Юм: механизм цен и денежных потоков
Tis none of the wheels of trade; 'Tin the oil D. Hume. 1752
Если деньги — не капитал и не двигатель торговли, то какую же роль отводила им классическая политэкономия? Краткий афористичный ответ на этот вопрос дал Дэвид Юм (1711-1776), знаменитый шотландский философ, друг А. Смита. Деньги, по выражению Юма, — «это не колеса торговли, это смазка для них». Ему же принадлежит и первое теоретическое обоснование пассивной по преимуществу роли денег в хозяйственных процессах.
Под деньгами Юм подразумевал драгоценные металлы — золото и серебро. В основе его теории лежали три основных положения:
а) чистый платежный баланс страны оплачивается драгоценны
ми металлами (этот тезис разделялся всеми меркантилистами);
б) уровень цен определяется количеством денег в стране (это по
ложение — не что иное, как простейшая форма количественной тео
рии денег);
в) соотношение импорта и экспорта зависит от отношения меж
ду уровнями цен внутри страны и за рубежом.
Опираясь на эти положения, Юм проследил цепочку зависимостей между денежной массой, ценами и платежным балансом:
—рост денежной массы (в результате активного торгового баланса
или деятельности золотодобытчиков) недет к росту цен внутри страны;
—как следствие снижается конкурентоспособность отечественных
товаров, импорт относительно дешевеет, экспорт сдерживается',
—это сказывается на платежном балансе, который становится пас
сивным, что вызывает отток денег из страны;
—в результате ситуация начинает развиваться в противополож
ном направлении: внутренние цены снижаются — конкурентоспособ
ность страны растет — платежный баланс улучшается - приток де
нег в страну возобновляется... и т.д.
Теория Юма продемонстрировала тщетность меркантилистской политики^ нацеленной на привлечение денег в страну: нет смысла специально регулировать денежные потоки, если сами они зависят от объективных условий торговли, таких, как уровень цен и конкурентоспособность продукции. Одновременно это была одна из пер-иых успешных попыток четкого описания механизма саморегулирования в экономике.
Теория Юма и лежащая в ее основе количественная теория денег органично дополняли мир «реальной»(«продуктовой») экономики классической школы. В самом деле: приток денег воздействует только на уровень цен, но никак не на «реальные» процессы — объем и структуру спроса и производства. Задача экономиста — объяснить реальные процессы, т.е. проникнуть за денежную «вуаль». Эти взгляды разделялись признанными лидерами классической политической экономии Ж.-Б. Сэем, Д. Рикардо, Дж.Ст. Миллем. -
Закон Сэя
...Унации всегда есть средства купить все, что она производит...
Комплекс идей основоположников классической школы отом, что экономическое благополучие нации определяется не столько ее денежными накоплениями, сколько величиной общественного продукта и пепрерывностыоего кругооборота, в самом начале XIX в. всвоем «Трактате политической экономии» (1-е издание — 1803 г.) обобщил француз Жан-Батист Сэй (Сэ) (1767—1832) — последователь и главный популяризатор теории Смита в континентальной Европе. Это обобщение Сэй назвал законом рынков сбыта, в современной истории эконо-
мической мысли оно обычно фигурирует как закон Сэя. ВАнглии аналогичную идею первым сформулировал в 1807 г. Джеймс Милль(1773— 1836) — отец Джона Стюарта Ми лля. Закон Сэя стал неотъемлемой частью политико-экономической теории для многих представителей классической школы, включая Д. Рикардо и Дж.Ст. Милля.
По своему первоначальному замыслу закон рынков сбыта был направлен против меркантилистов с характерным для них упором на роль денег. Как указывал Сэй, «не изобилие денег, а общее изобилие продуктов — вот что способствует продажам. Такова одна из важнейших истин политической экономии» . Одновременно он критиковал защитников праздного потребления, разъясняя, вслед за Смитом, что сбережения, будучи добавленными к капиталу, не ведут к уменьшению спроса: они потребляются в том же году, но уже иным — производительным — способом.
