Цели и задачи финансовой отчетности

Основой финансовой отчетности является бухгалтерский баланс, который анализируется по результатам отчетных периодов. В общем виде анализ бух­галтерского баланса сводится к сопоставлению его пассива и актива.

К активамотносятся средства предприятия, подразделяемые на три группы:

• внеоборотные активы (основные средства, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное капитальное строительство, расчеты с учредителя­ми предприятия по дивидендам, расчеты с арендаторами и др.);

• текущие активы (производственные запасы, затраты по незавершенно­му производству, готовая продукция, товары, расчеты с дебиторами, денеж­ные средства и прочие активы) и нематериальные активы (купленные патен­ты, лицензии, права на товарные знаки, на пользование землей, полезными ископаемыми, брокерские места, цена фирмы, гудвил, ноу-хау, программное обеспечение и прочие активы, не имеющие материально-вещественной основы);

• убытки (непокрытые убытки прошлых лет и отчетного года).

К пассивамотносятся источники средств предприятия:

• капитал и резервы (уставной, добавочный и резервный капитал, фонды накопления и социальной сферы, целевое финансирование и поступления, нераспределенная прибыль прошедших лет, нераспределенная прибыль от­четного года);

• долгосрочные пассивы (заемные средства и прочие долгосрочные пас­сивы);

• краткосрочные пассивы (заемные средства, кредиторская задолжен­ность, расчеты по дивидендам, доходы будущих периодов, фонды потребле­ния, резервы предстоящих расходов и платежей, прочие краткосрочные пассивы).

Анализируя структуру пассива баланса, можно оценить рыночную устой­чивость предприятия, а через анализ активов предприятия оценивают его рыночную активность. Кроме того, баланс активов и пассивов дает возмож­ность установить финансовую устойчивость предприятия .

3. Структура комплексного бизнес-плана

В бизнес-плане определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения. К основным целям разработки бизнес-плана относятся:

- приватизация объектов государственной и муниципальной собственности;

- осуществление инвестиционных проектов;

- реализация отдельных коммерческих операций;

- эмиссия ценных бумаг;

- определение перспектив развития фирмы;

- реорганизационные мероприятия, применяемые для несостоятельных предприятий (банкротов);

- финансовое оздоровление и выход из временного экономического кри­зиса.

Бизнес-план- это категория рыночного хозяйствования. Он является проверенным инструментом повышения доходности предприятий в условиях конкуренции и свободного предпринимательства. Хорошо составленный, на­учно обоснованный бизнес-план необходим многим участникам коммерче­ского дела: учредителям-собственникам, партнерам и смежникам, инвесто­рам, банкам, административным органам и другим структурам.

На рис. 1 дана схема бизнес-плана предприятия, а в табл. 1 - пример­ная структура и перечень задач анализа и оценки бизнеса.

Бизнес-план является технико-экономическим обоснованием коммерче­ского дела. Главный инструмент его разработки - сметное планирование.

Смета- это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период.

Основные цели составления смет:

- увязка текущих и перспективных планов;

- координация действий различных подразделений предприятия;

- детализация общих целей производства и доведение их до руководите­лей различных уровней ответственности;

- управление и контроль за производством;

- стимулирование эффективной работы руководителей и персонала предприятия;

- определение будущих параметров хозяйственной деятельности;

- периодическое сравнение текущих результатов деятельности с планом, выявление отклонений и причин неудовлетворительной работы.

Цели и задачи финансовой отчетности - student2.ru

Рис. 1. Общая блок-схема бизнес-плана предприятия

Таблица.1 Примерный перечень разделов бизнес-плана, задач экономического анализа и оценки- бизнеса

