операция в процессе движения товаров и услуг, финансов сопровождается соответствующим документом, которые в совокупности представляют собой движение информационных потоков, проходящих через регион.

Требования блока "Экономика", предъявляемые к управлению, весьма сложны и не однозначны. Это связано с тем, что налоговые поступления зависят от производственной деятельности всех предприятий (фирм) региона, цели которых состоят в получении как можно высоких прибылей (и, как следствие, уменьшения налоговых отчислений). Их меньше всего интересуют всевозможные теоретические разработки, например, «нанотехнологии», отдача от которых будет через десять-пятнадцать лет. А ведь этим определяется научный и экономический потенциал государства и регион как его части. Поэтому государство (и регион в частности), наряду с решением социальных вопросов в бюджете должен: а) разрабатывать различные целевые программы, оказывающие определенное влияние на развитие экономики региона; б) содействовать созданию территориально-производственных комплексов (кластеров) [16], выпускающих продукцию высокого качества (мирового уровня), и, которые дают основу для доходной части бюджета.


        Администрация Приморского края - Субъект управления
    Прогнозирование Прогноз развития экономики региона     Состояние экономики региона за прошедший и текущий период         
    Состояние экономики на будущий период              
  Цели   Планирование Бюджет Доходная Расходная Части   Состояние бюджета региона за прошедший и текущий период ‚   Нормативно-справочная (плановая, бюджетная, налоговая) информация (База данных)  
    Состояние бюджета региона на будущий период   На сохранение ƒ (после утверждения)     План. На сохранение
    Принятие решений Законодательное собрание Приморского края По плану По контролю   Анализ текущего состояния поступлений и финансирования бюджетных организаций     Контроль (Финансовый)
                  Факт.  
    Регулирование (Администрация Приморского края)   Воспроизводство За счет бюджетных ассигнований (региональных государственных)   Учет Статистический учет (Территориальный орган федеральной службы по ПК)  
                 
    Управляющее воздействие         Информация о состоянии региона  
                     
        Регион (Приморский край) – Объект управления
      Природная среда Население Экономика
  Межрегиональные материальные потоки   Рынок ресурсов     Рынок товаров,  
  Материальные Ресурсы   Управление фирмой (контур планир., контроля) Воспроизводство   Услуг  
  Трудовые     Клиенты  
  Мощности (Капитал) Ресурсы   Производство (Фирмы-Отрасли региона) Товары Пользователи  
    Финансы Затраты Финансы Стоимость Фирмы  
Межрегиональные финансовые потоки                  
  Государство     Бюджетные   Финансовые   Собственники  
  (Налоги) Уровень Доходы организации и   организации – банки   (учредители)  
  Федеральный   Социальная сфера   (проценты)   (Дивиденды)  
    Региональный Налоги            
    Муниципальный   Информация о налоговых поступлениях  
                     
                                         

Рис. 12.1. Схема организации управления регионом (Взаимосвязь функций управления в регионе) mail: [email protected]

Воспроизводственные процессы включают в себя воспроизводство регионального продукта, трудовых ресурсов, капитала, природных ресурсов и т. п. Они происходят наряду движением материальных, финансовых и информационных потоков, и показаны на схеме рис.12.1 пунктиром.

Воспроизводство регионального продукта ставят задачи увеличения валового регионального продукта, ежегодного увеличения темпов прироста, нацеленность региона на интенсивные технологии и пр.;

Воспроизводство трудовых ресурсов требует решения демографических задач, улучшения социальной составляющей жизни каждого жителя региона.

Воспроизводство капитала требует увеличения основных производственных фондов региона, увеличения рабочих мест, и хотя эти задачи в основном предпринимательские регион должен отслеживать и помогать их решения.

Воспроизводство природных ресурсов требует использования ресурсосберегающих технологий, разработки мер по охране окружающей среды и пр.

При оценке и исследовании факторов, влияющих на тенденции развития экономики региона, это «амортизация», инвестиции на уровне фирмы, государственные ассигнования на уровне региона и государства в виде «целевых программ».