«Рынки» и «рынки сбыта»
На русском языке закон Сэл обычно называют просто законом рынков. Такое же словоупотребление принято в английском языке: law of markets. Между тем во французском оригинале «Трактата» речь шла о рынках — debouches в отличие от рынков marches (прямого эквивалента английского markets). В главе 4, при рассмотрении границ рынка у Смита, мы уже сталкивались с неоднозначностью понятия «рынок*, которое в одних случаях подразумевает определенный механизм согласования спроса и предложения, в других - величину потенциального спроса, сферу сбыта определенной продукции. Закон Сэя продолжает смитовскую тему рынков — сфер сбыта, а вовсе не тему рынка-механизма (marche, market). Вот почему стандартный перевод (законрынков) менее точно передает смысл оригинала, чем используемое в этой главе выражение «законрынков сбыта».
Основной смысл закона Сэя сводится к утверждению, что производство само создает себе спрос: «Всякий продукт с момента своего создания, — подчеркивал Сэй, — открывает рынок сбыта для других продуктов на всю величину своей стоимости» °. Этот вывод логически вытекал из смитовского определения естественной цены товаров как суммы доходов:
£>= W+ Р+ R.
9 Цит. по: Baumol W. Say's (at least) eight laws, or what Say and James Mill
may really have meant. Economics (44). 1977 May. P. 148.
10 Цит. по: Rima 1 Development of Economic Analysis. L.: Routledge, 1996
P. 130.
Для всей массы товаров Q (суммарная цена товаров) символизирует в этой формуле совокупное предложение, тогда как W + Р + R (сумма доходов — заработной платы, прибыли и ренты) — это не что иное, как совокупный спрос.
В условном мире естественных цен, отражающих равновесие спроса и предложения на рынке всякого товара или фактора производства, закон Сэя был не более чем тавтологией. Вместе с тем он невольно указывал на важную особенность спроса и предложения на макроуровне: если на отдельном рынке спрос и предложение — функции разных, как правило взаимно не зависимых, факторов, то в отношении совокупного спроса и совокупного предложения этого сказать нельзя. Их общей основой служит совокупный общественный продукт. Соответственно, с ростом величины продукта, при прочих равных условиях, предложение и спрос растут пропорционально. Отсюда следовал и главный вывод Сэя о невозможности общего кризиса перепроизводства: « Общий спрос на продукты всегда равен сумме имеющихся продуктов... Нельзя представить, чтобы продукты труда всей нации стали когда-либо избыточными, если один товар дает средства для покупки другого»''.
Но тем самым закон Сэя закрывал путь к ответу на вопрос, который в жизни становился все более злободневным, — об экономических кризисах. Сэй и его единомышленники обходили проблему смягчением формулировок, разъясняя, что речь не идет о полном совпадении спроса и предложения, что на отдельных рынках их расхождение возможно при условии, что недостаточный спрос на одном рынке компенсируется избыточным спросом на других; что совпадение спроса и предложения достигается в среднем, в тенденции, и дисбалансы возможны, но лишь как временное явление. Уже в XX в. с уче-| том этих оговорок были разграничены две версии закона Сэя: смягченную версию стали называть равенством Сэя; более жесткую, постулирующую тождественное равенство спроса и предложения на макроуровне — тождеством Сэя.
Судьба закона Сэя в истории экономической науки полна драматическими событиями. С одной стороны, фигура Сэя-теоретика час-10 вызывала скептическое отношение12, а в аргументах, на которых
11 Цит. по: Baumol W. Say's (at least) eight laws, or what Say and James Mill
may really have meant//Economica (44). 1977. May. P. 156.
12 Вот как в начале XX в. начинает изложение данной темы наш соотече
ственник М.И. Тугай-Барановский: «Проблемарынка была впервые поставле
на в науке одним из самых слабых теоретиков политической экономии, Ж. Б.
Сэ, совершенно лишенным способности теоретического углубления, всегда сколь
зившим лишь по поверхности явлений» (Туган-Барановский М.И. Основы по
литической экономии. 1-е изд., 1909; цит. по изданию: М.: РОССПЭН, 1998).
базировался закон, были обнаружены серьезные изъяны. С другой стороны, закон привлекал к себе все новые волны интереса, всякий раз открывая исследователям свои новые грани. В результате отношение к закону Сэя и сегодня служит разделительной чертой между ведущими направлениями макроэкономической мысли.