Рынок: понятие, условия возникновения, виды, функции, институциональные основы функционирования. Фиаско рынка
Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, опосредуемых через спрос и предложение.
Условия возникновения:
1. редкость экономических ресурсов
2. ограниченность производственных возможностей человека по сравнению с его потребностью
3. общественное разделение труда
4. экономическое обособление производителей
Функции:
1. регулирующая – рынок явл. инструментом регулирования товарных производств;
2. стимулирующая – стимулирует изготавливать с меньшими затратами;
3. информационная – необходимая информация о товаре;
4. санирующая – очищение общественного производства от нежизнеспособных субъектов;
5. ценообразующая – установление цены.
Виды:
I. по географическому обхвату: мировой рынок; национальный рынок; региональный рынок.
II. по типу конкуренции: монопольный; олигопольный; рынок совершенной конкуренции.
III. по условию действующего законодательства: легальный; нелегальный.
IV. по объекту купли-продажи: 1. финансовый рынок (валютный рынок; рынок национальных валют); 2. товарный рынок: (р. потребительских товаров; р. товаров промышленного назначения; р. информаций; р. технологий).
Основы функционирования рыночной системы:
- Частная собственность и право, как основа принятия решений хозяйствующими субъектами;
- Свободное колебание спроса и предложения, которые формируют цену;
- Товарное производство.
Фиаско рынка – проблема, на решение которых рынок не рассчитан
-: - загрязнение окружающей среды
- р. не справляется с Нац. обороной и с производством ряда благ
- неравное распределение доходов
- цикличность – чередование подъемов и кризисов
- безработица и др.
+: - эффективность
- не знает деффицита
Модели рыночной экономики. Особенности белорусской социально-экономической модели.
Модели рыночной экономики:
1.Либеральная модель рыночной экономики (США):
- приоритет частной собственности;
- гибкие рынки труда и товаров;
- незначительное государственное регулирование;
- относительно низкие налоги.
2. Европейская экономическая модель – социальная рыночная экономика:
- поддержка конкурентной среды, препятствующей возникновению монополий;
- невмешательство государства в механизм ценообразования;
- проведение политики «открытой экономики».
3. Скандинавский социализм
Частная собственность и соблюдение основных рыночных принципов, но с существенным вмешательством государства (процессы перераспределения доходов – высокие налоги уравновешиваются значительными социальными пособиями).
4. Модель новых индустриальных стран
Развитие на основе рыночных принципов, но уровень и характер государств-го вмешательства различаются.
Особенности белорусской социально-экономической модели развития:
- мощная и эффективная государственная власть;
- развитие частного сектора наряду с государственным;
- приватизация государственной собственности;
- ориентация на интеграционные процессы со странами СНГ, в первую очередь с Россией;
- приоритет — развитию социальной сферы.
Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса
Спрос – желание и способность людей покупать товары.
Закон спроса – с повышением цены какого-либо товара спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара
Неценовые факторы спроса:
1. доходы населения
2. потребительские вкусы
3. число покупателей
4. цены на сопряженные товары: - взаимозаменяемые; - взаимодополняемые
5. ожидания
Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения
Предложение – желание и способность продавцов (производителей) предоставлять товары на рынке.
Закон предложения – с повышением цены на рынке увеличивается объем предложения данного товара.
Неценовые факторы предложения:
1. издержки производства
2. технология
3. налоги
4. цены на другие товары
5. ожидание
6. число продавцов
Изменения спроса и предложения и их влияние на цену. Равновесие рынка.
Причина изменения спроса м.б. связана с ростом популярности производимого продукта среди клиентов компании-производителя. Спрос зависит либо от цены, либо от качества изделия. В случае повышения спроса на продукт, цена будет возрастать. Это связано с дополнительными затратами на изготовление дополнительных партий изделий.
При сокращении предложения на готовую продукцию, ее цена возрастает. Основа проблемы в том, что благодаря увеличению предложений продукция перейдет в разряд дорогостоящих продуктов.
Рыночное равновесие — это когда спрос на товар равен его предложению. Такая цена в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.
Виды рыночного равновесия:
Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние цена и объём, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объём спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.