Напомним, амортизация это перенос стоимости основных средств на стоимость выпускаемой продукции. До 1992 года (в социалистический период времени) амортизационные отчисления в законодательном порядке нельзя было ни на что использовать только, как на ремонт и покупку новых основных средств. С приходом Ельцина к власти этот закон был отменен и амортизационные отчисления могли использоваться для любых целей. Отсюда колоссальное устаревание основных фондов России. А амортизационные отчисления - это очень большие средства – 15-17% от общей стоимости основных средств РФ. При этом надо понимать, амортизационные отчисления только восстанавливают изношенные средства. В итоге хотелось бы видеть, как предпринимательская деятельность с помощью государственного регулирования сначала восстанавливала изношенные фонды, а затем добавляли инвестиции для развития экономики региона.

Инвестиции на уровне фирмы формируются за счет прибыли предприятия, кредита, лизинга и пр. - задача региональных органов управления состоит в стимулировании этих финансово-производственных процессов.

Эти два фактора воспроизводства реализуются на нижнем уровне экономики (фирмы) – на рис. показаны пунктиром, остальные факторы могут оказывать влияние только на верхнем уровне (бюджет).

Государственные бюджетные ассигнования на уровне региона и государства в виде «целевых программ»осуществляются в порядке и в соответствии законами и методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом, раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств. Подробнее см. раздел 12.3.5.

Заработная плата основных производственных рабочих и служащих обеспечивает их существование, а налоговые поступления от производства и воспроизводства регионального продукта определяют объемы доходной части бюджета региона и обеспечивают существование бюджетной части населения региона. Доходы население определяют платежеспособный спрос на региональное производство товаров и услуг, их потребление и инвестиции в развитие экономики региона. Все это оказывает определенное влияние на занятость населения и на развитие социальной сферы, т. е. развитие экономики региона определяет его социальное развитие.

Переход к рыночной экономике и реальному федерализму сопровождается тем, что каждый регион — субъект федерации становится экономической подсистемой федерации с сильной взаимосвязанностью своих основных элементов с экономическими элементами других регионов. Межрегиональный обмен осуществляется теперь на рыночной основе, и поэтому регион как рынок испытывает влияние внешних конкурирующих и дополняющих рынков товаров, труда и капитала.

Показатели «Экономика» включают в себя понятия:

валового регионального продукта (ВРП), промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, в т. ч. по отраслям (видам деятельности): материального производства – промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. п.; не материального производства – коммунальное и бытовое хозяйство, наука, образование, медицина, культура и т. п.;

ВРП на душу населения;

объемы доходных и расходных частей бюджета, в т.ч. по статьям и отраслям;

объемы дохода и расхода на душу населения;

производительность труда, в т. ч. по отраслям и пр.

Здесь представлены основные показатели экономики региона. На их основе, как правило, строятся целевые показатели развития экономики и благосостояния населения региона.

Наряду с представленными показателями имеется множество показателей, направленных на обеспечение и реализацию роста основных показателей (показатели второго уровня):

· в области развития экономики региона и обеспечение заданных темпов:

роста (динамика ВРП, производство промышленной, с/х продукции и т. д.; те же показатели на душу населения); рост производительности труда, снижение энергоемкости ВРП и пр. в сравнении с базовым годом; инвестиции в основной капитал, иностранные инвестиции и отдача от них; промышленный и пр. экспорт; производство продукции местных товаропроизводителей; развитие потенциала территории инфраструктуры, развитие научного потенциала и его использование, развитие трудового потенциала и пр.;

· в области благосостояния населения региона:

оценка роста уровня жизни, благосостояния, в т. ч. валового регионального продукта, объемы дохода и расхода (бюджета) на душу населения и пр.; средняя заработная плата.

На функционирование экономики региона оказывает влияние внешняя среда, к показателям ее описывающим относятся: инфляция, дотации, субсидии федерального уровня в бюджет региона, иностранные инвестиции и т. п.

В совокупности все представленные показатели представляют информационную модель региона Imr, см. [2], стр. 164-166.

Информационную модель может характеризовать текущее состояние региона (т. е. отчетные данные за некоторый период времени) и будущее состояние экономики региона (т. е. целевые (плановые) показатели на некоторый будущий период времени).

Наши рекомендации