Формы международной интеграции

Формы интеграционных процессов многообразны. В своем развитии они постепенно усложнялись.

Выделяют следующие основные формы:

1. Зона свободной торговли;

2. Таможенный союз;

3. Общий рынок;

4. Экономический и валютный союз.

Первые 3 формы международной интеграции в данном списке охватывают сферу обмена и организовывают равные условия для развития торговли и взаимных финансовых расчетов. Последняя же форма подразумевает организацию высокоразвитых, прочных, долговременных внешнеэкономических и политических связей между странами — членами договора

1. Зона свободной торговли- начальная форма экономической интеграции, при которой отменяются торговые ограничения и таможенные пошлины для стран - участниц, интеграционной группировки (иногда таможенные пошлины только снижаются). Основными положениями соглашений об организации зон свободной торговли являются:

· обязательства сторон не превышать в одностороннем порядке таможенные пошлины и не возводить новые торговые барьеры;

· возможность дополнительных соглашений, при которых стороны могут расширить на определенный срок при взаимосогласованных обстоятельствах сферу распространения защитных мер.

2. Таможенный союз — форма более близкого сотрудничества, для которой свойственны положения зон свободной торговли, а также установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Основными принципами организации таможенного союза являются:

· скоординированная внешнеторговая политика в области таможенно-тарифных правил и процедур;

· более привлекательные условия для иностранных инвесторов;

· возможность введения единой конвертируемой валюты и функционирования расчетной денежной системы.

При возникновении более высокого тарифа на товар по сравнению со средневзвешенным, страны-участники ограничивают внешние источники с целью развития внутрисоюзных ресурсов.

При возникновении тарифа на товар ниже средневзвешенного страны-участники ставят условия для усиления конкуренции с целью создания стимулов для отечественных производителей к изготовлению конкурентоспособной продукции.

Недостаток таможенного союза — ослабление уровня торговли со странами, не входящими в союз.

3. Общий рынокв качестве базы интеграционного процесса берет достижения таможенного союза. Но теперь единое экономическое пространство образуется не только для взаимного товарообмена. Оно вбирает в себя и передвижение всех факторов производства (капитала и рабочей силы).

Как показала жизнь, идеям общего рынка может препятствовать разнонаправленность национальных экономических политик. Разный предпринимательский режим (налоговые ставки, уровень банковского процента и т.д.) создает предпосылки для возможного перемещения капитальных активов из одной страны в другую. Предотвращение подобных нежелательных процессов, угрожающих национальной безопасности каждой из стран-участниц, стало возможным при согласовании их национальных экономических политик.

4. Экономический и валютный союз— высшая форма организации мировой экономической интеграции, при которой договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением

Ярким примером экономического союза могут быть Соединенные Штаты Америки, где 50 штатов объединено в полный экономический союз с общей валютой и единым Центральным банком (Федеральная резервная система). Фискальная и монетарная политики, международная политика, военные расходы, пенсионное обеспечение, программы здравоохранения едины и обеспечиваются единым федеральным правительством. Другие аспекты жизнедеятельности американского социума (образование, культура, сохранение порядка) регулируются и финансируются штатами. Это позволяет удовлетворять местные специфические потребности штатов.

Экономическим союзом называет себя и Европейское сообщество. Оно в 2002 году ввело единую валюту — евро. В настоящее время происходит унификация социально-экономической, денежно-кредитной политики в этих странах. Этот процесс будет и дальше развиваться.

Обобщенная характеристика международных региональных объединений дается в таб. 1.2:

Таблица 1.2

Признаки международных региональных образований

Формы интеграционных образований Свободная торговля внутри региона Единые тарифы и квоты к третьим странам Свободное движение факторов производства внутри региона Единая экономическая политика стран соглашения
Зоны свободной торговли + - - -
Таможенный союз + + - -
Общий рынок + + + -
Экономический союз + + + +

Таблица 1.3

Уровень развития интеграционных объединений

Наши рекомендации