Цели и задачи финансовой отчетности
Основой финансовой отчетности является бухгалтерский баланс, который анализируется по результатам отчетных периодов. В общем виде анализ бухгалтерского баланса сводится к сопоставлению его пассива и актива.
К активамотносятся средства предприятия, подразделяемые на три группы:
• внеоборотные активы (основные средства, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное капитальное строительство, расчеты с учредителями предприятия по дивидендам, расчеты с арендаторами и др.);
• текущие активы (производственные запасы, затраты по незавершенному производству, готовая продукция, товары, расчеты с дебиторами, денежные средства и прочие активы) и нематериальные активы (купленные патенты, лицензии, права на товарные знаки, на пользование землей, полезными ископаемыми, брокерские места, цена фирмы, гудвил, ноу-хау, программное обеспечение и прочие активы, не имеющие материально-вещественной основы);
• убытки (непокрытые убытки прошлых лет и отчетного года).
К пассивамотносятся источники средств предприятия:
• капитал и резервы (уставной, добавочный и резервный капитал, фонды накопления и социальной сферы, целевое финансирование и поступления, нераспределенная прибыль прошедших лет, нераспределенная прибыль отчетного года);
• долгосрочные пассивы (заемные средства и прочие долгосрочные пассивы);
• краткосрочные пассивы (заемные средства, кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей, прочие краткосрочные пассивы).
Анализируя структуру пассива баланса, можно оценить рыночную устойчивость предприятия, а через анализ активов предприятия оценивают его рыночную активность. Кроме того, баланс активов и пассивов дает возможность установить финансовую устойчивость предприятия .
3. Структура комплексного бизнес-плана
В бизнес-плане определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения. К основным целям разработки бизнес-плана относятся:
- приватизация объектов государственной и муниципальной собственности;
- осуществление инвестиционных проектов;
- реализация отдельных коммерческих операций;
- эмиссия ценных бумаг;
- определение перспектив развития фирмы;
- реорганизационные мероприятия, применяемые для несостоятельных предприятий (банкротов);
- финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.
Бизнес-план- это категория рыночного хозяйствования. Он является проверенным инструментом повышения доходности предприятий в условиях конкуренции и свободного предпринимательства. Хорошо составленный, научно обоснованный бизнес-план необходим многим участникам коммерческого дела: учредителям-собственникам, партнерам и смежникам, инвесторам, банкам, административным органам и другим структурам.
На рис. 1 дана схема бизнес-плана предприятия, а в табл. 1 - примерная структура и перечень задач анализа и оценки бизнеса.
Бизнес-план является технико-экономическим обоснованием коммерческого дела. Главный инструмент его разработки - сметное планирование.
Смета- это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период.
Основные цели составления смет:
- увязка текущих и перспективных планов;
- координация действий различных подразделений предприятия;
- детализация общих целей производства и доведение их до руководителей различных уровней ответственности;
- управление и контроль за производством;
- стимулирование эффективной работы руководителей и персонала предприятия;
- определение будущих параметров хозяйственной деятельности;
- периодическое сравнение текущих результатов деятельности с планом, выявление отклонений и причин неудовлетворительной работы.