Название раздела Содержание раздела Задачи анализа и оценки  
Титульный лист Название и адрес фирмы; имена и адреса учредителей; суть предлагаемого проекта; стоимость проекта; ссылка на секретность    
Резюме (вводная часть) Основные положения предполагае­мого проекта; цель предлагаемого производства; новизна предлагаемой продукции; сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли, сроках возврата кредитов Анализ и оценка объёма продаж; анализ затрат; оценка риска; оценка прибыли  
Товар (услуга) Описание продукта (услуги): по­требительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защиты патентами, про­гноз цены и затрат на производ­ство, организацию сервиса Оценка потребительских свойств товара: анализ товаров конкурен­тов; анализ цен и затрат на производство продукции  
Рынок сбыта Положение дел в отрасли; потенциальные потребители; рыночная конъюнктура Оценка положения дел в отрасли; анализ темпов прироста по от­расли; анализ потенциальных потреби­телей; анализ рыночной конъюнктуры  
Конкуренция цен Потенциальные конкуренты: оценка объемов производства и продаж, доходов, перспектив внедрения новых моделей, ос­новных характеристик, уровня качества и дизайна продукции, политики Сравнительный анализ (отдель­ных групп показателей деятель­ности конкурентов); анализ цели, стратегии конкурен­тов; анализ сильных и слабых сторон деятельности конкурентов  
План маркетинга Цены; каналы сбыта; реклама; прогноз новой продукции; ценообразование. Анализ состояния рынка; анализ изменения цен; анализ внешних и внутренних факторов; анализ эффективности рекламы; анализ сильных и слабых сторон фирмы.  
План производства Производственный процесс (его описание); перечень базовых операций по обработке и сборке; поставке сырья, материалов, комплектующих изделий с пол­ным перечнем условий (по цене, количеству, качеству); оборудование, здания, сооруже­ния; трудовые ресурсы; затраты на производство про­дукции Анализ сырья и материалов; анализ трудовых ресурсов; анализ затрат на производство продукции; анализ фондовооружённости; анализ себестоимости продукции.  
Оценка риска и страхование Слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; меры профилактики рисков; программа самострахования и внешнего страхования от рисков Анализ риска по источникам и причинам; анализ риска статистическим, экспертным и комбинированны­ми методами  
Финансовый план Прогноз объёмов реализации; баланс денежных расходов поступлений; таблица доходов и затрат; сводный баланс активов и пассивов предприятий; график достижения безубыточности Финансовый анализ деятельности предприятий; анализ баланса денежных расходов и поступлений; анализ безубыточности; анализ доходов и затрат; выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансо­вого положения
Стратегия финансирования Определение величины и ис­точников получения средств; обоснование полного возврата средств и получения доходов Анализ средств по источникам; анализ платежеспособности пред­приятия; анализ сроков окупаемости вложе­ний

При составлении смет используются различные методы:

- нормативный;

- расчетно-аналитический;

- балансовый;

- метод оптимизации;

- метод моделирования.

4. Роль комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности в мониторинге основных плановых показателей

Комплексный экономический анализ требует применения специальных знаний, которые позволяют:

- исследовать экономические процессы и их взаимосвязи, складываю­щиеся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

- раскрывать тенденции и пропорции хозяйственного развития с опреде­лением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

- обобщать передовой опыт на основе оптимальных управленческих ре­шений, научно обосновывать планирование с объективной оценкой выполне­ния планов;

- выявлять положительные и отрицательные факторы с количественным измерением действий;

- раскрывать тенденции и пропорции хозяйственного развития с опреде­лением неиспользованных внутрихозяйственных резервов.

Вся производственная деятельность предприятий и их финансовые ре­зультаты зависят, от соблюдения принципов коммерческого расчета. В этом случае принцип материальной заинтересованности, являю­щийся одной из отличительных черт коммерческого расчета, обеспечивает необходимое сочетание интересов предприятия и коллектива, личного и об­щественного. Коммерческий расчет выступает в качестве важнейшего сред­ства распределения по труду. Он способствует осуществлению планомерной связи между предприятиями, формами собственности. Особенностью ком­мерческого расчета является самостоятельность предприятий в рамках закона и ответственность их перед государством по налогообложению, эффектив­ность использования ресурсов на основе требований рыночной экономики.

Действительная полезность экономического анализа состоит и в выявле­нии неиспользованных резервов на всех стадиях производственного процес­са, повышении темпов развития экономики, наилучшем использовании в хо­зяйстве резервов и соблюдении непреложного принципа экономики - дости­жение наибольших результатов с наименьшими затратами. В процессе эко­номического анализа выявляются резервы путем сравнительного изучения выполнения плана, а также изучения и наиболее полного использования оте­чественного и зарубежного передового опыта.

При оценке финансовых результатов деятельности предприятий исполь­зуются количественные и качественные показатели. Так, размер прибыли промышленного предприятия определяется не только количеством и ассор­тиментом выпускаемых изделий, но и их себестоимостью.

На промышленных предприятиях в процессе анализа тщательно иссле­дуется выполнение производственной программы по количеству и ассорти­менту важнейших изделий, сортности, комплектности и качеству продукции, ритмичности производства, реализации продукции, выполнению договоров поставки; на транспорте — по грузообороту; в организациях связи - по числу оказанных услуг и т. д.

Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных, информационных и финансовых ресурсов позволяет выявить эффекты при функционировании производственных процессов.

Особое внимание следует обращать на анализ хозяйственной деятельно­сти за период, предшествующий разработке плана. Ретроспективный анализ совмещается с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используется в плановых расчетах.

В большинстве случаев ретроспективный и текущий анализ завершаются перспективным (прогнозным) анализом, который дает возможность соста­вить прогноз на будущее. Сравнительный анализ конечных производственно-финансовых результатов, показателей социально-экономической эффектив­ности предприятий и организаций помогает выявить перспективы бизнес-плана.

Наши рекомендации