Формы международной интеграции
Формы интеграционных процессов многообразны. В своем развитии они постепенно усложнялись.
Выделяют следующие основные формы:
1. Зона свободной торговли;
2. Таможенный союз;
3. Общий рынок;
4. Экономический и валютный союз.
Первые 3 формы международной интеграции в данном списке охватывают сферу обмена и организовывают равные условия для развития торговли и взаимных финансовых расчетов. Последняя же форма подразумевает организацию высокоразвитых, прочных, долговременных внешнеэкономических и политических связей между странами — членами договора
1. Зона свободной торговли- начальная форма экономической интеграции, при которой отменяются торговые ограничения и таможенные пошлины для стран - участниц, интеграционной группировки (иногда таможенные пошлины только снижаются). Основными положениями соглашений об организации зон свободной торговли являются:
· обязательства сторон не превышать в одностороннем порядке таможенные пошлины и не возводить новые торговые барьеры;
· возможность дополнительных соглашений, при которых стороны могут расширить на определенный срок при взаимосогласованных обстоятельствах сферу распространения защитных мер.
2. Таможенный союз — форма более близкого сотрудничества, для которой свойственны положения зон свободной торговли, а также установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Основными принципами организации таможенного союза являются:
· скоординированная внешнеторговая политика в области таможенно-тарифных правил и процедур;
· более привлекательные условия для иностранных инвесторов;
· возможность введения единой конвертируемой валюты и функционирования расчетной денежной системы.
При возникновении более высокого тарифа на товар по сравнению со средневзвешенным, страны-участники ограничивают внешние источники с целью развития внутрисоюзных ресурсов.
При возникновении тарифа на товар ниже средневзвешенного страны-участники ставят условия для усиления конкуренции с целью создания стимулов для отечественных производителей к изготовлению конкурентоспособной продукции.
Недостаток таможенного союза — ослабление уровня торговли со странами, не входящими в союз.
3. Общий рынокв качестве базы интеграционного процесса берет достижения таможенного союза. Но теперь единое экономическое пространство образуется не только для взаимного товарообмена. Оно вбирает в себя и передвижение всех факторов производства (капитала и рабочей силы).
Как показала жизнь, идеям общего рынка может препятствовать разнонаправленность национальных экономических политик. Разный предпринимательский режим (налоговые ставки, уровень банковского процента и т.д.) создает предпосылки для возможного перемещения капитальных активов из одной страны в другую. Предотвращение подобных нежелательных процессов, угрожающих национальной безопасности каждой из стран-участниц, стало возможным при согласовании их национальных экономических политик.
4. Экономический и валютный союз— высшая форма организации мировой экономической интеграции, при которой договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением
Ярким примером экономического союза могут быть Соединенные Штаты Америки, где 50 штатов объединено в полный экономический союз с общей валютой и единым Центральным банком (Федеральная резервная система). Фискальная и монетарная политики, международная политика, военные расходы, пенсионное обеспечение, программы здравоохранения едины и обеспечиваются единым федеральным правительством. Другие аспекты жизнедеятельности американского социума (образование, культура, сохранение порядка) регулируются и финансируются штатами. Это позволяет удовлетворять местные специфические потребности штатов.
Экономическим союзом называет себя и Европейское сообщество. Оно в 2002 году ввело единую валюту — евро. В настоящее время происходит унификация социально-экономической, денежно-кредитной политики в этих странах. Этот процесс будет и дальше развиваться.
Обобщенная характеристика международных региональных объединений дается в таб. 1.2:
Таблица 1.2
Признаки международных региональных образований
Формы интеграционных образований | Свободная торговля внутри региона | Единые тарифы и квоты к третьим странам | Свободное движение факторов производства внутри региона | Единая экономическая политика стран соглашения |
Зоны свободной торговли | + | - | - | - |
Таможенный союз | + | + | - | - |
Общий рынок | + | + | + | - |
Экономический союз | + | + | + | + |
Таблица 1.3
Уровень развития интеграционных объединений