Рынок: понятие, условия возникновения, виды, функции, институциональные основы функционирования. Фиаско рынка

Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, опосредуемых через спрос и предложение.

Условия возникновения:

1. редкость экономических ресурсов

2. ограниченность производственных возможностей человека по сравнению с его потребностью

3. общественное разделение труда

4. экономическое обособление производителей

Функции:

1. регулирующая – рынок явл. инструментом регулирования товарных производств;

2. стимулирующая – стимулирует изготавливать с меньшими затратами;

3. информационная – необходимая информация о товаре;

4. санирующая – очищение общественного производства от нежизнеспособных субъектов;

5. ценообразующая – установление цены.

Виды:

I. по географическому обхвату: мировой рынок; национальный рынок; региональный рынок.

II. по типу конкуренции: монопольный; олигопольный; рынок совершенной конкуренции.

III. по условию действующего законодательства: легальный; нелегальный.

IV. по объекту купли-продажи: 1. финансовый рынок (валютный рынок; рынок национальных валют); 2. товарный рынок: (р. потребительских товаров; р. товаров промышленного назначения; р. информаций; р. технологий).

Основы функционирования рыночной системы:

- Частная собственность и право, как основа принятия решений хозяйствующими субъектами;

- Свободное колебание спроса и предложения, которые формируют цену;

- Товарное производство.

Фиаско рынка – проблема, на решение которых рынок не рассчитан

-: - загрязнение окружающей среды

- р. не справляется с Нац. обороной и с производством ряда благ

- неравное распределение доходов

- цикличность – чередование подъемов и кризисов

- безработица и др.

+: - эффективность

- не знает деффицита

Модели рыночной экономики. Особенности белорусской социально-экономической модели.

Модели рыночной экономики:

1.Либеральная модель рыночной экономики (США):

- приоритет частной собственности;

- гибкие рынки труда и товаров;

- незначительное государственное регулирование;

- относительно низкие налоги.

2. Европейская экономическая модель – социальная рыночная экономика:

- поддержка конкурентной среды, препятствующей возникновению монополий;

- невмешательство государства в механизм ценообразования;

- проведение политики «открытой экономики».

3. Скандинавский социализм

Частная собственность и соблюдение основных рыночных принципов, но с существенным вмешательством государства (процессы перераспределения доходов – высокие налоги уравновешиваются значительными социальными пособиями).

4. Модель новых индустриальных стран

Развитие на основе рыночных принципов, но уровень и характер государств-го вмешательства различаются.

Особенности белорусской социально-экономической модели развития:

- мощная и эффективная государственная власть;

- развитие частного сектора наряду с государственным;

- приватизация государственной собственности;

- ориентация на интеграционные процессы со странами СНГ, в первую очередь с Россией;

- приоритет — развитию социальной сферы.

Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса

Спрос – желание и способность людей покупать товары.

Закон спроса – с повышением цены какого-либо товара спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара

Неценовые факторы спроса:

1. доходы населения

2. потребительские вкусы

3. число покупателей

4. цены на сопряженные товары: - взаимозаменяемые; - взаимодополняемые

5. ожидания

Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения

Предложение – желание и способность продавцов (производителей) предоставлять товары на рынке.

Закон предложения – с повышением цены на рынке увеличивается объем предложения данного товара.

Неценовые факторы предложения:

1. издержки производства

2. технология

3. налоги

4. цены на другие товары

5. ожидание

6. число продавцов

Изменения спроса и предложения и их влияние на цену. Равновесие рынка.

Причина изменения спроса м.б. связана с ростом популярности производимого продукта среди клиентов компании-производителя. Спрос зависит либо от цены, либо от качества изделия. В случае повышения спроса на продукт, цена будет возрастать. Это связано с дополнительными затратами на изготовление дополнительных партий изделий.

При сокращении предложения на готовую продукцию, ее цена возрастает. Основа проблемы в том, что благодаря увеличению предложений продукция перейдет в разряд дорогостоящих продуктов.

Рыночное равновесие — это когда спрос на товар равен его предложению. Такая цена в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.

Виды рыночного равновесия:

Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние цена и объём, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объём спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.

Наши рекомендации