Предмет и основные направления макроэкономики
Лекция 6.
Роль государства в экономике. Социальное государство.
Макроэкономические показатели, характеризующие эффективность государственной политики
Предмет и основные направления макроэкономики
Макроэкономика, национальное хозяйство, экономика страны в целом – всё это тождественные понятия, которые характеризуют исторически сложившуюся в определённых территориальных границах систему общественного воспроизводства. Национальное хозяйство несёт на себе отпечаток исторических, естественно-географических, политических и социально-экономических особенностей, отличающих его от других стран в мировом сообществе.
Макроэкономическая теория–это раздел экономической теории, изучающий, как функционирует экономическая система на уровне страны в целом с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия и платежного баланса.
Макроэкономическая система – это результат взаимодействия множества её относительно самостоятельных хозяйствующих субъектов. В простейшем виде структуру национального хозяйства можно представить в виде схемы (рис. 1).
Концентрируя внимание на наиболее значимых экономических факторах, определяющих политику государства в сфере хозяйства страны, макроэкономика оставляет за «кадром» поведение отдельных экономических агентов – домашних хозяйств и фирм.
Если микроэкономика имеет дело с ценой отдельного товара на конкретном рынке, то макроэкономика отслеживает «уровень цены», т.е. средний показатель от всех цен на всех рынках и для очень широкой категории товаров. Микроэкономика интересуется уровнями заработной платы и численностью занятых и безработных на частном рынке труда, в производстве определенного вида товара, макроэкономика изучает проблему всех занятых в стране, среднего уровня заработной платы всех работающих, общего числа безработных и т.д.
Предметом макроэкономикиявляются экономические процессы, протекающие в масштабе национального хозяйства. К ключевым проблемам макроэкономического анализа относятся: определение объема национального производства, причины существования безработицы, природа экономических циклов, факторы и механизм экономического роста, причины и условия развития инфляции, влияние внешнеэкономических факторов на состояние национальной экономики. Макроэкономика оперирует такими переменными, как национальный продукт и национальный доход, общий уровень цен, темпы инфляции, уровень безработицы, темпы экономического роста.
Субъектами макроэкономических процессов становятся более широкие категории «действующих лиц»: население, трудовые ресурсы, самодеятельное население, безработные.
Цель макроэкономического анализа – выявление сложившейся ситуации в социально-экономическом развитии страны на основе использования показателей, объективно отражающих процесс воспроизводства.
Макроэкономика как самостоятельная научная дисциплина возникла в 30-е гг. XX в. Основоположником макроэкономики является английский экономист Дж. М. Кейнс (1883 - 1946). Теоретическая концепция Кейнса была изложена в фундаментальной работе «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г. Идеи Кейнса оказали столь глубокое влияние на взгляды экономистов, развитие экономической теории и экономическую политику, что их появление и быстрое распространение получило название «кейнсианская революция».
Сказанное не означает, что до начала XX в. экономисты не занимались макроэкономическими проблемами. Свои взгляды на проблемы определения объемов национального производства, уровня занятости, инфляции, общественного производства, государственного регулирования национальной экономики высказывали меркантилисты, физиократы, представители классической политической экономии, в том числе и Маркс. Но именно в трудах Кейнса макроэкономика была представлена как определенная теоретическая система. Он предложил принципиально новый подход к изучению экономических процессов. Объектом анализа в кейнсианской теории стали совокупные, агрегированные величины, а сама теория была представлена в виде моделей, описывающих условия и результаты совместной деятельности всех участников экономической жизни. Эти модели позволили дать математическую интерпретацию макроэкономического поведения, установить функциональные зависимости между различными макроэкономическими переменными. Благодаря этому создавалась возможность эмпирической проверки теоретических моделей и их использования для разработки экономической политики. Таким образом, кейнсианская школа выработала систему категорий и инструментарий экономического анализа, которыми пользуются экономисты различных школ и направлений. В этом смысле М. Фридмен, лидер монетаризма, утверждал, что все современные экономисты являются кейнсианцами.
Центральным пунктом кейнсианской концепции является положение о том, что рыночный механизм не способен обеспечить устойчивое развитие экономики при полной занятости. Напротив, современная рыночная система содержит внутренние причины, порождающие экономические колебания, периодические спады производства и периоды длительного существования вынужденной безработицы. Поэтому необходимо государственное регулирование национальной экономики, чтобы противодействовать развитию нежелательных тенденций, сглаживать экономический цикл и обеспечивать полную занятость. Для подобного рода «точной настройки» в кейнсианской теории предлагается использовать меры бюджетного и денежно-кредитного регулирования, а также разрабатывается инструментарий стабилизационной макроэкономической политики.
Итак, национальная экономика (макроэкономика) — это совокупность экономических субъектов и связей между ними, характеризующаяся хозяйственной целостностью, общностью в определенных временных и пространственных рамках.
Основные признакинациональной экономики:
1) наличие тесных экономических связей между хозяйствующими субъектами страны на основе разделения труда;
2) единая экономическая среда, в которой действуют хозяйствующие субъекты; ее образуют:
а) единое хозяйственное законодательство;
б) единая денежная система;
в) общая финансовая система;
3) общий экономический центр, контролирующий деятельность хозяйствующих субъектов. Этим центром выступает
государство;
4) общая система экономической защиты. Это своего рода экономические границы в виде экспортно-импортных пошлин, квот и т.д.