Рис. 1. Общая блок-схема бизнес-плана предприятия
Таблица.1 Примерный перечень разделов бизнес-плана, задач экономического анализа и оценки- бизнеса
Название раздела | Содержание раздела | Задачи анализа и оценки | |
Титульный лист | Название и адрес фирмы; имена и адреса учредителей; суть предлагаемого проекта; стоимость проекта; ссылка на секретность | ||
Резюме (вводная часть) | Основные положения предполагаемого проекта; цель предлагаемого производства; новизна предлагаемой продукции; сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли, сроках возврата кредитов | Анализ и оценка объёма продаж; анализ затрат; оценка риска; оценка прибыли | |
Товар (услуга) | Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защиты патентами, прогноз цены и затрат на производство, организацию сервиса | Оценка потребительских свойств товара: анализ товаров конкурентов; анализ цен и затрат на производство продукции | |
Рынок сбыта | Положение дел в отрасли; потенциальные потребители; рыночная конъюнктура | Оценка положения дел в отрасли; анализ темпов прироста по отрасли; анализ потенциальных потребителей; анализ рыночной конъюнктуры | |
Конкуренция цен | Потенциальные конкуренты: оценка объемов производства и продаж, доходов, перспектив внедрения новых моделей, основных характеристик, уровня качества и дизайна продукции, политики | Сравнительный анализ (отдельных групп показателей деятельности конкурентов); анализ цели, стратегии конкурентов; анализ сильных и слабых сторон деятельности конкурентов | |
План маркетинга | Цены; каналы сбыта; реклама; прогноз новой продукции; ценообразование. | Анализ состояния рынка; анализ изменения цен; анализ внешних и внутренних факторов; анализ эффективности рекламы; анализ сильных и слабых сторон фирмы. | |
План производства | Производственный процесс (его описание); перечень базовых операций по обработке и сборке; поставке сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству); оборудование, здания, сооружения; трудовые ресурсы; затраты на производство продукции | Анализ сырья и материалов; анализ трудовых ресурсов; анализ затрат на производство продукции; анализ фондовооружённости; анализ себестоимости продукции. | |
Оценка риска и страхование | Слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; меры профилактики рисков; программа самострахования и внешнего страхования от рисков | Анализ риска по источникам и причинам; анализ риска статистическим, экспертным и комбинированными методами | |
Финансовый план | Прогноз объёмов реализации; баланс денежных расходов поступлений; таблица доходов и затрат; сводный баланс активов и пассивов предприятий; график достижения безубыточности | Финансовый анализ деятельности предприятий; анализ баланса денежных расходов и поступлений; анализ безубыточности; анализ доходов и затрат; выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения | |
Стратегия финансирования | Определение величины и источников получения средств; обоснование полного возврата средств и получения доходов | Анализ средств по источникам; анализ платежеспособности предприятия; анализ сроков окупаемости вложений |
При составлении смет используются различные методы:
- нормативный;
- расчетно-аналитический;
- балансовый;
- метод оптимизации;
- метод моделирования.
4. Роль комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности в мониторинге основных плановых показателей
Комплексный экономический анализ требует применения специальных знаний, которые позволяют:
- исследовать экономические процессы и их взаимосвязи, складывающиеся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;
- раскрывать тенденции и пропорции хозяйственного развития с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;
- обобщать передовой опыт на основе оптимальных управленческих решений, научно обосновывать планирование с объективной оценкой выполнения планов;
- выявлять положительные и отрицательные факторы с количественным измерением действий;
- раскрывать тенденции и пропорции хозяйственного развития с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов.
Вся производственная деятельность предприятий и их финансовые результаты зависят, от соблюдения принципов коммерческого расчета. В этом случае принцип материальной заинтересованности, являющийся одной из отличительных черт коммерческого расчета, обеспечивает необходимое сочетание интересов предприятия и коллектива, личного и общественного. Коммерческий расчет выступает в качестве важнейшего средства распределения по труду. Он способствует осуществлению планомерной связи между предприятиями, формами собственности. Особенностью коммерческого расчета является самостоятельность предприятий в рамках закона и ответственность их перед государством по налогообложению, эффективность использования ресурсов на основе требований рыночной экономики.
Действительная полезность экономического анализа состоит и в выявлении неиспользованных резервов на всех стадиях производственного процесса, повышении темпов развития экономики, наилучшем использовании в хозяйстве резервов и соблюдении непреложного принципа экономики - достижение наибольших результатов с наименьшими затратами. В процессе экономического анализа выявляются резервы путем сравнительного изучения выполнения плана, а также изучения и наиболее полного использования отечественного и зарубежного передового опыта.
При оценке финансовых результатов деятельности предприятий используются количественные и качественные показатели. Так, размер прибыли промышленного предприятия определяется не только количеством и ассортиментом выпускаемых изделий, но и их себестоимостью.
На промышленных предприятиях в процессе анализа тщательно исследуется выполнение производственной программы по количеству и ассортименту важнейших изделий, сортности, комплектности и качеству продукции, ритмичности производства, реализации продукции, выполнению договоров поставки; на транспорте — по грузообороту; в организациях связи - по числу оказанных услуг и т. д.
Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных, информационных и финансовых ресурсов позволяет выявить эффекты при функционировании производственных процессов.
Особое внимание следует обращать на анализ хозяйственной деятельности за период, предшествующий разработке плана. Ретроспективный анализ совмещается с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используется в плановых расчетах.
В большинстве случаев ретроспективный и текущий анализ завершаются перспективным (прогнозным) анализом, который дает возможность составить прогноз на будущее. Сравнительный анализ конечных производственно-финансовых результатов, показателей социально-экономической эффективности предприятий и организаций помогает выявить перспективы бизнес-плана.