Тема 3. Конкурентоспособность страны
3.1 Теоретические аспекты конкурентоспособности стран
3.2 Технологии измерения и оценки конкурентоспособности страны
3.3 Оценка конкурентоспособности региона
3.1 Теоретические аспекты конкурентоспособности стран. М. Портером разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» по числу основных групп таких преимуществ. К ним относятся:
• факторные условия: людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе факторы качества жизни;
• условия внутреннего спроса: качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса;
• смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий;
• стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция - цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция.
Еще Д.Рикардо утверждал, что государства торгуют между собой (вступая тем самым в отношения конкуренции) ввиду разницы в производительности труда в различных отраслях. Неоклассики в 30-х гг. XX в. дополнили эту мысль, определив в качестве основных конкурентных преимуществ стран в международной торговле обладание в относительном избытке основными факторами: землей, трудом, капиталом. Майкл Портер сделал еще одно существенное уточнение, определив конкурентоспособность государства как производительность, которая понимается как эффективное использование рабочей силы и капитала и выражается величиной национального дохода на душу населения1.
По М.Портеру, развитие конкурентоспособности страны проходит четыре основные стадии: движение факторами, движение инвестициями, движение инновациями и движение богатством.
По поводу стадии развития инвестициями никаких иллюзий не может быть, тем более что у Портера речь идет о внутристрановых, а не о зарубежных инвестициях.
Наличие собственных технологий преимущественно лишь военно-промышленной ориентации не позволяет обольщаться по поводу возможности зафиксировать стадию движения инновациями.
Портер утверждает: политика государства важна не сама по себе, а своим влиянием на "конкурентный ромб". Он рекомендует государству инвестировать в создание факторов, прежде всего — развитых (в образование, инфраструктуру, науку). Портер особо подчеркивает значение такой функции государства, как улучшение качества внутреннего спроса путем использования таких инструментов, как государственные закупки, для создания раннего и сложного спроса, обеспечение процедур закупок, облегчающих инновации (например, бесплатное тестирование), непрепятствование иностранным конкурентам. За государством остается также функция поддержки и усиления кластеров (в том числе региональных), поощрение внутренней диверсификации, а не поглощений, при одновременном содействии внешнеэкономической активности фирм.
Главный тезис, главная рекомендация Портера состоит в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках. И маркетинг территориям нужен внутри их в том числе и для того, чтобы мог успешно развиваться маркетинг РК в целом, как конкурентоспособной страны. Единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности страны, утверждает М.Портер, это продуктивность использования ресурсов1.
Специалисты также обращают внимание на ключевую роль конкурентоспособности страны в развитии экономики, какой бы уровень рассмотрения мы ни взяли. Подчеркивается, что "синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности. В самом общем виде ее можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает
Социально-экономический имидж страны
В наиболее общем виде страна может быть оценена с помощью комплексного показателя ее благополучия. Это весьма значимо для миграционных потоков, туризма и др. По модернизированной методике Всемирного банка применяются четыре основных показателя: доля ВНП на душу населения и уровни обеспеченности населения: производственными ресурсами (основные фонды, дороги, здания); природными ресурсами; человеческими ресурсами (уровень образованности).
Другая весьма популярная методика используется в программе UNDPПрограмма развития Организации Объединенных
Наций (ПРООН) "Человеческое развитие" Организации Объединенных Наций, публикующей, начиная с 1990 года, ежегодный доклад (HDR) по результатам оценки стран по этому комплексному критерию развития. Авторы доклада не без основания утверждают, что реальное самочувствие нации определяется развитием человека, населения страны. Цель развития — создать условия, среду, в которой люди смогут жить и творить долго и без болезней. Эта простая истина, утверждают авторы доклада-99, часто забывается на фоне внимания к материальному и финансовому благополучию страны.1
Интегральный индекс человеческого развития включает три комплексных индекса:
• долголетие — ожидаемая продолжительность жизни (на
момент рождения);
• образованность — комбинация грамотности взрослых (с
весом 2/3) и среднего количества лет обучения (с весом 1/3);
• уровень жизни— реальный ВВП на душу населения
с поправкой на паритет покупательской способности (ППС,
местную стоимость жизни).
Методика, разработанная Институтом развития менеджмента под руководством профессора СТарелли, использует восемь крупных критериев конкурентоспособности стран, которые, в свою очередь, включают следующие комплексные показатели:
• внутренняя экономика: добавленная стоимость, инвестиции, сбережения, конечное потребление, деятельность секторов экономики, стоимость жизни, адаптивность;
• интернщгюналшация: сальдо по текущим операциям, экс
порт товаров и услуг, импорт товаров и услуг, конвертируе
мость валюты, портфельные инвестиции, иностранные пря
мые инвестиции, национальный протекционизм, опфытостъ;
• правительство: национальный долг, расходы бюджета, на
логовая политика, эффективность деятельности государства,
государственное регулирование, юстиция и безопасность;
• финансы: стоимость капитала, характеристики капитала, ди
намизм фондового рынка, эффективность банковской сферы;
• инфраструктура: технологическая инфраструктура, энер
гетическая самодостаточность, окружающая среда;
• менеджмент: производительность, стоимость рабочей си
лы, деятельность компаний, эффективность менеджмента,
корпоративная культура;
• наука и технологии: расходы на НИОКР, персонал НИ-
ОКР; технологический менеджмент, научная среда, интел
лектуальная собственность;
• люди: характеристики населения, рабочей силы, занятость,
безработица, структура образования, качество жизни, ори
ентации и ценности.
Не удивительно, что, по данным отчета Всемирного экономического форума "Глобальная конкурентоспособность-2000", подготовленного совместно с профессорами Гарвардского университета, пятерку самых конкурентоспособных государств составляют Финляндия, США, ФРГ, Нидерланды и Швейцария, а в пятерку самых перспективных по потенциалу роста входят США, Сингапур, Люксембург, Нидерланды и Ирландия. В рейтинг-листе нынешней конкурентоспособности Россия находится на 52-м месте из 58, уступая Сальвадору, но опережая Вьетнам. В рейтинг-листе потенциала рос-та наша страна заняла только 55-е место, пропустив вперед Ни дне позиции Вьетнам и опережая только Зимбабве, Украину, Болгарию и Эквадор1.
3.2 Технологии измерения и оценки конкурентоспособности страны.Внаиболее общем виде страна может быть оценена с помощью комплексного показателя ее благополучия. Это весьма значимо для миграционных потоков, туризма и др. По модернизированной методике Всемирного банка применяются четыре основных показателя: доля ВНП на душу населения, а также уровни обеспеченности населения производственными ресурсами (основные фонды, дороги, здания), природными и человеческими ресурсами (уровень образованности).
Другая весьма популярная методика используется программой Организации Объединенных Наций UNDP «Человеческое развитие», публикующей начиная с 1990 г. ежегодный доклад (HDR) о состоянии этого комплексного критерия развития стран. Его авторы не без основания утверждают, что реальное самочувствие нации определяется развитием человека, населения страны. Цель развития - создать условия, среду, в которой люди смогут жить и творить долго и без болезней. Эта простая истина часто забывается на фоне внимания к материальному и финансовому благополучию стран.
Человеческий потенциал - интегрированный показатель уровня развития современного общества, экономики и эффективности государства. Эксперты ООН используют в этих целях индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который представляет собой среднеарифметическую сумму значений трех равнозначимых компонентов:
• индекса уровня жизни (дохода), определяемого показателем ВВП (валового внутреннего продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США;
• индекса образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3);
• индекса долголетия, определяемого показателем продолжительности предстоящей жизни при рождении (ожидаемой продолжительности жизни).